Главная » Все Новости » Кавказ » Грузии нужен не ПДЧ, а более короткий путь в НАТО

Грузии нужен не ПДЧ, а более короткий путь в НАТО

The honour guard stands at attention by the coffins of Georgian soldiers killed in Afghanistan at the airport in Tbilisi, May 16, 2013. Three Georgian soldiers were killed in southern Afghanistan on Monday when insurgents detonated a vehicle laden with explosives, a senior Western military official and NATO said. REUTERS/David Mdzinarishvili (GEORGIA - Tags: MILITARY CONFLICT) - RTXZOJJ

Май 2015 года. Министр обороны Грузии Тина Хидашели выступает перед американскими и грузинскими военнослужащими на официальном открытии учебных маневров «Достойный партнер 2015». Маневры представляют из себя совместные боевые учения и подготовку в боевой стрельбе американских и грузинских военнослужащих в полевых условиях. Целью маневров является поддержка участия Грузии в силах быстрого реагирования и укрепление связей между двумя странами.

Значение Варшавского саммита НАТО все еще предстоит определить и если альянс решил предпринять дальнейшие шаги на расширение, это станет еще одной важной вехой в истории этой организации.

Есть несколько стран-аспирантов, которые ожидают такого смелого решения и Грузия одна из них. Позиция грузинской власти, что альянс должен признать прогресс страны в деле осуществления политических и военных реформ, сегодня наиболее актуально. Министерство обороны Грузии в июне сделало заявление, в котором подчеркнуто ожидание страной получения ПДЧ на Варшавском саммите. Также, министр обороны Тина Хидашели сделала несколько заявлений по проактивной позиции, выразить которую намерена власть по данному вопросу.

Достойно приветствия подобная твердая позиция со стороны Грузии. Однако, если допустить, что НАТО по-прежнему не сможет принять решения в отношении Грузии, то именно сегодня важно разработать правильную стратегию и правильно ее озвучить как внутри страны, так и за ее пределами, чтобы избежать большего разочарования грузинской общественности.

Что касается стратегии, приоритетом Грузии не должно быть получение ПДЧ. С точки зрения военной совместимости и военно-политических реформ, Грузия уже близка к стандартам НАТО. Кроме того, имеющиеся механизмы двусторонних отношений, каковыми являются комиссия НАТО-Грузия и Ежегодная национальная программа, это именно те инструменты, которые могут ускорить вступление Грузии в НАТО. Сегодня приоритетом является убеждение стран-партнеров НАТО, что Грузия ожидает от Варшавского саммита заявления о том, что Грузия может вступить в НАТО без получения ПДЧ, с учетом существующих между Грузией и НАТО политических и военных компонентов партнерства. Подобное решение даст НАТО возможность использовать удобный политический момент и объявить о вступлении Грузии в альянс.

Фактор России против интересов НАТО в вопросах безопасности

Ни для кого не секрет, что основным фактором, мешающим вступлению Грузии в НАТО, является Россия. В течение лет Вашингтон и его европейские союзники прилагали большие усилия избежать всего, что могло вызвать напряжение отношений с Россией. Однако, если посмотреть на события в Украине, эта осторожность не дала желаемых результатов. К сожалению, заявление президента Обама в марте 2014 года, в котором говорилось о том, что «ни Украина и ни Грузия не стоят на пути вступления в НАТО», Москвой было воспринято как вето на расширение альянса. А это осенью 2014 года вызвало большую эскалацию конфликта в Восточной Украине.

Недавно Россия еще раз сдвинула границы так называемой Южной Осетии вглубь территории Грузии. В результате, часть нефтепровода Баку-Супса, по которому с Каспийского моря в направлении Черного моря транспортируется нефть и поставляется в нефтеперерабатывающие заводы Европы и Израиля, оказалась под контролем России. Ясно, что разговор с Россией на языке односторонних уступок безрезультатен.

Скептики настойчиво повторяют, что вступление Грузии в НАТО представляет угрозу для страны, так как этот факт не сможет защитить Грузию от захватнических действий России. Однако факт, что гораздо легче защитить горную территорию Грузии, нежели большую часть восточных границ НАТО — что также было проблемой во времена «холодной войны».

Правда состоит в том, что Грузия не сможет защититься самостоятельно, но и то правда, что в случае адекватной военной помощи грузинская армия может нанести серьезный ущерб России в случае продолжения ее агрессии. В случае попыток России продолжить агрессию, противотанковое и противовоздушное вооружение и военный учения НАТО и США сыграют роль серьезного сдерживающего фактора.

Заявления о том, что Грузия ляжет грузом для альянса, следует сбалансировать с учетом того, насколько большой вклад внесла Грузия в обеспечение безопасности Запада. Если учесть, какие большие вызовы создает интересам Запада вооруженные силы радикального «Исламского государства» на Ближнем Востоке, а Россия в Украине, и, потенциально, в странах Прибалтики, то потенциально, стратегическое пребывание Запада в неустойчивом Южнокавказском регионе приобретает гораздо большее значение. Грузия также представляет из себя центральный узел коридора для транспортировки энергии между Западом и Востоком, и на ее территории размещены трубопроводы и железнодорожные транспортные коридоры, а также трассы из Центральной Азии для транспортировки энергоресурсов. Именно этот связывающий Запад и Восток южнокавказский коридор имеет потенциал стать кратчайшим и скорейшим маршрутом для сухопутных перевозок между Европой, странами Средиземноморья и Китаем, что, соответственно, превращает ее в важную ось глобальной торговли.

Варшавская цель Грузии

Грузия нужно получить на Варшавском саммите официальную декларацию лидеров альянса, что Грузия в любое время может вступить в НАТО без ПДЧ. Это бы помогло избежать какого-либо повода Москвы вызвать дальнейшую эскалацию конфликта на Кавказе.

Москва сейчас верит, что НАТО не готов принять Грузию в альянс и он подтвердит ожидания России, если не предоставить Грузии ПДЧ. В то же время, сняв с повестки дня вопрос о ПДЧ, НАТО усилит веру грузинской общественности в «объединение с Западом». В таком случае, будет распространено мнение, что Грузия станет членом НАТО, когда альянс примет политическое решение по этому вопросу и когда не будет никаких технических препятствий по вопросу приема.

Кроме традиционных восточноевропейских союзников Грузии, которые всегда поддерживали стремление Грузии в НАТО, внимание грузинской дипломатии в последующие 12 месяцев должно быть заострен на работу с тремя основными странами НАТО: США, Германией и Турцией.

Позиция властей США будет решающей в этом процессе, хотя большую роль в вопросе вступления Грузии в НАТО играют Германия и Турция. Обе страны должны видеть стимул поддержать Грузию. Германия может стать главным бенефициаром в процессе сухопутной торговли между Китаем и Европой и, соответственно, ее должны больше беспокоить вопросы безопасности и стабильности в Грузии. Турция является одним из главных членов НАТО и соседкой Грузии, с которой наша страна имеет политические и коммерческие связи. Однако, Турция стоит перед большими вызовами на Ближнем Востоке и поэтому для нее будет важно иметь верного и стабильного союзника по соседству.

США могут и должны помочь Грузии в урегулировании отношений с этими ее союзниками. Достойная оценка участия Грузии в операциях США и НАТО на протяжении более десяти лет и в то же время их отказ во вступлении в организацию коллективной безопасности, что может защитить суверенитет Грузии, Является моральным поражением Запада. Варшава же дает возможность на осуществление позитивных изменений.

Мамука ЦеретелиДиректор института исследований Центральной Азии и Кавказа Школы международных перспективных исследований Университета Хопкинса, бывший член рабочей группы Атлантического совета.

Источник: «Georgian Review»

Перевод с грузинского — портал «Грузия Online»

Chechenews.com

26.07.15.