Главная » Все Новости » Главная новость » Руслан Кутаев: Быть «помеченными» кадыровцы не любят

Руслан Кутаев: Быть «помеченными» кадыровцы не любят

«Глава Чечни» Рамзан Кадыров, его жена Медни и дочери Айшат и Хадижат попали в санкционные списки Государственного департамента США. По мнению экспертов, хотя этот шаг не остановит нарушение прав человека в республике, он все же весьма неприятен для российского чиновника: страна, имеющая влияние на мировой арене, открыто называет его преступником.

В документе за подписью госсекретаря Майка Помпео, напомним, сказано, что «ограничения введены в отношении Кадырова за его вовлеченность в грубые нарушения прав человека в Чеченской республике»: «Департамент обладает обширной информацией, заслуживающей доверия, о том, что Кадыров несет ответственность за многократные грубые нарушения прав человека уже более десяти лет, в том числе за пытки и внесудебные казни».

В Госдепе убеждены, что Кадыров продолжает нарушать права человека в Чечне, прикрываясь пандемией коронавируса.

Кадыров в ответ тем же вечером в телеграм-канале выложил свою фотографию с двумя пулеметами и подписал: «Помпео, мы принимаем бой! Дальше будет интереснее!».

Позже Айшат Кадырова опубликовала в инстаграме пост в поддержку отца, но в тот же вечер закрыла страницу — комментаторы атаковали ее критическими репликами. Правда, 21 июля она снова вывела страницу из приватного режима.

Муфтият Чечни пошел дальше. Глава духовного управления мусульман Салах Межиев объявил Госдеп «террористической организацией №1». Он посчитал, что санкции против Кадырова означают санкции против ислама. А чиновники из окружения Кадырова устроили флешмоб в инстаграме с тегом #мысемьякра, с которым размещали хвалебные посты в его адрес.

СМИ информировали, что бюджетным организациям был разослан циркуляр руководства республики — всем без исключения сотрудникам ведомств обеспечить «народную поддержку Кадырову под его постом».

В 2017 году глава Чечни уже попадал в Список Магнитского за внесудебные убийства, пытки и другие тяжелые нарушения прав человека. Ограничения означают запрет на его въезд в США, на ведение с ним бизнеса для американских компаний и граждан.

О том, как именно могут сработать нынешние меры в отношении Кадырова, Кавказ.Реалии спросили у экспертов.

Удар по деньгам

Санкции не способны прекратить нарушение прав человека в Чечне, однако их роль не в этом, сказал руководитель правозащитной организации «Комитет против пыток» Игорь Каляпин.

«Ни Кадыров, ни его родственники и так в Америку не заездились. На это ему наплевать. Американцы лишний раз напомнили, что одним из регионов России руководит чиновник, несущий личную ответственность за нарушения прав человека», — отметил собеседник.

Бурную реакцию из Чечни Каляпин объясняет характером обвинений: «Ему не просто отказали во въезде в США по причине неправильного цвета глаз, плохой фамилии или низкого роста. Указали на его преступления. Реакция Кадырова, наверное, другой и быть не может. Он все моментально переводит в политическую плоскость, мол, я такой хороший, я главный правозащитник, а меня Бог знает в чем обвиняют. Он ругает Америку в духе «у них вообще негров линчуют, и вообще, американцы — эксплуататоры, негодяи и империалисты»».

Принимать санкции против самого Кадырова не очень эффективно, считает старший советник Центра стратегических и международных исследований (CSIS), эксперт Free Russia Foundation Денис Соколов. Он видит в нынешнем решении развитие прошлых санкций.

«Чтобы сделать меры более действенными, надо «зацепить» его окружение, в первую очередь семью, вырубить «всю КРА» (команда Рамзана Ахматовича — прим. ред.). Серьезно повлиять на Кадырова можно только через деньги. Поэтому новые санкции направлены против тех людей, которым Кадыров доверяет и через кого может реализовать свои финансовые интересы в странах, которые к санкциям присоединятся. Канада и страны Евросоюза, например. В Турции или Арабских Эмиратах никто эти санкции соблюдать не станет», — считает Соколов.

Близость тирана

Координатор программы «Экстренная помощь Российской ЛГБТ-сети» Давид Истеев, неоднократно вывозивший из Чечни преследуемых за сексуальную ориентацию, разделяет мнение о том, что решение Госдепа в данный момент не поможет находящимся в республике людям.

«Данные санкции скорее успокаивают тех, кто покинул Россию. Мы надеемся, что Европа их поддержит. Приезд дочери Кадырова в Париж, где она организовывала показ своего модного дома, вызвал большое беспокойство у беженцев. В данной ситуации при всех тех чудовищных преступлениях против человечества, против своего народа «сын за отца в ответе». Это мое мнение», — говорит Истеев.

Он поясняет, что появление Кадыровой во французской столице стало триггером для людей, сбежавших от насилия в Чечне: «Психологически для беженцев это означает отсутствие безопасного пространства от чеченского тирана. Если может дочь позволить себе приехать и устроить показ мод с размахом, то создаётся ощущение, что и сам Кадыров при политической воле правительств европейских государств может достать, как он выражается, «шайтанов», не согласных с его геноцидом, где угодно».

Чеченский политолог Руслан Кутаев убежден, что сам факт наложения новых ограничений на деятельность Кадырова весьма для него неприятен: «Если бы эти санкции объявили Лаос или Вьетнам, можно было бы отмахнуться, как от назойливой мухи. Но санкции США и Европы очень существенны. Я видел комментарии Кадырова, где он говорит: «А причем тут дети?». Но тут можно спросить у него самого: «Почему он убивал родителей парней, которые ушли в боевики, вопреки воле отца и матери?». Родителей, братьев совершенно невиновных именно кадыровская власть захватывала, убивала, рушила их дома. А тут ему объявили санкции, и он сразу вспомнил права человека».

Пока что никаких страданий меры Госдепа главе Чечни не причинят, полагает эксперт: «Америка — страна с глубокими традициями. То, что они приняли, они не забывают. Спустя годы, когда в России сменится власть, они потребуют расследовать нарушения прав человека в Чечне. И властям РФ придется реагировать по закону. Так что и Кадыров, и его окружение, хоть и безграмотные, но, как животные, интуитивно понимают, с кем связались».

Для Путина и его окружения новые ограничения семьи Кадыровых — тоже серьезный урон, продолжает Кутаев: «Я уже не говорю о тех российских чиновниках, у кого деньги миллиардами лежат на западных счетах в США и не только. Для них это катастрофа. Попадание под эти санкции — некая отметина. Быть «помеченными» кадыровцы не любят. Когда у кого-то «рыльце в пушку» и о преступлениях известно тем, кто может призвать к ответу, — это уже их серьезно напрягает».

Кутаев также считает, что бизнес Айшат Кадыровой тоже не понесет урона от закрытия для нее европейских рынков: «Весь бизнес у Кадыровых — в Чечне, в России. Кадырова поехала с показом мод во Францию, «обозначилась». Это была поездка для имиджа, не для бизнеса. Важно было, чтобы пресса заговорила о модельере дочери Кадырова, которая выставляется в Париже. При этом, если страны Европы разделят политическую позицию США, Айшат Кадырова нескоро повторит парижское турне».

www.kavkazr.com

Chechenews.com

23.07.2020.