Главная » Все Новости » Главная новость » Предварительные итоги кризиса чечено-ингушских отношений

Предварительные итоги кризиса чечено-ингушских отношений

Мне лично тема ингушских протестов порядком надоела и, если бы я не опасался, что эти протесты спровоцируют военный конфликт, то даже не стал бы комментировать происходящее. Алхьамдулиллахь, вроде как острая стадия кризиса миновала и постепенно волна протестов остывает. Сейчас же можно провести предварительные итоги этого, скажем так прямо, самого острого кризиса чечено-ингушских отношений.

И я хотел бы ответить на самый часто задаваемый вопрос со стороны непосвященных — почему все чеченцы проявили абсолютное единство в осуждении ингушского протестного движения? Неужели для чеченцев так важна та спорная земля, которая занимает всего-то 1% от территории республики?

В попытках объяснить эту логическую нестыковку различные «эксперты» придумывали самые, что ни на есть безумные теории — якобы на этих территориях есть богатые залежи нефти(в горах? вы шутите?) или что «захват» этой области является предпосылкой к аннексии всей Ингушетии(зачем тогда вообще подписывать договор о демаркации?). В общем, бреда было высказано много и нет смысла его комментировать.

На самом деле, чеченцам, по большей части безразличны эти территории, из-за которых уже два месяца не утихает политический кризис в Ингушетии. Если бы ингуши её просто попросили, то вероятно чеченцы отдали её просто так, несмотря на то, что она всю историю считалась чеченской. Однако, передать эти земли ингушам на основе тех аргументов, которые выдвигают протестующие, чеченцы не могут в принципе, так как это будет означать согласие с абадиевской позицией, что орстхойцы, изначальные обитатели этих земель, якобы не являются чеченцами.

Эти же абадиевы последние 30-40 лет пытаются всем внушить, что не только орстхой, но и все остальные семь ненохчмахкоевских тукхумов не являются чеченцами, и что чеченцы — это только нохчмахкоевцы. Последние составляют примерно 25-30% от числа всех чеченцев.

Но сами чеченцы не определяют свою нацию только лишь по крови, а определяют её по соответствию определённой модели поведения т.н. «нохчалла»(дословно «чеченскость»).

Ещё при Имаме Шамиле чеченцы разрушили так называемый «нашхоевский котёл», на котором были отлиты названия «исконно чеченских тейпов»(остальные тейпы объявлялись «нечистыми»). Расплавив этот котёл в XIX веке, чеченцы уравняли все тейпы и тукхумы в правах, определив себя как единую политическую нацию, в которой не может быть делений на «чистых» и «нечистых», на полноценных и граждан второго сорта.

Это никак не могут простить чеченцам абадиевы, обвиняя чеченцев в том, что они, дескать, «смешались с народами, не знавшим эздела». На самом деле, чеченцы просто следуют требованиям времени — трайбализм в итоге проигрывает политической нации, а политические нации в перспективе уступают супернациям. Именно в сторону супернации и дрейфуют сейчас чеченцы, хотя до этой стадии им ещё далеко — не сформирована внятная концепция, правила и принципы.

Однако, как политическая нация чеченцы сформировались вполне уверенно, в отличие от ингушей, которые, несмотря на своё единение в эти дни, представляют собой конгломерат тейпов, временно объединившихся против общего врага.

В Ингушетии нормальное явление, что мелхий, орстхой, аккхий и некоторые другие общности идентифицируют себя как отдельные народы. В Чечне те же самые группы однозначно идентифицируют себя чеченцами(за примерами далеко ходить не надо — тот же Дудаев был орстхо). Да что там орстхой и мелхи — кумыки, аварцы, андийцы, ногайцы, турки-месхетинцы, русские и даже некоторые ингуши(!) которые поколениями живут в Чечне идентифицируют себя как чеченцы, а остальные чеченцы этому не возражают, кроме отдельных маргинальных расистов, ностальгирующих по нашхоевскому котлу.

В Ингушетии мы в эти дни видели регулярные обращения от имени тех или иных тейпов, видели съезды тейпов, а так же такие экзотические для XXI века явления как «отречение от тейпа» провинившегося соплеменника. Одной из ведущих сил протестов был «Совет тейпов Ингушетии».

Но в Чечне мы подобное не видели ни в эти дни, ни вообще в какие-либо иные судьбоносные для народа дни последние лет эдак 100-150! Со стороны чеченцем мы видим выступления либо со стороны руководства республики, либо со стороны оппозиции, либо просто общественных деятелей. Но ни одного значимого заявления со стороны какого-либо тейпа, хотя в Чечне этих тейпов около 220.

Почему? Да потому-что в Чечне если политик или общественный деятель будет выступать от имени своего тейпа, то он моментально станет политическим трупом! Такого человека будут воспринимать как фитнача, продвигающего интересы своего клана. Поэтому среди чеченцев любой деятель либо излагает своё личное мнение, либо выступает всегда от имени ВСЕГО НАРОДА, даже если за ним стоит всего пара человек.

Тейпы в Чечне давно вытеснены из политического поля и не являются субъектами политики. Да, сами тейпы сохранились, но им отведена очень узкая и вполне конкретная роль — регулировать межсемейные отношения и служить одним из идентификаторов рода индивида. Всё! Никакой другой роли тейпы в среде чеченцев не играют, и все, которые лишний раз упоминают про свой тейп, считаются в Чечне фитначами и раскольниками.

Больше 200 лет непрерывных войн, которое вело почти каждое(!) поколение чеченцев научило их воспринимать весь народ как один большой тейп. И территория у нас тоже общая для всех, которую мы не на митингах остаивали, а в окопах и блиндажах.

Границы этих территорий определялись границами государств, которые мы создавали на них — Северо-Кавказский Имамат, Горская Республика, Северо-Кавкаский Эмират Узун-Хаджи, Чеченская Республика Ичкерия — одних только суверенных государств у чеченцев насчитывается не менее четырёх за последние два века, не считая автомных областей и государств-доминионов, коим де-факто является современная Чеченская Республика(относится к ней можно по-разному, но это не отменяет её политическую субъектность)

И вот приходят абадиевы и требуют от нас откатить это время назад и вновь начать кромсать нашу землю по тейповому признаку. Мол, этот кусок орстхоевский, отдайте его нам, а вот это мелхистинский, тоже давайте нам! Завтра с такими же предъявами набегут остальные соседи, вспоминая какой тейп от какого из соседних народов произошел.

То есть, передав спорные территории Ингушетии, чеченцы распишутся под распадом собственной нации, которую они ковали 300-400 лет потом и кровью, противостоя не только и не столько Империи, сколько собственным племенным предрассудкам.

Этим и объясняется столь жесткая бескомпромиссная позиция в отношении протестов в Ингушетии, которую заняли все чеченцы без исключения — кадыровцы и оппозиция, светские и религиозные, интеллегенция и простые люди. В этом и кроется ключевое противоречие нынешнего кризиса.

Всем мира!

Адам Заитов

Chechenews.com

08.11.18.