Главная » Все Новости » Главная новость » Китайская дезинформация начинает заполнять латвийское медийное пространство

Китайская дезинформация начинает заполнять латвийское медийное пространство

Как я уже писал, есть заметные сходства между Китаем и Россией. Если раньше в латвийских СМИ доминировала российская пропаганда, а Китай казался где-то далеко от всего этого, то теперь кажется, что Китай решил внедрить собственную пропаганду в латвийскую медийную среду. Для чего – пока рано говорить, но первые признаки уже присутствуют.

Китай выбрал сайт nra.lv своим пропагандистским рупором. Почему я это говорю? За относительно короткий промежуток времени этот сайт опубликовал два интервью с послом Китая в Латвии Ляном Цзяньцюанем: первое – 10 февраля, а второе – 9 июня. Можно сказать, что в этом нет ничего необычного, потому что послы должны общаться со СМИ. Это правда, но давайте начнем с того факта, что оба интервью были проведены Юрисом Пайдерсом. Первое интервью озаглавлено «Трудности раскрывают настоящую дружбу», а второе: «Гонконг – внутренняя проблема Китая».

Давайте посмотрим на содержание этих интервью, потому что они часто содержат заявления посла относительно межправительственного сотрудничества.

Интервью «Трудности раскрывают настоящую дружбу»1 было о успехах Китая в борьбе с Covid-19 (давайте не будем говорить о том, что международное сообщество не совсем согласно с этим и справедливо полагает, что Китай молчал о вспышке вируса и не раскрыл фактические данные о количестве инфицированных и число погибших). В статье преобладает повествование о том, что на самом деле ничего необычного не произошло, что существует много ненужных волнений и что, если случается что-то плохое, китайское правительство всегда действует с лучшими намерениями. Верно – и что пандемии нет. Это не пандемия, а локальная эпидемия. Это были заявления китайского посла в феврале. Мы все знаем, как развивалась ситуация. В настоящее время сообщается, что коронавирус, возможно, начал распространяться в Китае уже в августе прошлого года, как предполагает исследование, проведенное Гарвардской медицинской школой.2

Теперь давайте посмотрим на второе интервью «Гонконг – внутренняя проблема Китая».3

Интервью начинается с заявлений о том, насколько эффективно правительство Китая решило проблему Covid-19. Однако, когда посла спросили, когда ограничения на поездки будут ослаблены, он не дал ответа. Интересно – если с вирусом все в порядке, почему посол не может назвать хотя бы приблизительную дату, когда ограничения на поездки в Китай будут сняты? Давай продолжим.

Интервью продолжается обсуждениями заявлений генерального секретаря Коммунистической партии Китая и президента Китайской Народной Республики Си Цзиньпина относительно планов оживления экономики, а также международного сотрудничества Китая. Но все это обсуждалось в общих чертах. Когда я прочитал интервью, на ум мне пришел только один вопрос – какого черта нам говорят, что думает лидер Коммунистической партии Китая? Я добавлю, что его статус был сильно подчеркнут.

Затем последовали несколько абзацев, рекламирующих китайскую инициативу «Пояс и путь». Возможно, вы этого не знаете, но глобальный проект никак не касается Латвии.

Интервью неизбежно коснулось китайско-американских отношений, и на китайскую позицию ясно указывают слова его посла: «Эти опасные действия возвращают нас в историю, и они не только похоронят плоды сотрудничества, накопленные обеими странами в ходе многих лет, но также разрушают перспективы развития США и угрожают глобальной стабильности и благополучию».

Конечно, ни одно интервью с китайскими чиновниками не будет полным без обсуждения проблемы Гонконга. Вы можете прочитать, что именно было сказано по этой теме, но я дам вам краткое резюме: не суйте носы в вопросе о Гонконге, мы разберемся с этим сами. Мы можем частично с этим согласиться – Гонконг действительно внутренняя проблема Китая, но методы, которые Китай использует для решения своих проблем, мягко говоря, неприемлемы в остальном мире. Ну, не совсем – в России и Северной Корее эти методы, скорее всего, является популярными.

Во время интервью также обсуждался Тайвань, и ответ посла дал понять, что это только вопрос времени, когда Китай захватит Тайвань. Ответ был следующим: «Мы решительно против любого подстрекательства и поддержки сепаратистов «независимости Тайваня». «Независимость Тайваня» не имеет будущего. Присоединение обеих сторон Тайваньского пролива является исторической тенденцией, которую никто и ничто не может остановить».

Следует отметить, что ни в одном из этих интервью не упоминалось ни слова о предыдущем сотрудничестве между Латвией и Китаем, его будущих перспективах или о чем-либо связанном с этой темой. Казалось, что вопросы были отправлены Юрису Пайдерсу посольством Китая. Интервью в лучшем духе коммунизма.

Помимо появления на nra.lv, Китай также смог высказать свое мнение на сайте delfi.lv, где 21 апреля было опубликовано интервью, предложенное посольством Китая. Интервью было озаглавлено «По оценке посла Китая, Латвия справляется с эпидемией лучше, чем другие европейские страны».4 О чем было это интервью? Действительно ли оно обсуждало успех Латвии?!

Интервью началось с ничего нового – как Китай успешно боролся с инфекцией и оказывал помощь другим странам, в том числе путем предоставления защитных масок. В интервью забыли упомянуть, что Латвия вместе с другими странами обнаружила, что поставленные маски не отвечают требованиям качества. Далее, была похвала китайскому режиму и партийной системе, в то время как любые заявления о сокрытии информации были авторитетно опровергнуты. Интервьюер задал вопрос: «Чему могут научиться жители Латвии из опыта Китая в борьбе с эпидемией?» Но ответ был не чем иным, как списком фактов общего знания. Это интервью также было сфокусировано на том, чтобы представить позицию Китая в позитивном свете.

Что мы можем сделать из всего этого? В настоящее время Китай решил перейти на активные меры, чтобы сформировать позитивное мнение о себе в латвийских СМИ. С одной стороны, в этом нет ничего плохого, а с другой – почему такая смена подхода? Если раньше в этом не было необходимости, что изменилось сейчас? Неужели Латвия внезапно стала важным и влиятельным игроком на мировой арене, чье благосклонность должен теперь получить Китай? Давайте не будем наивными. Вторая и более правдоподобная причина заключается в том, что в своих долгосрочных планах Китай намерен что-то сделать в Латвии и сейчас готовит почву для этого. Будет ли это выгодно Латвии? Сомневаюсь – учитывая опыт других стран при сотрудничестве с Китаем.

Я искренне надеюсь, что наши службы безопасности заметили эти действия Китая.

[1] https://nra.lv/latvija/304391-kinas-tautas-republikas-vestnieks-latvija-intervija-nra-grutibas-atklajas-patiesa-draudziba.htm

[2] https://www.apollo.lv/6992525/petijums-covid-19-epidemija-kina-varetu-but-sakusies-jau-pern-augusta

[3] https://neatkariga.nra.lv/intervijas/316556-kinas-tautas-republikas-vestnieks-latvija-honkongas-jautajumi-ir-kinas-ieksejas-lietas?utm_campaign=nralvLinks&utm_content=redirect&utm_medium=site&utm_source=nra.lv

[4] https://www.delfi.lv/news/arzemes/latvija-epidemija-tiek-noversta-labak-neka-citur-eiropa-verte-kinas-vestnieks.d?id=52072881

Независимый журналист, Зинтис Знотиньш

Chechenews.com

19.06.2020.