Главная » Все Новости » События » Историк Наима Нефляшева – о трагедии черкесов

Историк Наима Нефляшева – о трагедии черкесов

Cреди иностранных гостей Олимпиады в Сочи – делегация представителей зарубежных черкесских диаспор. В программе пребывания делегации в России – посещение «Дома адыга» в Олимпийском парке, где размещена экспозиция об истории, культуре, традициях и историческом наследии черкесов. Это историческое наследие противоречиво: в XIX веке черкесы оказывали упорное сопротивление российской колонизации Черноморского побережья Кавказа.

В ходе Кавказской войны, завоевательной кампании, протянувшейся с 1820-х до 1864 года, черкесы были рассеяны, в значительной мере уничтожены царскими войсками и выселены на территорию Османской империи. Вот их потомки, очевидно, и посетят парадный павильон в Сочи. Ряд черкесских организаций в России и за рубежом требуют признать события середины XIX века геноцидом черкесского народа, соответствующие постановления парламенты Адыгеи и Кабардино-Балкарии приняли еще в начале 1990-х годов.

О русском покорении нынешней зоны Большого Сочи радио Свобода рассказывает московский историк, старший научный сотрудник Центра цивилизационных и региональных исследований РАН Наима Нефляшева.
– Современная топонимика Черноморского побережья сохранила следы черкесского пребывания в этой зоне: такие всем известные названия, как Анапа, Джубга, Агой, Хоста, Дагомыс, Туапсе, Лоо, Мацеста, Сочи и другие свидетельствуют о пребывании черкесского населения на этих территориях. из многочисленных черкесских субэтнических групп были шапсуги – по разным историческим источникам, их численность достигала 300-370 тысяч человек.

В результате выселения шапсугов с исторической родины, в результате потерь, которые этот народ понес в ходе боевых действий и депортации, его постигла настоящая демографическая катастрофа. Шапсуги так и не оправились от потерь, сейчас численность этой субэтнической группы черкесов составляет около 10 тысяч человек, они проживают прежде всего на территориях Туапсинского и Лазаревского районов, в 13 аулах, в основном горных. Часть этих селений – вновь образованные, это не те аулы, которые были у шапсугов до 1864 года. Население некоторых аулов переселяли, некоторые аулы соединяли в один и так далее.

На месте нынешнего Сочи в основном жили шапсуги и убыхи. Судьба убыхов сложилась еще более трагически, этот народ исчез полностью. Есть люди, которые носят убыхские фамилии, например, известная фамилия Берзег (Берзеговы) убыхского происхождения. Но как целостной группы этого народа не существует. Убыхи были полностью выселены в Турцию, и там этот народ прекратил свое существование. Последний убых умер в прошлом веке, его тексты, записи убыхского языка были сделаны профессором Мухадином Кумаховым, известным лингвистом, работавшим в Институте языкознания РАН. Тевфик Эсенч, умерший в 1992 году, был последним человеком в мире, знавшим убыхский язык.

– Как русские осваивали сочинскую зону?

– Освобожденные от коренного населения аулы долго оставались пустынными. Первые русские поселения в основном состояли из отставных матросов, казаков, которые обустраивали военные поселения. Сначала в районе нынешнего Сочи было основано укрепление Александрия, переименованное впоследствии в Навагинское – по имени полка, который здесь воевал. Позже в эти края стали переселяться другие этнические группы, не только славяне: армяне, молдаване, эстонцы, греки, поляки. Периодом активной колонизации стали 60-70-е годы XIX века – это был период быстрого освоения территории теперешнего Большого Сочи, которое обеспечивалось не только за счет славянского населения, но и за счет понтийских греков, турецких армян, которые на эти территории продолжали мигрировать даже во время Первой мировой войны.

– Крайне болезненный вопрос связан с требованием части черкесской общественности признать геноцидом русскую завоевательную кампанию на Кавказе. В начале и середине XIX века этика боевых действий была не такой, как теперь, не существовало международного законодательства о законах и обычаях ведения войны (оно было выработано только в начале прошлого столетия). В то же время многие действия царской армии подпадают под сегодняшние определения военных преступлений – массовые убийства и депортации населения. Геноцид – верное определение случившегося?

– Не о колонизации Кавказа надо говорить как о геноциде, а о военных действиях, которые происходили до 1864 года. Оценка этого события дана парламентами Адыгеи и Кабардино-Балкарии в первой половине 1990-х годов. Эти действия были квалифицированы как геноцид на законодательном уровне. Я согласна с решениями наших парламентариев.

– Что представляли собой черкесские народы к моменту русского вторжения на Кавказ, чем они занимались?

– Это были земледельческие народы. Самый известный исторический источник, где содержится информация по этой теме, – пожалуй, дневники британского путешественника Эдмонда Спенсера «Путешествие в Черкесию», опубликованные в 1830-е годы в Англии. Спенсер пишет, что черкесы обрабатывали любой участок земли, который был им доступен, что черкесские аулы, которые он увидел, поражали чистоплотностью и упорядоченностью. Кое-что черкесы даже экспортировали – пшеницу, мед, воск, лошадей и так далее. Черкесы не имели признаков государственности в современном политологическом понимании. Но у черкесов были институты, достаточные для того, чтобы их общества функционировали как самодостаточные. Эти причерноморские субэтнические группы иногда называют демократическими – у них не было власти князей, все вопросы они решали на общих собраниях. Этот демократический дух самоорганизации частично и сейчас сохраняется у современных шапсугов.

– Когда началось курортное освоение сочинской зоны?

– Курортное освоение началось в конце XIX века, а уже при Cоветской власти, в 1930-е годы был принят генеральный проект реконструкции Сочи. Для Кремля было важно получить своего рода советскую Ривьеру, курортный образ Советского Союза. Генеральный план реконструкции Сочи, надо отдать должное, превратил захудалый курортный городок в современный город. Прежде здесь не было ни водопровода, ни достойных дорог, ни инфраструктуры.

– Брошенные шапсугские аулы сохранились на территории края и сейчас. Кавказские народы Черноморского побережья оставили после себя памятники материальной культуры?

– Вся территория Черноморского побережья – это археологический клондайк. Лучше других известна культура дольменов, хотя она еще недостаточно исследована. Дольмены – это древние культовые и погребальные мегалитические сооружения. Исследователи работали в XX веке; в середине прошлого столетия в черноморской зоне работали многие археологические экспедиции. Высоко в горах остаются дольмены, которые еще нуждаются в серьезном изучении. Кроме того, в некоторых шапсугских аулах, на территории некоторых усадеб сохранились могилы русских воинов, которые сражались и погибли в ходе Кавказской войны, и люди продолжают за этими захоронениями ухаживать, – рассказала Радио Свобода историк Наима Нефляшева.

Источник: www.svoboda.org

06.01.14.