Главная » Новости » Как шпионы Москвы обманывают Америку снова и снова

Как шпионы Москвы обманывают Америку снова и снова

Московский «особняк XVII века послужил антуражем для «саммита» 2007 года, где собрались сотрудники ЦРУ, агенты ФБР и их российские коллеги», повествует журналистка The Daily Beast Кимберли Дозьер. Но вместо попытки навести мосты это оказался допрос, утверждают авторы.

«Это было хуже, чем полиграф», — сказал изданию неназванный «бывший высокопоставленный офицер разведки». «Они использовали разных людей, чтобы задавать нам снова и снова одни и те же вопросы, каждый раз перефразированные немножко иначе, словно хотели проверить, лжем ли мы», — цитирует его издание и добавляет: «и чтобы обманом выудить из них информацию».

Автор утверждает: «Это взаимодействие символично для 20 лет попыток США протянуть руку Москве».

«Для них мы, США, — «главный враг», — сказал экс-сотрудник ЦРУ Джон Сайфер. — В их понимании они ведут с нами войну. Все, что вредит Соединенным Штатам, положительно влияет на Россию». Издание добавляет: «Это вдвойне верно в случае российского президента Путина, который когда-то руководил российской ФСБ, преемницей печально известного советского КГБ».

По словам автора, ветераны ЦРУ надеются довести эту поучительную историю до президента Трампа и его ближайших советников, поскольку опасаются, что те надеются на альянс с Россией.

Журналисты издания побеседовали с бывшими разведчиками, которые участвовали в конференции Cipher Brief в Джорджии, а также с другими бывшими сотрудниками ЦРУ, которые описали свои встречи с российской стороной при администрациях Клинтона, Буша и Обамы.

«Они описали постоянную закономерность: США вступают во взаимодействие с Москвой в отношении какой-то трудной проблемы вроде терроризма, и Россия вначале начинает помогать. Через несколько месяцев США обнаруживают, что сотрудничество недолговечно либо что к нему прилагается много условий. Едва возникают разногласия из-за чего-то вроде Украины или Сирии, все, чем американцы поделились с россиянами, превращается в оружие против них», — пишет издание.

«Когда отношения разрываются, сотрудники контртеррористических подразделений, которые посетили Москву и, следовательно, раскрыли свою личность перед россиянами, обнаруживают, что они включены в российский всемирный список слежки за террористами и что в аэропортах стран, дружественно относящихся к России, их отводят в сторону, чтобы подвергнуть изнурительному допросу. Это лишь один из дюжины способов, которыми сотрудники разведки и правоохранительных органов США расплатились за то, что хотя бы ненадолго доверились России, сказал другой бывший высокопоставленный сотрудник разведки», — пишет издание.

«Либо они собирают вместе наших специалистов по контртеррористической деятельности, а затем прощупывают их», — сказал Стив Холл, который до своего ухода на пенсию в 2015 году руководил в ЦРУ глобальными операциями в отношении России. «Слабости типа: пьют ли они, нуждаются ли они в деньгах, настроены ли они пророссийски? Все, чем они могут воспользоваться, чтобы обзавестись какими-то рычагами давления, дабы попытаться кого-то завербовать», — пояснил он.

«После того, как рухнула Берлинская стена, мы увидели как никогда любезных русских», — сказал Джим Вулси о своих контактах с российскими официальными лицами еще перед тем, как в президентство Клинтона возглавил ЦРУ.

В 1993 году отношения были «достаточно теплыми, но начали охлаждаться», добавил Вулси. По его словам, ко времени, когда Ельцин ушел в отставку и назначил Путина и.о. президента, «преображение закончилось». «Никогда не бывает такого, чтобы россияне не вмешивались», — сказал Вулси.

Когда после терактов 11 сентября 2001 года Путин первым вызвался помочь США в борьбе с «Талибаном»*, администрация Джорджа У. Буша увидела свой шанс.

«Это очень по-американски: многие из тех, кто не имел дела с русскими каждый день, просто предположили, что те будут естественными союзниками, — сказал [экс-сотрудник ЦРУ Джон] Сайфер о днях после 11 сентября. — Те из нас, кто работал над российской темой годы и годы, прониклись скептицизмом, потому что русские — это что-то вроде полицейского государства… явно выраженного», американские шпионы и дипломаты там подвергались круглосуточной слежке и притеснениям», — говорится в статье.

И все же Россия предложила ключевую помощь, заметил другой бывший высокопоставленный сотрудник ЦРУ Роберт Данненберг.

«Это Путин поднял трубку, позвонил Бушу и сказал: мы об этом ничего не знали и мы вам поможем, чем сможем, — сказал Данненберг в интервью. — Три дня спустя у нас в Лэнгли (штаб-квартира ЦРУ. — Прим. ред.) появилась группа сотрудников российской разведки». Он добавил: «Оказалось, у них имелось не так много, как мы думали, либо это устарело и было уже не так полезно».

Тем не менее, американцы поехали в Москву на саммит сотрудников разведки и правоохранительных органов вместе с ФСБ и СВР.

«Встречи начинаются примерно в 9 утра в гостиной (…), где хозяева наливают всем рюмки коньяка, чтобы начать день, — вспоминал некий бывший сотрудник разведки. — Затем участники переходят в комнату побольше, где две делегации усаживаются лицом к лицу за длинными столами, и в каждой точке есть чай и минеральная вода».

Несколько бывших американских разведчиков рассказали: «При каждом перерыве снова дают коньяк». «А за роскошным ланчем каждый выпивает обязательную рюмку водки, соперничая за то, чтобы провозглашать все более невероятные тосты во славу новообретенной дружбы», — пересказывает автор.

По словам Данненберга, сотрудничество по итогам этой встречи оказалось краткосрочным: россиян интересовала не столько «глобальная война с терроризмом», сколько «глобальная война с Чечней», как прозвали это сотрудники ЦРУ.

«Там, где наш взгляд на войну с террором пересекался с их взглядом, русские охотно сотрудничали, так как это было в их интересах, — сказал он. — Если же мы хотели получить от них информацию о (…) ячейке «Аль-Каиды»* в Джакарте, например, мы обнаруживали, что они совершенно не реагируют».

И все же Россия оказала помощь в логистике: например, предоставила США доступ в свое воздушное пространство. «Мы никогда бы не смогли проводить операции в Афганистане, если бы Россия вначале не сотрудничала с нами», — заявил Данненберг.

Встреча в Москве в 2007 году стала еще одной попыткой наладить сотрудничество.

Один из сотрудников ЦРУ сказал: «Мы были заинтересованы в совершенно американском понимании сотрудничества (даже с государством-соперником), направленного против противника, который опасен для нашего существования». По словам автора, это могло в итоге вылиться в обмен разведданными или уликами в делах о терроризме.

Но другая сторона «использовала это как блестящий шанс, по сути, заняться широким и общим сбором разведданных о планах и намерениях США в том, что касалось терроризма, — сказал экс-разведчик. — Русские пытались выяснить, что мы знаем, чего мы не знаем и как мы узнали то, что мы знаем. Они хотели, чтобы мы поделились с ними разведданными и информацией о контактах с терроризмом».

«Американцы разочарованно завершили встречи и вернулись на родину», — пишет издание.

Спустя несколько месяцев в Вашингтон приехала российская делегация, и американцы решили попробовать еще раз.

Источник сказал, что повторилось то же самое: «Все было ради влияния, манипуляций, запугивания. Это типично. Они хотели с самого начала установить отношения по принципу «начальник/подчиненный».

Американцы снова отменили сотрудничество.

«Честно говоря, мы не увидели положительных сторон сотрудничества в контртеррористической сфере, — сказал Майкл Хейден, который в то время возглавлял ЦРУ. — Обязанность предупреждать существует, так что, если у нас была информация, которая, по нашему мнению, понадобилась бы россиянам для защиты их граждан, мы бы, конечно, ею бы поделились».

Издание комментирует: «Но вскоре после этой попытки начать сызнова американо-российские отношения в 2007 году Россия совершила свое неожиданное вторжение в Грузию».

Когда делегат от российской разведки нанес Хейдену 20-минутный визит вежливости, «после его ухода мы немедленно проверили кабинет» на предмет жучков, заметил Хейден.

По словам автора, администрации Обамы тоже пришлось учиться на ошибках. В 2013 году при посредничестве Москвы было заключено соглашение о том, что президент Сирии Асад отказывается от химического оружия. «Но затем Россия вторглась на Украину и захватила Крым, развеяв надежды тех, кто заключал это соглашение, на обновление отношений с Москвой. Еще хуже, что теперь очевидно, что Асад сохранил кое-какие запасы или производственные мощности [химоружия] в неприкосновенности; официальные лица США говорят, что российские военные советники в Сирии должны были знать об этом потенциале, хотя и отрицают это», — говорится в статье.

«Я никогда не встречался с русскими. Это не стоит усилий», — сказал Майкл Морелл, бывший и.о. директора ЦРУ. «С экономикой у них катастрофа, с демографией у них катастрофа, с политикой катастрофа. Поэтому они осуществляют второй шаг, который состоит в том, чтобы ослаблять нас везде, где они только могут», — заявил он.

Источник: www.inopressa.ru

26.06.17.