Главная » Все Новости » Кавказ » Дело фотографов

Дело фотографов

Спустя две недели после громкого ареста фотожурналистов, страсти не просто не утихают, а разгораются с большей и большей силой. Вроде бы ничего особенного не произошло, это не первый, и , скорее всего далеко не последний арест граждан Грузии по обвинению в шпионаже в пользу Российской Федерации. Однако, по ряду причин, именно этот арест вызвал непропорционально большой общественный резонанс, причем не только в стране, но и за рубежом. Причина этого достаточно проста, дело не столько в самом факте ареста, а в версиях, почему этот арест произведен именно сейчас. Думаю, было бы занятно рассмотреть все версии, хотя бы для того, чтобы попытаться составить состояние грузинского общества сегодня.

Версия властей – личному фотографу президента Грузии Ираклию Геденидзе предложили за соответствующую плату продавать его фотографии. В этом предложении нет ничего необычного, ведь «левачат» все. Ну или практически все фотожурналисты. Это общемировая практика, у фотографа президента не было особого повода для подозрений. Ираклий Геденидзе согласился, не подозревая, что попал в сети российских спецслужб. Когда от него потребовали предоставлять информацию иного характера, например о маршрутах передвижения президента или о встречах президента во время зарубежных поездок, он был вынужден согласиться и на это, став жертвой шантажа. Простой и главное очень правдоподобный сценарий. Думаю, вы согласитесь, что такое вполне могло быть. Главный контраргумент противников данной версии – в подобных ситуациях агентов не ловят публично, а начинают тонкую игру с перевербовкой и прочими шпионскими штучками. Давайте запомним его и разберем чуть ниже.

Версия оппозиции (под оппозицией здесь имеется в виду не только некоторые оппозиционные патрии, но и оппозиционно настроенные НПО , журналисты и так далее). Согласно данной версии власти пытаются запугать общество перед парламентскими выборами 2012 года. Существует некий график, по которому арестовываются по обвинению в шпионаже в пользу Российской Федерации различных социальных групп. Среди них медиа занимает особое место. Главная цель арестов – запугать свободную прессу. Приблизительно такого содержания мессиджи рассылаются в международные организации и в организации.

Версия третья, конспирологическая. В преддверии выборов в парламент и вступления в силу новой Конституции внутри правящей команды разгорелась борьба за власть. Основная задача противников снижение рейтинга оппонентов. Именно поэтому нужны громкие резонансные дела, наносящие вред имиджу президента или же портящие отношения внутри команды. Мол, именно поэтому тонкой шпионской игре предпочли резонансное дело.

У каждой из этих версий есть свои сторонники, которые верят в них почти с религиозным рвением. Причем признательные показания со стороны задержанных ничего не изменили. Противоположная сторона очень быстро нашла объяснение данным признаниям. Впрочем, признания никогда не являлись достаточным основанием для общественного мнения. Каждая из сторон готова до бесконечности приводить аргументы в пользу своей веры. Однако, совсем не это является главным в этом деле. Думаю. Что и после решения суда никто не отступится от своего видения ситуации и с этим ничего поделать нельзя. Таково сегодня наше гражданское общество, и подавляющее большинство его представителей вместо того, чтобы обсуждать вопрос о том, что стакан наполовину полон, или все-таки наполовину пуст, будет убежденно доказывать, что стакан полон до краев или пуст абсолютно.

На мой взгляд, гораздо более важным в данной ситуации является другое. Для страны, для всех нас важна эффективная защита национальных интересов Грузии при минимальных имиджевых потерях с одной стороны, и в то же время рассеяние любых, даже малейших сомнений по поводу попыток ограничения свободы слова. С этой точки зрения понятна позиция председателя Хартии журналисткой этики Грузии Звиада Коридзе, который требует открытого процесса над репортерами. С другой стороны, совсем не очевидно, что для этого следует проводить громкие акции. Так же непонятны несколько странное требования освободить задержанных по столь тяжкому обвинению, а также полностью снять гриф секретности по данному делу, выдвинутые на встрече представителей медиа с министром внутренних дел Грузии. Кстати, прокуратура приняла решение об открытом процессе и частичном снятии грифа секретности с этого дела.

По поводу международной реакции — естественно, абсолютно не интересует реакция империалистически настроенной российской прессы и блоггеров, имя которым легион. С ними все как раз таки ясно, работают они исключительно на внутреннюю, российскую аудиторию, пытаясь показать российскому обывателю, что никакой свободы в Грузии, да и в мире не существует. Что лучше путинской системы, как бы она не нравилась, нет и быть не может, но зато есть враги России, доказывающие, что в Грузии не все так плохо, как пишут те же имперские СМИ. На их комментарии можно вообще не обращать внимания. А вот мнение международных организаций и мировых СМИ нам игнорировать никак нельзя. Именно они формируют общественное мнение на Западе, а то, что сегодня, благодаря политике Российской Федерации, безопасность Грузии во многом зависит от Запада, очевидно. Ну и наконец, нам совсем не может быть безразлична реакция либерального лагеря на постсоветском пространстве, который смотрит на Грузию, как на пример осуществления либеральных реформ в стране, входившей в советскую империю. Показательна реакция украинского движения «Стоп цензура», которое обратилось к властям Грузии с просьбой снять все вопросы по этому делу. Во многих странах прошли акции в поддержку задержанных фотографов, причем я не склонен думать, что все эти акции проплатили российские спецслужбы.

Допустим, что фоторепортеры виновны в предъявленных им обвинениях, снимает ли это ответственность с властей за имиджевые потери Грузии. Нет, не снимает, спецслужбы Грузии хорошо сделали свое дело, и это плюс. Никто не позаботился о снятии все вопросов перед обществом в первые же часы после задержания. Это минус, и это огромный минус, который не только порождает подозрения, но создает крайне нездоровую атмосферу. На нас смотрят через увеличительное стекло, и от этого трудно отмахнуться.Можно, конечно, встать в позу сноба и заявить – мол, ерунда все это. Но это не так, ибо в этом мире все взаимосвязано и любые потери страны являются потерями для каждого ее жителя.

Понятно, что в Грузии, как и в других постсоветских государствах еще нет твердой традиции свободы слова, понятно и то, что по оценкам международных организаций средства массовой информации являются частично свободными. Причины этого такого положения дел как в отсутствии демократических традиций в нашем обществе, так и в непрекращающихся попытках манипуляций общественным сознанием в Грузии со стороны нашего северного соседа. Кроме всего прочего, следует учитывать и общий уровень экономического развития Грузии. Невозможно говорить о свободе слова в стране, где СМИ не способны стать полноценным бизнесом, независимым от внешних финансовых поступлений. Впрочем, это как раз таки вопрос времени. Все это понятно.

Но, понятно и другое. Единственным эффективным оружием, способным защитить Грузии и обеспечить развитие страны, сегодня являются идеи свободы и открытого общества. Без них любые реформы обречены на провал, а посему, любой подобный эпизод необходимо использовать для дальнейшего развития именно этих идей. Ведь хорошо известно, что все, что нас не убивает, делает нас сильнее.

www.apsny.ge/analytics/1311141260.php

21.07.11.