Главная » Все Новости » Россия » Пропавших чеченских писателей освободили после воспитательной беседы с Кадыровым

Пропавших чеченских писателей освободили после воспитательной беседы с Кадыровым

1459782749_016588_67

В понедельник стало известно об исчезновении еще двух чеченских писателей-историков — Ризвана Ибрагимова и Абубакара Дидиева. Факт их задержания «Новой газете» подтвердили несколько источников.

По информации источников, за обоими приехали неустановленные сотрудники силовых служб Чечни. Ибрагимова и Дидиева увезли из дома 1 апреля, место их нахождения до сих пор неизвестно. Родственники отказываются подтверждать факт задержания (они признают, что их родных увезли, но заявляют, что «волноваться не о чем»).

Известный бард, член Союза писателей Чечни Хусейн Бетельгериев, был похищен вечером 31 марта. Прямо из дома его увели два человека, одетые в форму чеченского спецназа. Личности их неизвестны. По этому факту супруга Бетельгериева Карима 2 апреля обратилась с заявлением в полицию.

Когда информация о похищении появилась на «Кавказском узле», ее попыталась опровергнуть чеченская активистка Хеда Саратова, тесно сотрудничающая с высокопоставленными чеченскими чиновниками и силовиками. В своем Facebook она написала: «Дорогие друзья, с Хусейном Бетельгериевым все в порядке, я только что разговаривала с его другом… он просто решил побыть один, отключил тел<ефон>. И родственники подняли панику…»

Однако уже 3 апреля она опровергла саму себя и признала, по сути, факт исчезновения Бетельгериева.

Одна из самых известных баллад Бетельгериева написана на слова второго президента Ичкерии Зелимхана Яндарбиева, сам Бетельгериев не особо скрывал свои политические взгляды, в связи с чем вынужден был в прошлом году уволиться из Чеченского государственного университета.

В понедельник стало известно об исчезновении еще двух чеченских писателей-историков — Ризвана Ибрагимова и Абубакара Дидиева. Факт их задержания «Новой газете» подтвердили несколько источников. По информации источников, за обоими приехали неустановленные сотрудники силовых служб Чечни. Ибрагимова и Дидиева увезли из дома 1 апреля. Родственники отказывались подтверждать факт задержания (они признали, что их родных увезли, но заявили, что «волноваться не о чем»).

UPD. Вечером во вторник, 5 апреля, исчезнувшие в ночь с 1  на 2 апреля Ризван Ибрагимов и Абубакар Дидиев появились в инстаграме Рамзана Кадырова. В аккаунте главы Чечни был опубликован видеоролик заседания представителей чеченской интеллигенции и духовенства, на котором председательствовал лично Кадыров.

«Я встретился с писателями и учеными ЧР. Мы обсудили состояние дел в работе Академии наук ЧР и Союза писателей. Очень приятно, что учёные и творческая интеллигенция плодотворно работают…

В то же время, участники встречи с озабоченностью говорили, что отдельные псевдоучёные выпускают брошюры и книги, искажающие историю ислама, сведения о чеченском народе с древних времен до наших дней. В первую очередь, к ним они отнесли Ризвана Ибрагимова и Абубакара Дидиева, издавших многотысячным тиражом книги, фактически преследующие цель очернить религию, вызвать межнациональную неприязнь.

Такие оценки дали видные ученые-исламоведы Адам Шахидов, Магомед Хитанаев, академик Супьян Магомадов, академик, председатель правления СП ЧР Канта Ибрагимов и другие. Несостоятельность трудов Ризвана Ибрагимова и Абубакара Дидиева доказана путём всестороннего комиссионного анализа текстов и свободной дискуссии. Оба автора и сами публично отметили, что книги не основаны на научной базе. А сами «теологи» не имеют даже начального религиозного образования. Они извинились перед научным сообществом и духовенством Чечни».

Вечером того же дня Ирагимов и Дидиев вернулись домой.

В своем аккаунте в Facebook Ризван Ибрагимов написал: «Я,… Ризван Ибрагимов,  провел последние четверо суток с ночи 1-го на второе апреля в РОВД Октябрьского района г. Грозного. Меня никто не похищал, но удерживали из опасения, что я могу скрыться. Сегодня были беседы с Главой Чеченской республики Рамзаном Кадыровым после которых нас с Абубакаром Дидиевым освободили. Никаких насильственных мер к нам не применяли… Приношу огромную благодарность всем тем, кто переживал за нас».

 По сути, Ризван Ибрагимов таким образом сообщил о  факте своего незаконного задержания и лишения свободы сотрудниками чеченской полиции, а также о возможной осведомленности руководства Чечни об этих тяжких (с точки зрения УК РФ) преступлениях.

А вскоре после публичной акции унижения, через которую прошли Ризван Ибрагимов и Абубакар Дидиев, чеченская активистка Хеда Саратова написала в Facebook и о судьбе похищенного 31 марта барда Бетельгериева: «Мы, вместе с адвокатом Заурбеком Садахановым , встретились с дочкой Хусейна Бетильгириева… приняли у нее заявление, и стали по нему работать, пытаясь узнать максимум информацию о нем.. Но выдавать то, что нам удалось узнать, не хочется, пока и его не покажут по телевизору. Надеюсь что он в скором времени будет дома!..»

Известно, что у задержанных были конфискованы личные компьютеры, и их аккаунты в соцсетях и скайпе были либо взломаны, либо задержанные вынуждены были сообщить пароли третьим лицам. В одном из этих аккаунтов от имени задержанного была опубликована информация, что он в порядке и скоро вернется домой. Вскоре эти сообщения были удалены.

Скорее всего, задержание чечен¬ских писателей Ибрагимова и Дидиева связано с публичным выступлением Ибрагимова, появившимся в Сети некоторое время назад. Ризван Ибрагимов рассказал о поездке в Иран, которая состоялась по приглашению представителя Тегеранского университета в Москве. В Иране были оба — Ибрагимов и Дидиев.

В своем выступлении Ибрагимов сравнивает исламские течения — шиизм, который является государственной религией в Иране, и суннизм в том виде, как его практикуют в Чечне. Ибрагимов критически высказывается о распространенном в республике культе святого Кунта-Хадши Кишиева, о религиозных деятелях чеченского муфтията, а также о порочной практике так называемых «временных браков» (когда чеченские мужчины берут во вторые (третьи, четвертые и т.д.) жены молодых девушек, а затем возвращают их родителям).

С точки зрения непосвященного зрителя, выступление Ибрагимова не является предосудительным — обычное, возможно, где-то спорное продолжение богословской дискуссии. Однако в Чечне все такие темы являются «взрывоопасными» и фактически запрещенными. Ярым приверженцем культа Кунта-Хаджи является лично Рамзан Кадыров, поэтому любое слово критики в адрес святого может стоить очень дорого.

Чеченских имамов и сотрудников муфтията также не принято критиковать публично, хотя у самих чеченцев накопилось огромное количество претензий к их религиозной и светской деятельности. В результате недоверия к местным муллам чеченцы минимизируют контакты со своим духовенством и предпочитают на пятничные намазы выезжать из республики в соседние регионы.

Причина репрессий в отношении представителей чеченской интеллигенции (по данным «Новой газеты», за последние два года жесткая политика и «чист¬ки» в отношении преподавателей местных институтов, историков, писателей, научных сотрудников, библиотекарей и т.п. набрала рекордные обороты) самими жителями республики интерпретируется однозначно.

— Сегодня, чтобы пропасть в нашей республике, разве много нужно? — так комментирует один из пользователей пост Хеды Саратовой в Facebook по поводу исчезновения барда Хусейна Бетельгериева.

— Одного неосторожного слова достаточно… — отвечает другой пользователь.

— Людям, имеющим свое мнение, отличное от официального, жить в республике небезопасно, — резюмирует еще один житель Чечни.

По данным правозащитного центра «Мемориал», только за три последних месяца прошлого года в Чечне были похищены (незаконно задержаны) 24 человека. Один из них, преподаватель Чеченского нефтяного университета Хизир Ежиев, критически высказывавшийся в соцсетях о чеченской власти, в декабре прошлого года был найден мертвым при обстоятельствах, которые с большой вероятностью свидетель¬ствуют об убийстве. Судьба еще шести человек до сих пор остается неизвестной. Большая часть похищенных, однако, были освобождены, но жаловаться никуда не стали.

Во всех этих случаях сами пострадавшие и их родственники категорически отказываются обращаться с заявлениями в правоохранительные органы, контактировать со СМИ, запрещают правозащитникам называть установочные данные жертв похищений.

Обращение в следственное управление Следственного комитета по Чечне, уполномоченного расследовать факты похищения, происходит только тогда, когда помочь уже ничем нельзя. Так, родственники Хизира Ежиева обратились в СУСК ЧР уже после того, как тот был найден мертвым, СУСК возбудил уголовное дело по факту его смерти.

На этом фоне поведение супруги Хусейна Бетельгериева выглядит не очень типично. Она все-таки обратилась в правоохранительные органы. Но показательно, что Карима Бетельгериева не обратилась в СУСК ЧР с заявлением о похищении. Она заявила о «пропаже мужа» в полицию, хотя все обстоятельства свидетельствуют именно о похищении. Чеченская полиция не приняла никаких мер по заявлению Бетельгериевой.

Более того, уже на следующий день после обращения в полицию родственники Бетельгериева перестали выходить на связь, их поведение резко поменялось. На странице мужа в Facebook Карима Бетельгериева в грубой форме отказалась от любой предложенной помощи. Объясняется такое поведение, скорее всего, просто: род¬ственникам похищенного барда могли поступить угрозы и требования забрать заявление из полиции и молчать.

Именно молчание чеченцев — основная причина безнаказанного поведения чеченских силовиков.

Однако в данном случае именно огласка похищения чеченского барда дала неожиданный положительный результат. В дело вмешался СУСК ЧР, и в понедельник по факту публикации на «Кавказском узле» была санкционирована следственная проверка обстоятельств похищения Хусейна Бетельгериева. Такая инициатива Следственного комитета Чечни совсем не типична — обычно на публикации, свидетельствующие о нарушении прав человека в Чечне, чеченские следователи никак не реагируют.

Но, возможно, здесь сыграли большую роль обстоятельства недавней отставки руководителя чеченского СУСКа генерала Девятова. Сергей Девятов проявил на своем посту исключительную лояльность к руководству Чечни, чем спровоцировал публичный служебный конфликт с руководителем СКР Александром Бастрыкиным. В данный момент обязанности руководителя чеченского СУСКа исполняет генерал-майор юстиции Соколов.

«Новая газета» следит за ситуацией с похищенными чеченскими писателями и официально (в соответствии с законом о СМИ) обращается в СКР и СУСК ЧР с просьбой провести проверку по факту незаконного задержания Ризвана Ибрагимова и Абубакара Дидиева.

Источник: www.novayagazeta.ru

06.04.16.