Главная » Все Новости » Главная новость » В оккупированной Чечне в полиции пропал 33-летний Мовсар Умаров

В оккупированной Чечне в полиции пропал 33-летний Мовсар Умаров

В июле в Чечне полиция задержала 33-летнего жителя Грозного Мовсара Умарова. Родственникам заявили, что причина в том, что молодой человек смотрел видео оппозиционного блогера, а потом сказали, что задержанного у них нет — он якобы сбежал.

Мовсар Умаров, отец троих малолетних детей, был похищен вечером 18 июля на рабочем месте, в ресторане в центре Грозного. Родственники нашли его в РОВД Ленинского района на следующий день. Полицейские заявили, что Мовсар попал в поле зрения силовиков из-за того, что «слушал Тумсо« (эфиры в YouTube оппозиционного чеченского блогера Тумсо Абдурахманова).

В последующие полтора месяца мать, сестра и жена Умарова предприняли ряд усилий, чтобы вызволить его, но в итоге семье сообщили, что молодой человек «сбежал». Родные в это не верят и предполагают, что Умаров уже может быть убит.

Как развивались события вокруг похищения чеченца, чего хотели от него силовики и как они нарушали его права, родные Умарова рассказали Кавказ.Реалиям.

«19 июля я была в полиции Ленинского района. Ничего ему не предъявляли. Сотрудник, представившийся Джабраилом, сказал, что мой сын слушал Тумсо. Неужели из-за этого надо человека задерживать, убивать, вешать? Этого Джабраила мне не удалось потом найти нигде, ни в одном отделе полиции разыскать. Думаю, этот человек представился не своим именем», — вспоминает мать Мовара, Асет Умарова.

По ее словам, продержав Мовсара сутки в Ленинском отделе, его перевели на базу так называемого «нефтяного полка» (управления вневедомственной охраны МВД по Чечне) на улице Маяковского. Его три недели держали там под стражей, а 7 августа в «нефтеполк» вызвали родных.

«Я думала, Мовсара отпускать будут, и мы поехали, — продолжает мать. — В кабинете сидели полтора десятка военных, говорил в основном Джабраил. Нам показали папку — якобы дело моего сына. Джабраил говорил, что тот в интернете писал против Кадырова, но Рамзан Кадыров простил, потому что были священные дни, Курбан-байрам. Но сына так и не отпустили. Значит он, Джабраил, нарушил приказ Кадырова?»

Потом родным сказали, что Мовсара вывезут «на спецоперацию» в Дагестан или Ингушетию — «мол, там надо двух «чертей»​ поймать». По словам силовика, на которые ссылаются родственники, роль Мовсара должна была состоять в том, чтобы сотрудничать с правоохранительными органами и помочь им поймать подозреваемых. При таком раскладе его обещали отпустить, а в противном случае — посадить на 15-20 лет.

«Семь поколений моих предков ни на кого не «стукачили»,​ и полицейским я ответила, что мой сын им тут не помощник», — рассказывает Асет Умарова.

Матери позволили короткое свидание с сыном — им дали несколько минут:

«Мы зашли в отдельную комнату, Мовсар был заросший — не брился три недели, мне не позволили передать ему станок. Я спросила сына, знает ли он тех двоих, кого хотят поймать. Он не знал. Я сказала: «Мовсар, родной ты мой, у тех парней тоже матери, и они точно так же их хотят, как и я тебя забрать. Лучше умереть стоя, чем жить на коленях. Тебя Всевышний вознаградит, только не подписывайся стукачить​. Если тебя повезут, убеги, только не подставляй человека. Зато ты с честью умрешь и для твоих родственников это будет уважение». Так я сказала. Даже если я его потеряю, я буду горда, что он умер именно так».

Через какое-то время Умарову дали телефон, чтобы он выманил на встречу тех, кого предстояло поймать. Об этом он рассказал 11 августа, когда позвонил матери и супруге. Те захотели передать ему продукты, но Мовсар ответил, что через два часа его отпустят. Еще через час он ответил на звонок жены и сообщил, что с ним разговаривал некий Руслан и обещал вскоре отпустить его. Якобы тот Руслан поехал за машиной в Ленинский РОВД — автомобиль Умарова с 18 июня по 11 августа стоял именно на территории отдела.

«В 20.40 жена снова попыталась связаться с ним, но пришло сообщение с текстом: «Я пока занят»​. Это сто процентов не он писал. Мы потом много раз набирали этот номер, но он был выключен. В 20.49 пришло последнее сообщение: «Я на встрече»​. Ни звонков, ни смс больше не было», — вспоминает Асет Умарова.

18 августа ее и других родственников снова вызвали, но уже в Ленинский РОВД. На встрече присутствовал начальник отдела Беслан Сайдхасанов, а также тот самый «Джабраил». Они рассказали, что возили Мовсара в Ингушетию на встречу с подозреваемыми и там он якобы сбежал, зайдя за угол мечети. При этом они даже не указали населенный пункт, где это случилось.

«Я не верю, что он убежал. Я смеялась, когда услышала: «Как сбежал? От вас и муха из кабинета не улетит»!», — заключает мать.

Кавказ.Реалии направили запросы о судьбе Умарова в МВД, прокуратуру и следственное управление по Чечне. Ни одна из структур не отреагировала. Пресс-секретарь МВД по Чечне Магомед Дениев в течение нескольких дней не отвечал на звонки.

Случай с Умаровым — нестандартный, считает руководитель северокавказского филиала правозащитной организации «Комитет против пыток» Дмитрий Пискунов.

«Как правило, родным известно, где находится задержанный, даже если он задержан незаконно. Просто полицейские отказываются это официально признавать. А тут человек внезапно пропадает с территории «нефтеполка»​, который сейчас является подразделением Росгвардии. Сбежать оттуда невозможно. Вывод напрашивается только один, и этот вывод грустный. Скорее всего, Мовсар уже мёртв. Полагаю, что следствие через какое-то время под нашим давлением возбудит уголовное дело в связи с исчезновением Мовсара по ст. 105 УК РФ, такое практикуется», — отмечает собеседник Кавказ.Реалий.

Юрист допускает, что Умарова могли действительно вывозить в Ингушетию, если силовики полагали, что смогут его как-то там использовать.

По информации анонимных гражданских активистов, которую приводит оппозиционный чеченский телеграм-канал 1ADAT, накануне своего похищения Умаров выложил в интернете видео, снятое на телефон из окна ресторана. На кадрах автомобильная пробка на проспекте в Грозном и пояснение: улица перекрыта из-за мероприятия, где присутствует Рамзан Кадыров.Умаров

Об Умарове как о критике местной власти в полицию сообщил один из его коллег, и за молодым человеком уже шла слежка, рассказали источники 1ADAT. К слову, вместе с ним из ресторана забрали его телефон и автомобиль.

Согласно этому же телеграм-каналу, Умарова пытали силовики на территории «нефтяного полка». А его родственникам угрожали, чтобы те не смели обращаться к правозащитникам.

Между тем родные похищенного опознали одного из полицейских, того самого «Джабраила», на фото. По сведениям активистов, он участвовал в похищении Умарова. Изображения того же человека часто публикуются в инстаграм-канале Магомеда Байтуева magabait, который может принадлежать похитителю.

www.kavkazr.com

Chechenews.com

04.09.2020.