Главная » Все Новости » Главная новость » С-Х. Абумуслимов: Свобода и демократия являлись стержнем чеченской жизни

С-Х. Абумуслимов: Свобода и демократия являлись стержнем чеченской жизни

dudajev-og-hk1993-jpg%c2%bd

Ответы Саид-Хасана Абумуслимова профессору Копенгагенского университета Хелен Краг

Хелен Краг: В 2009 году я спросил Саид-Хасана Абумуслимова, чеченского ученого и писателя, живущего в Германии,что он думает, как может быть достигнута власть?

Он ответил, что это не  власть, а свобода необходима, что нужно взять чеченскую традицию в качестве отправной точки, такой, какой она была.

Без свободы не будет никакого будущего для Чечни, сказал он. Демократия является обязательной, хотя мы не готовы иметь политические партии.Мы должны найти новую форму отношений между народом и властью «.

Уважаемая Helen Krag,

Спасибо за письмо. Во избежаний лжетолкований приводимой Вами цитаты хотел бы дать пару уточняющих, конкретизирущих пояснений к указанной цитате.

Имелась в виду партийная демократия,когда выборы проводятся по партийным спискам, когда избиратели голосует прежде всего за партийные программы. Для функционирования подобной системы в Чечне, по крайней мере в настоящее время, на мой взгляд, нет условий.

Что касается демократии вообще, если под этим понятием понимать , что народ сам избирает тех, кто будет над ним управлять, то такая демократия в Чечне в обозримом историческом прошлом была всегда, даже в то время когда даже в Европе власть не избиралась , а передевалась по наследству.

А об известной своим деспотизмом феодальной России, где большинство населения официально до 1861 года находилось в фактическом рабстве — и говорить не приходится.

Свобода и демократия в указанном выше смысле являлись сердцевиной, стержнем чеченской общественной жизни. Это признавали даже враги чеченского народа, и именно этим обстоятельством объясняли упорное и длительное сопротивление чеченского народа русской агрессии.

«Горские народы примером независимости в самих подданых вашего императорского величества порождают дух мятежный и любовь независимости»,- писал царю Александру 1 командующий русскими войсками на Кавказе с 1816 по 1827 годы Ермолов( Ермолов А.П., Записки,часть 2(1816-1827) Москва,1868). « Каждый есть царь в отношении к самому себе»,- писал о чеченцах он в другом месте.

Начальник главного штаба Кавказской армии генерал Карцев в своей Записке по чеченскому вопросу, представленной им военному министру России в 1865 году, отмечал: « Демократизм у них всегда был доведен до крайних пределов: не только понятия о сословиях и власти наследственной, но и понятия о какой бы то ни было власти они почти не имели.

В языке чеченцев даже нет слова «приказать»» ( Дзагуров Г. Переселение горцев в Турцию. Ростов-н/Д, 1925,с.42. ). Академик, историк и генерал Дубровин Н.Ф. отмечал свободолюбие как характерную особенность чеченского народа: «..И в высшей степени исполненные самолюбия и гордости – таковы были чеченцы по отзыву одного из лучших знатоков их характера.. ..Вообще в характере народа много гордого и щепетильного»( Дубровин Н.Ф. История войны и владьчества русских на Кавказе,том 1, книга 1, СПБ, 1871 год, с.420, 423.)

Крупный русский чиновник Н. Семенов, много лет прослуживший в Чечне во вотрой половине 19 века, писал: «В чувстве самомнения и самообожания лежит корень пламенной любви чеченца к свободе или, выражаясь откровеннее, к полному своеволию.Не признавая никого лучше и выше себя, он не может допустить мысли о законности господства над ним со стороны кого – то нибыло.» Он опровергает свое утверждению «о полном своеволии, когда признает, что «..общественно –политическая дисциплированность проявляется с замечательною силою.

В этом отношении чеченцы существенно отличаются от других народностей Кавказа. … В Чечне личности с сепаративными наклонностями — выродки из народа, подвергающиеся самому беспощадномк остракизму, вообще же чеченцы –все и всегда остаются в подчинении у народной воли, выражаемой решениями старших. В силе и крепости общественной дисциплины в чеченском народе лежит ключ к разъяснению очень многих явлений в его жизни и в особенности явлений политического и административного значения» (Семенов Н. Туземцы Северо –Восточного Кавказа, СПБ, 1895,с. 84-85,97).

Другой крупный русский чиновник Н.С. Иваненков, изучавший быт и нравы чеченцев в 1906 -1909 годах , писал: « Здесь, кстати надо сказать, что, вообще говоря, чеченцы свободолюбивый, в высшей степени чувствительный к оскорблению народ, и все в этом отношении обсуждается до мельчайших тонкостей.»( Иваненков Н.С. Горные чеченцы // Терский сборник. Владикавказ, 1893. Вып.7,с.142).

« У них не было деления на сословия, как у соседних кабардинцев, осетинов. Все ингуши, все чеченцы считали себя равными друг другу. Не признавая ни князей, ни дворян, они с гордостью говорили, что они все «уздени»(т.е.дворяне.)» ( Этнография народов СССР, под редакцией С.А. Токарева, Московский государственный университет, 1958 год, с.244.,)

Для чеченцев существенное значение имели не только то, что говорит кандидат во власть, но и кто говорит, то есть наличие у кандидата положительных личных качеств, подтверждаемых теми, кто лично его знал(семья,соседи,квартал, село).

Широко известен ответ знаменитого руководителя Чеченского Сопротивления по отражению русской агрессии в 1825-1826 годов Бей-Булата Таймиева на вопрос, как он достиг известности и уважения у чеченского народа. Он сказал: «Сначала я добился уважения супруги , семьи, соседей , села. Уже затем, видя как меня уважает мое село, меня зауважала вся страна».

Избрание людей для управления осуществлялось путем выборов доверенных лиц от кварталов, которые, в свою очередь, избирали делегатов из своей среды для управления всей страной. Такая система выборов властных органов существовала и в первые годы Советской власти в Чечне.

Именно об эту систему управления разбивались антинародные решения Советской власти в Чечне в начале 1920-ых годов. После неоднократных роспусков избранных таким путем Советов, тщетных попыток проводить с их помощью антинародные решения,коммунисты ликвидировали эту систему управления, объявив ее кулацко-мулльской, и ввела вместо нее ревкомы(революционные комитеты), члены которых назначались сверху из числа большевистских активистов.

Система ревкомов просуществовала с незначительными перерывами до 1936 года, пока не были уничтожены авторитетные, пользующиеся доверием населения в масштабах села, района и страны люди. Под традицией чеченской демократии для настоящего времени следует понимать именно эту избирательную систему.

Ей предшествовала тайповая(родовая) демократия, когда род(по-чечнски тайп) представлял совпадал с поселением. В Совет Страны(по – чеченски –Мехкхел) каждый род выдвигал своих представителей. С образованием поселений, состоящих из представителей различных родов(тайпов), на смену родовой системе пришла квартальная(по –чеченски – куповая.

Куп –квартал) система, которая уже на уровне сел объединяла все тайпы, а в масштабе страны представители, избранные на основе квартальной системы, выражали интересы не тайпов(родов), к которым они принадлежали, а интересы села, округа, которые их делегировали. Такая система организации управления населенными пунктами и страной существовала накануне русской агрессии против Чечни.

Если отвлечься от партийной системы, то метод избрания выборщиков в США , имеет черты сходства с указанной чеченской системой избрания доверенных лиц.

8 июля 2012 ,Берлин

С уважением,

Сайд –Хасан Абумуслимов

Chechenews.com

18.11.16.