Главная » Все Новости » Ислам » Шейхи и эвлийяи Чечни. Два основных тариката — накшбандия и кадирийя

Шейхи и эвлийяи Чечни. Два основных тариката — накшбандия и кадирийя

d8udjtoetmm

Предлагаемый Вам сборник не претендует на полную достоверность, потому как документальным материалом поэтому весьма важному вопросу мы не располагаем.

Исходные данные у нас строятся на воспоминаниях родственников и, к сожалению, немногочисленных свидетелях оставшихся в живых — время неумолимо. И, конечно же, на преданиях, которые бережно и с любовью передаются из поколения в поколение об этих святых провидцах, которые жили ради людей и во благо их.

Искусственно создаваемые противоречия между двумя основными тарикатами Чечни, возвеличивая одних при этом, неуклюже пытаясь умалить достоинство других, пустьна совести тех, кто нарушает весеты своих устазов.

При Их жизни Они это решительно пресекали. Можно любить своего устаза больше, чем всех других, но строго настрого запрещено ставить одного эвлийяа выше или ниже другого.

Наши духовные Отцы, будучи моральным и нравственным стержнем нашего народа, никогда не делили людей по тайпу или вирду. Они всегда были за единение народа в духе взаимопонимания, взаимопомощи, а также уважения к выбору человека.

О шейхах и эвлийаах запрещено рассказывать выдумки и небылицы, какой бы любовью к своему устазу они не были продиктованы. Они достойно прошли свой жизненный путь и совершенно не нуждаются в наших жалких попытках улучшить их биографические данные и происхождение.

При жизни святых, под страхом лишения духовного покровительства ни один мюрид, ни одного устаза не осмелился бы сказать, что-либо осудительное о другом эвлийяе. Шейхи и эвлийяи всегда были одинаковы, почитаемы и уважаемы в нашем народе. Давайте сохраним эту прекрасную традицию, которая помогала нам выживать там, где не смог бы никто.

Призываю Вас всех вдуматься в суть этого жизненно важного вопроса и вести праведный образ жизни подобающий истинному мусульманину.

Давайте будем одним целым во благо нашего будущего и ради каждого из живущих, и в память об ушедших.

1. Абдул — Вахаб Дидимов (кумык). Накшбандия. Получил в подарок обу (накидка, балахон) Бешир — шейха см. № 8 мюрид Апти — шейха из Таьшки — чу см. № 18. Объявлен шейхом в 1912 году. Надгробный камень (чурт) Элих молле из Чанти — Юрта см. № 101 над символической могилой сделан Абдул — Вахабом. С 1929 по 1934 годы ссылка в Архангельскую губернию. Повторный арест в 1937 году, а в 1938 году расстрелян в застенках Грозненского ЧК. Ориентировочный год рождения 1854.

 2. Абдул — Вахаб (1апи) зандаковец. Накшбандия, уроженец Чанти — Юрта. Годы жизни 1859 — 1902. Абдул — Вахаб приходится двоюродным братом Докку — шейха см. № 42. Обучался у Усмана — хьаьжи см. № 91 из Лаха -Невре, после чего взял себе в устазы Умалт — шейха (Мате) см. № 87 из Аллероя. В 1881 году совершил хадж, после чего был посвящен в шейхи с правом передачи — Мохьмад мулла см. № 67.

3. Абдуллаб — хьаьж (Шаб хьаьж). Накшбандия, уроженец с. Брагуны Абдуллаба — хьаьжи посвятил в шейхи Мохмад Матзар из св. Медины. Сам Абдуллаб — хьаьжи был устазом у Ахмадукъ — хьаьжи Батукаева из Шаами — юрта см. № 72.

4. Абдул — Межед Догужоев родился в 1850 году в с. Бамат — юрт. Накшбандия. Его предки переселились из Черкессии. Обучался у Абу Салама (Салам мулла) из Алхан — Юрта см. № 11 он же и посвятил его в шейхи. Преследовался ЧК, укрывался в Алхан — Юрте. В 1921 году в с. Бамат — Юрт его жизнь прервалась. Свое учение он завещал продолжить (Мутаэле) Жуоби — шейху см. № 44, а тот в свою очередь внуку Абдул -Межеда Догужоева — Абу Салам Ахмад — шейху см. № 12.

5. Абдул   Межед.   Накшбандия.   Зиярат   с   мазаром   в   с.   Бамат   —   Юрт (Виноградное) там же покоится его супруга.

6. Абдул — Решед (Решед) из Бено — Юрта родился в семье зандаковца Тарама. Накшбандия. Прошел учебу у Махмад муллы см. № 66. Устазом у него был Абу Салам см. № 11 переселившись в Алхан — Юрт выбирается там кадием. Из жизни ушел рано — в 35 лет. Похоронен рядом со своим устазом в с. Алхан — Юрт.

7. Абдул — Хьамид шейх Яндаров (Ама). Гендаргеной. Накшбандия, родился в с. Урус — Мартан в 1883 году. Сын Солса — хьаьжи см. № 77, он же его у стаз посвятивший его в шейхи. Умер в ссылке в Казахстане в ноябре 1946 года. В 1958 году в тайне от властей его останки были перевезены на Родину и погребены в с. Мартан — чу. Там же зийарат с мазаром. С сентября 1944 по апрель 1945 года с Бахауддином Арсановым и др. религиозными авторитетами способствовал воссоединению с семьями отставших от высылки, благодаря чему были спасены тысячи чеченцев от расстрела.

8. Абу (Бешир — шейх) годы жизни 1810 — 1873. Дишни, предки из Дишни Ведено переселились в Таьшкечу Дагестан. Шейх накшбандия. Его устазом был Уммалат — шейх из Сержень — Юрта (Уммал Ахьяд) см. № 90. Наиб Шамиля после ранения остался хромым. Несколько раз совершал хадж. Пять лет провел в ссылке в Астраханской губернии. После смерти Абу, его сын Апти см. № 18 повез балахон (оба) Усману — хьаьже см. № 91, но тот не взял ее, сказав при этом: «Передай ее мастеру по изготовлению чуртов из Таьшкечу, ты узнаешь его по бородавке на руке. Бешир — шейх посвятил в шейхи, причем с правом передачи другим: Хож — Ахмеда см. № 96, Элах — моллу см. № 101, Усмана — хьаьжи см. № 91. Зийарат с мазаром у Абу находится в с. Таьшкечу, сама могила у него шириной около 2-х метров. Абу в своем весете указал см. № 96.

9. Абу Бакар — хьаьжи. Накшбандия. Мяржой Зийарат с символической могилой в селе Бердикель. Его не стало в 1913 году во время хаджа в святые места.

10. Абу Муслим — шейх. Накшбандия. Во главе большой группы вооруженных людей он проходя через села и хутора Чечни вынуждал их жителей отрекаться от язычества и христианства. Вел активнейшую борьбу за принятие и распространение ислама всюду, где он был. В борьбе за это в 1570 году под с. Мартан — чу был смертельно ранен и скончался. Зийарат с мазаром находится в его родовом селе Хунзах Дагестан.

11. Абу Салам (Салам мулла). Накшбандия. Уроженец с. Алхан — Юрта. Пеза — хьаьжа зандакский был его устазом см. № 37, и посвятил его в шейхи. Зийарат в с. Алхан — Юрт. Известный ученый богослов.

12. Абу Салам Ахмад — шейх внук Абдул Межеда см. № 4. Накшбандия. Уроженец Бамат — Юрта. Духовным наставником у него были Жуоби -шейх см. № 44, через него он был посвящен в шейхи.

13. Aria — шейх (Аца). Накшбандия. Зийарат с мазаром в с. Тусхар — Юрт Итум — Калинского района. Aria — шейх убеждал чеченцев не принявших ислам в пагубности их выбора, призывал их к благоразумию. Указывал на чистоту и преимущество мусульманской религии не имея постоянного места жительства, переходя в горах из хутора в хутор, ночевал там, где его заставала ночь, питался тем, что пошлет ему Всевышний.

14. Айдамар — хьаьжа. Зийарат с мазаром в с. Майртуп Шалинского района.

15. Ал бает — хьаьжа. Накшбандия. Больше информации нет.

16. Али Митаев, сын Бамат — Гирея хьаьжи см. № 24. Кадирия. Известный политический и религиозный деятель Чечни. Несмотря на неоценимые услуги оказанные им при становлении Советской власти, после ее укрепления был расстрелян ЧК в 1925 году в г. Ростове на Дону вместе с Билу — хьаьжи Гайтаевым из Урус — Мартана.

17. Анас — хьаьжа. Накшбандия. Его не стало во время хаджа в св. Мекку похоронен в Иордании в г. Заркъа. Символическая могила в селении Кешана Аух Ножай — Юртовского района.

18. Апти — шейх Беширов, сын Абу — шейха см. № 8. Дишни. Накшбандия. Мюрид Хож — Ахмеда см. № 96. Апти — шейх был посвящен в шейхи с правом передачи. В 1894 году Апти не стало. Зийарат с мазаром рядом с отцом Абу — шейхом в Таьшкечу. Имел двух сыновей 1абдулу и Далха. Далха тоже обладал даром провидения. Апти был устазом Солса — хьаьжи см. № 77 он же посвятил его в шейхи с правом передачи.

19. Апст (Абаст) хьаьжи (Аза) сын Назир — хьаьжи. Аллерой. Отец Маг1арбека. Накшбандия. Мюрид Пеза — хьаьжи Зандакского см. № 37. Зийарат в с. Аллерой Курчалойского района, на старом кладбище по дороге на Ойсхар.

20. Асхадер (Уди шейх). Накшбандия. Уроженец Ханти мохка. Зийарат в с. Поьрдала Ножай — Юртовского района.

21. Ахмад — шейх (Шаройн шейх). Накшбандия. Зийарат в сел. Шарой проповедовал ислам в высокогорьях Чечни Шароевского района.

22. Ахмадукъ хьаж Батукаев — потомок Берс шейха см. № 27. Накшбандия. Курчало. Ученик Усман — хьаьжи см. № 91. Был мюридом Абдуллаб -хьаьжи см. № 3, он же посвятил его в шейхи. В 1921 году его не стало. Зийарат с мазаром в селении Шаами — Юрт. Его сын Ахмад — хьажи Батукаев погиб от рук ЧК в 1936 году.

23. Байбетр — хьаьжа уроженец с. Кошкельды. Билто. Накшбандия. Посвящен в шейхи Джамалайлой из св. Мекки. Был у стазом Hyp Мохьмада см. № 74, посвятил его в шейхи с правом передачи, который в свою очередь посвятил в шейхи сына Байбетра — хьаьжи Юсуп — хьаьжи см. № 104. В 1894 году его не стало. Зийарат с мазаром в с. Кошкельды, где кроме него покоятся Hyp Мохьмад см. № 74 и его сын Юсуп — хьажи см. № 104.

24. Бамат — Гирей Митаев (1овда). Гуной. Кадирия. Соратник и мюрид Кунта — хьаьжи. Невзгоды ссылки познал дважды. Последняя ссылка была за поддержку абрека Зелимхана на пять лет в Калужскую губернию. Вместе с ним было сослано около 30 человек. 13 сентября 1914 года 1овды не стало. Тело перевезено в с. Автуры его верными мюридами. Зийарат с мазаром в центре села Автуры.

25. Батал — хьаьжи Белхороев (БатТи), ингуш. Кадирия. Мюрид Кунта -хьаьжи, он же посвятил его в шейхи. 19 октября 1914 года будучи в ссылке г. Козельска Калужской губернии Бат1и не стало. Тело перевезено на родину. Зийарат с мазаром в с. Сурхохи. Очень обособленный вирд (братство) — браки заключают только с членами своего вирда. Очень воинственны.

26. Бахауддин Арсанов (Бах 1а) сын Дени шейха из Энгеноя. Накшбандия предки из Гални. Через несколько лет после трагической гибели отца Бах 1а был провозглашен шейхом. Устазом у него был его отец Дени -шейх   см.   №   39.   Бах 1а   участвовал   в   воссоединении   семей   после депортации чеченцев см. № 7. Зийарат с мазаром рядом с отцом в с. Урус — Мартан. Годы жизни 1892 — 11 июня 1962.

27. Берс — шейх (Дуча). Курчало. Вместе с Термолом были одними из первых проповедников ислама в Чечне ориентировочно с 1590 года среди общества гуной стал активным проповедником мусульманской религии. Похоронен в с. Нижний Курчали, мавзолей старой деревянной постройки, вместе с ним покоится жена и дети его брата.

28. Бети — шейх. Уроженец с. Герменчук.

29. Бети из с. Зумсой. Полгода провел в холвате. Зийарат с мазаром.

30. Бешту. Накшбандия, мюрид Ташу — хьаьжи см. № 71, он же посвятил его в шейхи с правом передачи — Тавсолта см. № 84.

31. Боба хьаьжи — отец одного из самых известных шейхов Чечни Ташу -хьаьжи см. № 83. Дишни. Накшбандия. Похоронен в селе Эндери Дагестан.

32. Вада — шейх. Дишни. Уроженец с. Шали. Накшбандия. Зийарат в селе Шали по дороге в Ведено. Вада — шейх покоится в одном зийарате с Илсхом.

33. Вата — шейх. Один из первых проповедником ислама в Аргунском ущелье (с. Тумса) односельчане и родственники считали его юродивым. Недовольные его наставлениями они частенько побивали его и прогоняли. Жил он в землянке, в одежде и еде был очень неприхотлив. Имел небольшое стадо овец, которое, отлучаясь для проповедей мог оставить на попечении волков?! Однажды он лишил своих родичей запасов мяса на зиму, это было 9 диких кабанов, которых он сбросил в пропасть Пурмин 1ин. Узнав про это за ним погнался весь аул. Вата -шейх около селения Нахала бросился в бурные потоки р. Аргуна и в этом бурлящем потоке расстелив над водой пастушью накидку стал молиться. Погоня с изумлением наблюдала за этим чудом стоя у края пропасти. Вата шейх вышел из воды там, где сейчас, находится с. Дуба — Юрт. Похоронен в кладбище между Чири — Юртом и Дуба — Юртом. Вокруг могилы изгородь.

34. Вис — хьаьжа (Тата) уроженец села Алхан — Юрт. Мюрид и приемник Чиммирзы см. № 98. Во время депортации в Целиноградской области организовал братство, члены которого в совхозах и колхозах достигали очень высоких трудовых показателей, благодаря чему и не преследовались КГБ. В зикре используют барабаны (жирг1а) и инструмент вроде скрипки. Мужчины носят белые шапки типа коротких папах. В зикре могут участвовать женщины.

35. Висита — хьаьжи из с. Гельдигена. Кадирия. Мюрид Бамат — Гири см. № 24 он же посвятил его в шейхи.

36. Гака мулла. Харачой, похоронен в с. Бачи — Юрт. Накшбандия.

37. Г1еза — хьаьжа Зандакский (Беза хьаьжа). Гендаргеной. Накшбандия. Мюрид и один из преемников Мухаммеда — Яраг1и см. № 71. Был уставом у Абу — Салама см. № 11 во время хаджа в святые места Пеза — хьаьжи не стало. Символическая могила в с. Симсире (Задакъа) Ножай -Юртовского района.

38. Г1ойсум — мулла отец Соип — моллы см. № 78. Накшбандия. Известный ученый богослов, при жизни имел много публикаций своих работ. Зийарат с мазаром в с. Агишты.

39. Дени — шейх Арсанов (Деда) Энгеной. Уроженец Зебир — Юрта. Накшбандия. Мюрид Эллах — муллы см. № 101, им же был посвящен в шейхи с правом передачи. Известный религиозный и политический деятель. Был в дружеских отношениях с Солса — хьажи см. № 77. Приобрел дом рядом с ним в селе Урус — Мартан. Они совместно мирили варандоевский тейп с атагинцами из-за земель. Отличался беспредельной храбростью. Предательски убит белоказаками. Зийарат с мазаром в с.Урус — Мартан. Годы жизни 1851 — 27 декабря 1917.

40. Джами барз находится в трех километрах от кладбища Чечен — Аула в лесу. Почитается как место собраний эвлийаов. Народная молва гласит, что сам Джами вел весьма уединенный образ жизни. Общение вел только с животными, птицами и с растительным миром. Олени и дикие козы давали ему молоко, птицы яйца, а растения свои плоды. Есть неточная информация что самого Джами не стало в 1925 году, а место его пофебения находится на самом Джами барзе.

41. Джантимир — хьаьж могила находится в с. Чуьлга — Юрт (Знаменское)

42. Докку — шейх (Абдул — Азиз Шаптукаев) родился в 1834 году в с. Девкар — Эвла. Был мюридом Эллах — муллы см. № 101, он же посвятил его в шейхи с правом передачи см. № 166, 102. Элах — мулла завещал ему свой перстень и носовой платок. Докку — шейх участвовал в политической жизни страны, при этом оставаясь удивительно скромным человеком. 1911 году погибли оба его сына Усман и Хасуха, а 23 ноября того же года, был сослан в Калугу на пять лет, не всякий смог бы перенести такой удар. А ему в то время было уже 77 лет. В конце 1913 года он досрочно вернулся из ссылки. Как и предсказывал Докку — шейх, в один день с Товдой, 13 сентября 1914 года их жизни прервались. Зийарат с мазаром в с. Девкар — Эвла.

43. Дуда — шейх. Ялхой. Накшбандия. Зийарат в с. Гудермес.

44. Жуоби — шейх (Мутаэла) внук Пеза — хьажи см. № 37. Накшбандия. Гендаргеной. Мюрид Абдул — Межеда см. № 4 им же провозглашен шейхом с правом передачи внуку своего устаза Абу — Салам Ахмад -шейху см. № 12.

45. Зайта — шейх. Чеченец. Накшбандия. Зийарат в с. Кхорвата, Грузия, на границе Хевсуретии с Мялхйиста.

46. Зийяудин — шейх. Накшбандия, зийарат в с. Бамат — Юрт (Виноградное).

47. Зубайр — хьаьжи. Накшбандия. Мюрид Апст — шейха см. № 19 зийарат в с. Аллерой.

48. Иба — шейх. Накшбандия. Зийарат в г. Аргун.

49. Ибрагим  —  хьаьжа.   Накшбандия.   Мюрид Пеза  —  хьаьжи  см.  №  37 Зандакского. Зийарат в с. Пачалкхахь (Аух).

50. Ибрагим — хьаьжи. (Кхойкху Ибрахьим) Дишни. Накшбандия. Зийарат в с. Гуьйда — Юрт в обществе Зумсой. Был постоянно в пути, при этом призывал людей к соблюдению предписаний Къорана, к чистоте исполнения молитв и обрядов. Носил с собой рогатку с мелкими камешками и применял их против курящих и пьющих, а также обстреливал оголенные места женщин.

51. Ибрагим — хьаьжа. (сын Мусп — шейха см. № 72). Накшбандия. Учился у Усман — хьаьжи см. № 91. Умер в 1919 году. Зийарат в с. Гойты.

52. Илсх. Накшбандия. Уроженец с. Шатой. Зийарат в с. Шали покоится вместе с Вада — шейхом см. № 37.

53. Иссакх — мулла Чапанов. Уроженец с. Верхние Ачалуки, ориентировочный год рождения 1854. Накшбандия. Прошел полный курс обучения у Усмана — хьаьжи из Лаха Невре см. № 91. По возвращению в Ингушетию он становится видным религиозным и политическим деятелем, ни одно из знаковых событий не проходит без его участия. Иссакх — мулла прожил яркую и полезную для своего народа жизнь, которая оборвалась в первый год нашей депортации. В начале мая 1944 года его не стало. Погребен он в Павлодарской области Казахстана.

54. Кана — шейх Хантиев. Уроженец с. Лаха Невре. Накшбандия. Родился в 1848 году. 10 лет учился у Хожа — Ахмеда, см. № 96 был мюридом у своего старшего брата Усмана — Хьаьжи см. № 91, который и посвятил его в шейхи. В 1911 году был сослан в Калугу на 5 лет. В январе 1918 года спас от неминуемой гибели жителей Девкар Эвла. Участвовал в политической жизни Чечни. Боролся против Деникина. В 1922 году с Али Митаевым строили планы создания независимого шариатского государства. По мере усиления Советской власти, авторитет Каны -шейха стал мешать местным властям. 17 февраля 1933 года его арестовали, а 9 апреля того же года этот святой старец 85 лет был безжалостно расстрелян вместе с князем Хабстан Бисолтой,

55. Киши отец Кунта — хьаьжи. Зийарат в Илсхан — Юрте, там же покоится его брат Муци.

56. Кунта — хьаьжи Кишиев. Шейх кадирийского тариката, родился в 1812 году в ауле Исти — су. Отец Киши. Мать Хеди. Мюриды в знак уважения любезно называют своего устаза: Элчан верас, 1аламан 1у, Хатимул вели. Киши хьаьж. Первый хадж совершил с отцом, будучи юношей 18-19 лет.

В одном из своих последних хаджей провел около 4 лет и вернулся домой осенью 1861 года. В январе 1864 года его с братом Мовсаром и ближайшими соратниками подвергают аресту. 3 февраля 1865 года ему присуждают бессрочную ссылку под гласным надзором в г. Устюжна Новгородской губернии при этом лишая его ближайшего окружения и переводчика. Какие он испытывал лишения в ссылке можно представить по двум фактам: 1. Он не знал русского языка из-за неприязни к ним; 2. Его довольствие составляло 1 руб. 80 коп. в месяц или 6 коп. в сутки!? 19 мая 1867 года связь с ним прервалась. Зийарат на месте его дома в Илсхан — Юрте. Кунта — хьаьжи является одним из самых почитаемых в Чечне. На меньшем уважением пользуется зийарат его матери Хеди в Эртани.

57. Къаим — хьаьжи. Накшбандия. Зийарат в с. Нижелой Чеберлоевского района.

58. Къосум — хьаьжи. Накшбандия. Мюрид Узун — хьаьжи. Зийарат в с. Дарго.

59. Мада — хьаьжи. Накшбандия. Мюрид и один из двух преемников Апст хьаьжи см. № 19 (2-ой Махарби). По преданию на этих двух мюридов должен был завершиться святой путь шейха Листа (Абаст, Аза). Зийарат Мада — хьаьжи находится в с. Энгеной, там же похоронен его брат.

60, Мани — шейх Назиров (Мохьмад мулла) Харачой. Кадирия, мюрид 1овды см. № 24 он же посвятил его в шейхи, им же направлен в Надтеречье для приобщения его жителей к зикризму. Среди местных шейхов он был единственным кадирия. В 1907 году переселился в с. Чулик — Юрт. В 1911 году был сослан в Калугу на 5 лет. Годы жизни 1860 — 1924 после кончины Мани — шейха на Чуликовском кладбище вырыли могилу, но его мюриды из Бамат — Юрта настояли на том, чтобы его захоронили на его усадьбе в их селе, что и было сделано. Имеет два зийарата с мазаром. Символический в Чулик — Юрте и над местом погребения в Бамат — Юрте. Сын Мани шейха — Зийаудин Магомадов, тоже имеет зийарат с мазаром в с. Бамат — Юрт. Годы жизни 1912 — 1972.

61. Махьма — хьаьжи. Уроженец с. Хунзах (Дагестан) Накшбандия. Мюрид Ташу хьаьжи см. № 83, он же посвятил его в шейхи. Зийарат в с. Бачи -Юрт.

62. Mai сум — шейх. Уроженец с. Илсхан — Юрта. Накшбандия. Мюрид и приемник Ташу — хьаьжи. Он в свою очередь передал Илсху из Шатоя см.

№52.

63. Молл  Ахмад.  Уроженец с.  Шали.  Накшбандия, был мюридом Вада шейха из Шали см. № 32.

64. Мохаммад — хьаьжи Гаджиев — сын Сулим — хьаьжи см. № 80. Аварец. Накшбандия. Уроженец Хаьпши Дагестан. После совместного совершения хаджа, отец провозгласил сына шейхом. В это время Мохаммад — хьаьжи жил в Верхнем Науре. После возвращения в 1921 году в родовое село Хаьпши, был арестован местным ЧК, сидел в Махачкале. Затем ссылка на лесоповал в Архангельскую область. Оттуда ему удалось перебраться в Турцию. На этом их цепь прервалась. См. Сил — сила.

65. Мохаммад — шейх. Накшбандия. Зийарат с мазаром в с. Хьелди — юрт Итум — Калинского района. Умер в 1910 году был пропагандистом ислама. В своих речах призывал к чистоте исполнения заповедей пророка, всячески пытался укрепить религию в сознании людей. Предсказывал будущее людей и самой Чечни.

66. Мохьмад — мулла Шаамаев родился в 1870 году в с. Верхний Наур. Сесано. Накшбандия. Мюрид Докку — шейха см. № 42, он же посвятил его в шейхи. Живя в Бено — Юрте открыл там медресе. В Самашках тоже открыл медресе, а жители выбрали его кадием. Особую известность получил как целитель душевно больных. Умер в Казахстане в пос. Селантьевка 7 мая 1954 года.

67. Мохьмад — мулла (М1ома шейх) сын Бейбулата. Накшбандия. Алларой. Уроженец Чулик — юрта, там же зийарат годы жизни 1870 -1910. Был мюридом Абдул — Вахаба (1апи) см. № 2 он же посвятил его в шейхи.

68. Мохьмад — хьаьжа Каратаев, брат Шамиля — хьаьжи см. № 99. Накшбандия. Зийарат в с. Бачи — юрт. У стазом Мохьмад — хьажи Каратаева был известный шейх Мухьамад аль 1убудий, которому передал еще более известный шейх 1абдурахьман ас Суг1урий.

69. Мохьмад Эмми — шейх. Накшбандия, с. Д1ай Чеберлойского района.

70. Мохьмад — шейх. Накшбандия. Зийарат в с. Шарой. Этот шейх помогал и продолжает помогать бездетным. На его зийарате в любое время можно встретить страждущих просителей.

71. Мухьаммад — Яраг1и шейх, сын Исмаила муллы. В золотой цепи он стоит 33 от нашего пророка ДСМХЦ. Родился в 1761 году в с. Яраг, ныне Магарамкентский район Дагестана. Крупный ученный и известнейший богослов своего времени. Помимо теологии преподавал математику, физику, философию, астрономию и другие науки. Посвятил в шейхи и дал право на создание своих братств многим религиозным авторитетам накшбандийского тариката Чечни и Дагестана. В 1838 году его не стало в с. Соратля Дагестана. Там же зийарат.

72. Мусп — шейх. Зийарат с мазаром находится в с. Курчали Веденского района. Известный богослов и знаток ислама. Отец Ибрагима — хьажи см. №51.

73. Hyp Мохьмад — хьажи. Зийарат находится в с. Алды на месте где перед уходом из села, он возглавил на рассвете богослужение (молитву). Во время нашей депортации прежний зийарат с мазаром был полностью разрушен и сравнят с землей.

74. Hyp мохьмад — хьаьжи из Дагестана. Накшбандия. Мюрид Байбетр -хьаьжи см. № 23, он же посвятил его в шейхи с правом передачи сыну Байбетра Юсуп — хьаьже см. № 104. Зийарат в с. Кошкельды, где он покоится со своим устазом, а также и мюридом.

75. Овта — хьаьжа, отец Шамсудина — хьаьжа. Алларой. Крупный ученый богослов накшбандийского тариката. Семь раз совершал хадж. Был дружен со всеми религиозными авторитетами своего времени. Будучи в Шалях, Кунта — хьаьжи останавливался и гостил только у Овта — хьаьжи. Сына Овта — хьаьжи Шамсудина см. № 100, этим именем, (Солнце религии), назвал Кунта — хьаьжи. Овта — хьаьжи не стало в 1896 году в своем родовом селении Шали, там же место его захоронения.

76. Оду (1оду) хьаьжи. Белгатой. Зийарат с мазаром в с. Дишни Ведено.

77. Солса — хьаьжи (Вуса) Яндаров. Родился в с. Урус — Мартам в 1845 году. Мюрид Апти — шейха см. № 18, он же посвятил его в шейхи с правом передачи и тогда же дал ему имя Сулейман или Сулим. При Советской власти был сослан и приговорен к расстрелу. Буквально в последний момент, когда его поставили уже к стенке, спасителем по воле Аллаха явился его сын Абдул — Хамид шейх см. № 7, который привез указ об отмене смертной казни. После возврашения домой, при стечении очень большого количества людей объявил в конце своей речи: «С сегодняшнего дня по всем вопросам обращайтесь к Абдул — Хамиду. Он оказался львом среди львов». Так незадолго до своей смерти он посвятил в шейхи своего сына Аму см. № 7. 13 мая 1929 года его не стало. Один из самых состоятельных людей ушел из жизни в чужом доме, т.к. Советская власть конфисковала у него абсолютно все. Так закончилась жизнь великого труженика и аскета, он призывал к невмешательству в политику в то смутное время, покой он находил только в труде. Зная язык животных и растений не позволял выплескивать горячую воду на землю и носить для опоры заостренные палки, чтобы не ранить землю. Зийарат с мазаром в с. Урус — Мартан по дороге в с. Алхазурово.

78. Соип — мулла Гайсумов сын Пойсума муллы см. № 38. Накшбандия. Мюрид Хож — Ахмеда см № 96, он же посвятил его в шейхи. Крупный ученый богослов, религиозный и политический деятель. В 1911 году был сослан в Калужскую губернию. Имел богатейшую библиотеку, начало которой положил его отец Пойсум, она была конфискована после смерти хозяина. Был очень влиятельным человеком свого времени, ни одно знаковое событие в Чечне не проходило без его участия. В 1928 году его не стало. Зийарат с мазаром в с. Шали.

79. Сота — шейх. Символическая могила в с. Лаха Невре, Накшбандия. Похоронен в Казахстане.

80. Сулим — хьаьжи Гаджиев из Хаьпши. Отец Мохьмада — хьаьжи см. № 64. Аварец. Накшбандия. Мюрид шейха Эпенди, он же посвятил его в шейхи. Был очень влиятельным человеком в Дагестане и в Чечне. Известны были и его братья Камил и Аббас. В 1923 году Сулим -хьаьжи скончался в своем родовом селении Хьапши.

81. Сулейман — хьаьжи. Зийарат в с. Брагуны. Чеченец.

82. Тавсолт — хьаьж Дохтукаев, брат Янгулби — хьаьжа см. № 105. Ялхо. Уроженец с. Курчалой. В 1901 году во главе 300 семей переселился в Турцию, где недолго прожил. В 1903 году его не стало. Зийарат в Турции под Эрзрумом в с. Алвари.

83. Ташу — хьаьжа (Вокха хьаьжа) из Эндери. Накшбандия. Мюрид Мухьаммада — ЯрагТи см. № 71. Им же посвящен в шейхи с широким правом передачи. Посвятил в шейхи см. № 30, 33, 53, 63, 64, 82, 104, тогда же получил уважительное имя Вокха — хьаьжа. Был видным религиозным и политическим авторитетом своего времени. Активный участник Кавказской войны, автор инженерно — оборонительных сооружений. Его не стало в 1843 году, что было очень большой потерей. Зийарат с мазаром в с. Саясан.

84. Тат — Рахьим — шейх уроженец с. Гойты. Накшбандия. До нашей депортации имел зийарат с мазаром, после нашего возврагцения ни зийарата, ни его следов уже не было.

85. Термол — шейх. Известный проповедник и распространитель ислама в Чечне во второй половине 16 века. Соратник и сверстник Берса — шейха см. № 27.

86. Узун — хьаьжи. Накшбандия. Кумык. Мюрид Абдурахмана Сугри, он же посвятил его в шейхи. Настойчиво пытался создать на Северном Кавказе шариатское эмиратство. Имел свое военное формирование издавал указы и печатал деньги. Просуществовало оно очень короткое время. Боролся против Деникина. Зийарат с мазаром в хуторе Шамиля в с. Дишни Ведено.

87. Умалт — хьаьжи (Мата). Бено. Накшбандия. Мюрид Пеза — хьажи см. № 37, он же посвятил его в шейхи с правом передачи см. № 2. Уроженец с. Аллерой Ножай — Юртовского района. Зийарат там же.

88. Умар — шейх. Зийарат с мазаром в с. Энгеной. По его весету жители этого села через 20 лет вскрыли его могилу и найдя останки нетленными возвели над ним мазар. Там же похоронен житель этого села — Межид.

89. Умар — хьаьжа. Зийарат в с. Элистанжи.

 90. Уммалат — шейх (Уммал Ахъяд). Выходец из с. Костек. Дагестан. Накшбандия. Посвящен в шейхи Мухьаммадом — Яраг1и см. № 71. Наставник Бешир — шейха см. № 8. По просьбе имама Шамиля вел пропаганду газавата в Чечне в 1851 году. Уммал Ахъяд считается эвлийяом по исцелению болезней. Каждую пятницу, в любое время года в любую погоду на его зийарате с мазаром в с. Сержень — Юрт можно встретить массу страждущих и просящих здоровья и покровительства людей. В 1857 году его не стало.

91. Усман — хьаьжи Хантиев (в миру — Упа) Аллерой. Накшбандия. Родился в 1830 году в Девкар — Эвла предки из Чечен — Аула. Обучался в медресе в с. Энгеной в шейхи посвящен своим устазом Абу см. № 8. Во время хаджа был замечен имамом Мекканской мечети Джамалайлом, который через некоторое время объявил, что Аллах удостоил Усмана — хьаьжи: 1. Взять с собой в рай 70 тысяч человек. 2. В каждую пятницу в мгновение ока посещать св. Мекку. 3. Контроль за взаимоотношениями мусульман и христиан. Там же он получил новое имя — Усман. В 80-е годы 19 века он открыл медресе, где обучались 63 муталима. Пятеро из них в последствии стали шейхами см. № 22, 51, 53, 97. 10 декабря 1883 года его не стало. Продолжить свое учение завещал своему младшему брату Кане — шейху см. № 54. Над местом своего захоронения в Лаха — Невре запретил делать крышу.

92. Ушурма. Шейх — Мансур. Уроженец с. Алды. Накшбандия. Родился в 1760 или 1769 годах. Известный религиозный и политический деятель 18 века сильнейший оратор, всколыхнувший и поднявший на газават практически весь Кавказ. Был пленен и заточен в Шлиссельбургскую крепость, где в апреле 1794 года скончался. Похоронен на Преображенском кладбище под Петербургом. На надмогильном камне написано: «Здесь покоится первый имам Кавказа — чеченец из Алдов».

93. Харон — шейх выходец из Дагестана, зийарат в Бамат — Юрте. Ушел из жизни в 1910 году.

94. Хеда мать Кунта — хьаьжи, чарто. Дочь Дадагова Х1иба зийарат с мазаром в с. Эртана (Хьаьжи юрт). Веденского района. Бесконечный человеческий поток почитателей и поклонников посещает ее в любое время.

95. Хесамак — мулла. Зандхой. Родился в 1833 году в с. Зандак. Накшбандия. Мюрид Умалт — хьаьжи см. № 86 он же посвятил его в шейхи в 1873 году с правом передачи. После многочисленных переездов он остановился в Чулик — Юрте (Знаменское), где построил мечеть, которая называется его именем. В 1882 году Хесамак — муллы не стало. Зийарат в Чулик — Юрте. Перед своей смертью он посвятил в шейхи балкарца Абдул — Хамида из Нальчика который после хаджа остался в св. Мекке.

96. Хож — Ахмед. Кумык. Накшбандия. Один из самых преданных мюридов Абу — шейха. Хож — Ахмед посвящен в шейхи с правом передачи см. № 20, 78. В 1876 году Хож — Ахмеда не стало. Перед своей смертью его у стаз Абу — шейх см. № 8 сказал ему: «Умрешь ты через три года после меня, похоронят тебя отдельно, но ты разрезая землю вернешься ко мне» см. № 8. Хож — Ахмед был устазом сына Абу шейха — Апти Баширова см. № 20.

97. Хьаьки — мулла из Урус — Мартана Гендаргеной. Прошел полный курс обучения у Усмана — хьаьжи см. № 90. Открыл в Урус — Мартане медресе и построил мечеть, которую после нашей депортации разрушили. Сейчас она восстановлена и как прежде её называют Хьаьки маьждиг, в знак уважения к его деяниям. Хьаьки — мулла был увезен из дому в ноябре 1943 года фозненским ЧК, после чего его никто не видел.

98. Чиммирза Таумерзаев из Майртупа. Кадирия. Мюрид Кунта — хьаьжи см. № 56, он же посвятил его в шейхи с правом передачи см. № 35. В 1911 году в числе других был сослан в Калугу. Отличался большой благочестивостью к бедным людям. Это небольшое братство состояло из беднейших слоев населения и было очень сплоченно.

99. Шамиль — хьаьжа Каратаев, брат Мохьмада см. № 68. Накшбандия. Известный исламский проповедник. Член шариатского суда и Верховного совета в имамате Шамиля. Символическая могила в Шамиль — хуторе Веденского района. Шамиль — хьаьжи не стало при очередном, седьмом по счету хадже на святую землю.

100. Шамсуддин — хьаьжи, сын Овта — хьаьжи см. № 75. Аллерой. Накшбандия. Родился в 1850 году в с. Шали. Очень уважаемый религиозный авторитет в Чечне и Ингушетии. Был имамом в мечетях Экажево, Аргуна и Шали. Девять раз был паломником в св. Мекке и Медине. Во время своего первого хаджа стал мюридом Мусы Казима, который прославился своей ученостью на весь исламский мир. Годы его жизни 1820 — 1913. Шамсуддин — хьаьжи прожил яркую и полезную для своего народа жизнь, которая прервалась 30 сентября 1933 года. Могила рядом с отцом см. № 76 в с. Шали.

101. Эллах — молла Батыров (Вокха молла). Родился в с. Пседах в 1836 году. Позднее переселился в Чанти — юрт. Энгеной. Накшбандия. Мюрид Абу — шейха см. № 8, им же посвящен в шейхи с правом передачи. Известный религиозный авторитет посвятивший в шейхи Дени — шейха см. № 42 и Докку шейха см. № 45. В1858 году Эллах — молла возглавляет «Мехк Кхел» и это в возрасте 22 лет! В 1884 году по ложному обвинению был арестован и сослан на 10 лет, с ним был его мюрид — Мутуш из Кени — юрта. По его свидетельству Эллах — молла ушел из жизни в 1885 году будучи на пароходе, во время этапирования к месту ссылки. Погребен в волнах Черного моря. Символическая могила в с. Чанти — юрте см. № 2. Дед Дени — шейха и отец Эллах — моллы были братьями. Дочь Эллах -моллы Зайнап была замужем за Докку — шейхом.

102. Эльбуздук — мулла из Ломаз — Юрта (Братское). Родился в с. Брагуны в 1850 году в семье Тимарки из рода бортаной. Эльбуздук был мюридом у Докку — шейха см. № 42, им же посвящен в шейхи. По весету своего устаза Эльбуздук содержал на свои средства 20 муталимов в течении сорока лет. Среди которых были Анас из Ломаз — юрта см. № 27 и Бауддин Даурбеков см. № 38 а из Пседаха. Летом 1924 года Эльбуздука не стало. Погребен в Ломаз — юрте.

103. Юнус — хьаьжи.  Зийарат с мазаром в с. Бамат — юрт Хасав юртовского района Дагестана.

104. Юсуп — хьаьжи, сын Байбетра см. № 23. Билто. Уроженец Кошкельды. Накшбандия. Посвящен в шейхи Hyp — Мохьмадом см. № 74, он же его устаз. Соратник Али Митаева, ярый противник Советской власти. Во время красного террора в 1919 году переселился в Турцию, где и завершил свой жизненный путь в 1924 году. Согласно его весету останки перевезены в с. Кошкельды, где и погребены на зийарате в мазаре рядом с отцом. Байбетар — хьаьжи и Hyp — Мохьмадом — хьажи.

105. Янгулби — шейх Дохтукаев, брат Тавсолта — хьажи, родился в 1832 году в с. Курчалой. Накшбандия. В 1922 году его не стало. Зийарат в родовом селе.

100а.     Эла — Мирза. Накшбандия. Прошел полный курс обучения у Усмана — хьажи из Лаха — Невре. Уроженец села Ачхой — Мартан.

38 а.      Даурбеков Багаудин Гайниевич. Уроженец села Пседах. Годы жизни 1904-2 апреля 1999 см. № 102.

 

Продолжение будет следовать по мере поступления материалов и это во многом зависит от Вас, жителей Чечни. Призываю Вас быть активными, это нужно, в первую очередь, нам самим и каждому из нас.

С уважением и надеждой Яндаров Хаваж.

Составитель этого сборника с убедительной просьбой обращается ко всем, кому небезразлична наша история и особенно наши религиозные ценности, помочь в установлении достоверных фактов, о наших шейхах и эвлийяах.

Каждый мюрид знает о своем устазе больше, чем это скромно отражено в этом сборнике.

Я полагаю, что совместными усилиями нам удастся в более полной мере воссоздать факты из жизни этих великих людей, которыми мы можем бесконечно гордиться, это будет необходимо и полезно не только нам, но и нашим потомкам.

 

С уважением и надеждой на вашу помощь.

Прошу сообщать известные вам сведения в письменной форме по следующим адресам для Хаважа.

1.  с.  Агишты.  В  центре, рядом с  мечетью Абумуслимову Бачару или Нунаеву Руслану;

2.  с. Алхан — Кала, ул. Элеваторная 58 или 80 Альмурзаеву Исе;

3.  с. Ачхой — Мартан. Председателю райсуда Гетаеву Таусу или охране Яндарову Айнди;

4.  с. Валерик, ул. Кирова 45 Лулаеву Абдрахману или Хатаевым;

5.  с. Гехи — Чу, Исмаилову Умару, проживает за речкой;

6.  г. Грозный. Рынок «Сабита» кафе «777»;

7.  с. Гойское (Гъо ист), ул. Шоссейная 1 Авдаеву Вахе;

8.  с. Гой — Чу (Саъди къотар), ул. Ключевая 4 или 7 Альмурзаевой Баянт;

9.  с. Дуба — Юрт, Дашаеву Молди;

10. ст. Наур. Председателю райсуда Яндарову А.Д;

11. с. Новые Атаги, ул. Ленина 106 напротив центральной мечети Мунаеву Лече;

12. с. Рошни — Чу, Гадаеву Вахе;

13. с.  Мартан — Чу,  Шовхаловым,  Давлетмирзаевым,  Гуцаеву Шахиду, Атаевым;

14. с. Танги — Чу, ул. Центральная Баталовым;

15. г. Урус — Мартан. Председателю райсуда Яндарову С.Х. или Шовхалову Б.И;

16. ст. Червленная, ул. Карла Маркса 82 Усамовой Яхе;

17. с. Чишки;

18. г. Шали, ул. Речная 35 Ахматханову Авторхану.

19. с.Шатой, ул. Дагестанская, 6. Хубаеву Сайд-Эмину.

Интернет: [email protected], Gendargnoy@RAMBLER. RU

Источник: nohchalla.com

16.10.16.