Главная » Все Новости » Главная новость » В «Мемориале» раскрыли новые подробности независимого расследования внесудебных казней и пыток в Чечне

В «Мемориале» раскрыли новые подробности независимого расследования внесудебных казней и пыток в Чечне

Правозащитный центр «Мемориал» совместно с «Новой газетой» и адвокатами провели пресс-конференцию, на которой озвучили предварительные итоги собственного расследования пыток и внесудебных казней в Чечне. Трансляция велась на youtube-канале ПЦ «Мемориал».

В июле 2017 года «Новая газета» публиковала список задержанных в декабре 2016 — январе 2017 года и расстрелянных без суда. Как минимум 25 из 27 людей из списка были задержаны сотрудниками силовых структур, а затем бесследно исчезли. По данным «Мемориала» и «Новой», большинство из них держали в подвалах полка № 2 Патрульно-постовой службы полиции им. Ахмад-Хаджи Кадырова (ППСП-2), где они подвергались жестоким пыткам, в том числе электрическим током.

Согласно официальной версии, 22 человека из «расстрельного списка» уехали воевать в Сирию на стороне террористических организаций, причем следствие пришло к такому выводу на основании показаний двух свидетелей, которые уже сидят в тюрьме за участие в незаконных вооруженных формированиях.

Двое других чеченцев, по данным правоохранителей, живы и находятся дома, еще трое мертвы: двое скончались в больнице от полученных при задержании травм, еще один — Абдулкеримов — внезапно умер от остановки сердца, его могилу показывали уполномоченной по правам человека Татьяне Москальковой. «Мемориал» отмечает, что врач не проводил вскрытие для установки причины смерти, а потому в организации считают, что его тело, в отличие от остальных, было выдано родственникам так как братья Абдулкеримова работают в правоохранительных органах.

«Вывод о том, что 22 человека уехали в Сирию, был сделан лишь на основе показаний двух свидетелей, осужденных за терроризм и находящихся в заключении. При этом следователи даже не попытались установить билинг телефонов этих людей, что могло бы помочь выяснить места их реального пребывания.

При осмотре места дислокации ППСП-2 были не осмотрены именно те корпуса, где предположительно содержали задержанных. Несмотря на то, что документы, свидетельствующие, что смерть Абдулкеримова носила ненасильственный характер, более чем сомнительны, реальные обстоятельства его смерти фактически не проверяли», — утверждает «Мемориал».

ПЦ «Мемориал» и «Правовая инициатива» намерены обратиться в Европейский суд по правам человека по этому делу.

Узнать детали задержания чеченцев и их содержания в «секретной тюрьме» правозащитники и журналист «Новой газеты» Елена Милашина смогли в том числе благодаря так называемому «делу 14-ти» — уголовному делу в отношении 14-ти жителей Курчалоевского района, которым вынесли приговоры за участие в незаконных вооруженных формированиях, хранение взрывчатки и оружия.

Молодых людей задержали 9—10 января 2017 года и в течение нескольких недель так же, как и фигурантов «расстрельного списка 27-ми», держали в подвале полка ППСП-2, постоянно пытали, угрожали сексуальным насилием, вынудив подписать признательные показания.

«Металлопластиковыми трубами нас там пытали, электрошоком <…> Потом нам связали руки скотчем, вывели на улицу и посадили в «таблетку», УАЗик. 9 или 11 человек нас там было, кроме сотрудников полиции. И нас увезли в Грозный, во второй полк, в ППСП-2, завели в подвал, заломив руки, накинув на голову футболку, там посадили в угол, поставили на колени. Каждый, кому не лень, каждый, кто захотел, у кого отыщутся руки, проходя мимо, били кто чем — кто дубинками, кто черенком, кто металлопластиковыми дубинками, шлангами. Кто как хотел, по желанию», — рассказывал фигурант дела Эпсар Абубакаров на заседании в Верховном суде Чечни.

«В ходе рассмотрения «дела 14-ти» в суде первой инстанции родственники подсудимых не хотели гласности, не обращались за помощью к правозащитникам, не нанимали адвокатов, готовых реально бороться с обвинением. Дело в том, что представители власти неофициально говорили им — «не поднимайте шума, смиритесь, и вашим близким будут вынесены очень мягкие приговоры» <…> И лишь когда были вынесены суровые приговоры, родственники обратились к правозащитникам», — говорят в «Мемориале».

www.novayagazeta.ru

 

Chechenews.com

23.07.19.