Главная » Все Новости » Главная новость » Российско-Чеченская война (II)

Российско-Чеченская война (II)

в свете теорий этногенетического и цивилизационного развития человечества.

Следующий этап – это подъём пассионарности, характеризующийся энергетическим подъёмом всё большей части народа, когда из её среды выявляется всё большее количество пассионариев. Это период от Шейха Мансура до Джохара Дудаева. Он характеризуется постоянным подъёмом энергетического напряжения в среде чеченского народа и выявлением из его среды целой плеяды ярких народных лидеров, вроде Тайми Бибулата, Шоипа Цонтороевского, Саадуллы Гехинского, Талхига Шалинского, Кунта-Хаджи, Албиг-Хаджи, Зелимхана Харачоевского, Хасана Исраилова, Хасухи Магомадова и многих других.

Кульминацией подъёма пассионарности является перегрев. Он характеризуется запредельным подъёмом энергичности пассионариев, от которых начинает страдать как сам народ, как и его соседи. Этот этап очень опасен, ведь в пламени его напряжения может сгореть весь нарождающийся молодой этнос. Поэтому, понимающие это лидеры всегда стремились эту, всё сжигающую внутреннюю энергию, направить вовне, для чего требуется доминанта, т.е. идея, которая объединит всех энергичных людей (пассионариев) и направит их в единое русло. Если это удаётся, то последствия стихии перегрева для самой нации бывают минимальными, т.е. позитивными. В ином случае, неудержимая стихия, разбушевавшаяся внутри народа, наносит ему огромный ущерб, а иногда – невосполнимый, и народ погибает, сгорая в пламени собственной энергии.

После перегрева, если этносу удалось пережить его, когда многие пассионарии погибают, и происходит выброс излишнего пара (эффект пускания крови) наступает следующая, акматическая (или историческая), фаза этногенеза. Уменьшение числа пассионариев, которые мешали друг другу, соперничая между собой, приводит к тому, что каждый начинает заниматься тем, чем должен, и у народа появляется возможность построить своё государство. Происходит демографическое и территориальное расширение и крепнет военная и экономическая мощь, создается материальная база для будущих поколений.

Я считаю, что у чеченцев энергетический перегрев начался в 1998 году во время Гудермесских событий, и он продолжается до сих пор. Давать оценки ещё идущим процессам является неблагодарным занятием, т.к. любой природный катаклизм мало предсказуем. Но, на мой взгляд, уже очевидны признаки того, что чеченцы достойно проходят через испытание пассионарного перегрева и близки к переходу в акматическую фазу. Переход должен окончательно осуществиться где-то в 2022-2023 годах, плюс минус несколько лет. Но Аллах – лучший из знающих.

Когда народ достигает пика своего энергетического развития, наступает период надлома, характеризующийся сильными внутриэтническими сдвигами, т.е. гражданскими войнами и другими катаклизмами. Это – предел энергетического напряжения этноса. Дальше он живёт по инерции, пользуясь базой, заложенной пассионарными предками. И эта фаза называется инерционной. Эта фаза долгая, как и любой инерционный процесс. Затем наступает фаза обскурации, когда биоэнергия народа падает ниже нулевой отметки, т.е. это – конец этногенетического цикла.

Повторная вспышка пассионарности или генетический дрейф в инерционный период может удлинить жизнь состарившегося народа, а вернее – родить его правопреемника. Если её не будет, народ погибает.

Атомизировавшиеся осколки погибшей нации – отдельные общества (тайпы, тукхумы) – поглощаются соседними пассионарными народами. А если одному из таких обществ удаётся изолироваться, то он переходит в реликт, сохранивший традицию умершей нации и живущий в гармонии с окружающей средой. То есть переходит в замороженное состояние и, если будет угодно Аллаху, через неопределённое время на его основе путём регенерации может родиться новый народ. Я считаю чеченцев реликтом древнейшей погибшей нации, которая начала регенерировать где-то с середины второго тысячелетия. Со времён Тамерлановских походов на Кавказ у них шёл скрытый инкубационный период пассионарного подъёма, который перешёл в открытую фазу с начала XVIII века, а точнее – с 1722 года, как я уже говорил.

Для образности сравним периоды жизни народа с периодами человеческой жизни. Темп жизни старика не сравнится с детской энергичностью, молодёжь непредсказуема в переходном возрасте (перегрев), энергичность и работоспособность зрелого мужчины вне конкуренции (акматическая фаза), кризис пожилого возраста неизбежен (надлом). И, наконец, в старости – размеренный ритм и созерцательный образ жизни с ностальгией о прошлом. Всё это невозможно отрицать, тем более что теория пассионарности основана на исследовании истории огромного количества народов мира на протяжении трёх тысячелетий, т.е. построена научно, путём эмпирического анализа.

(Продолжение следует)

Вахи Сурхо,

для CHECHENPRESS,

03.04.08 г.