Главная » Все Новости » События » Ислам и мультикультурализм подвергаются нападкам

Ислам и мультикультурализм подвергаются нападкам

Осуществленные в прошлую пятницу Андерсом Берингом Брейвиком террористические акты в центральном правительственном квартале Норвегии и в молодежном лагере Рабочей партии были направлены не только против политической системы страны, но и против самой идеи культурного плюрализма норвежского общества, в частности, против того, какое место в этом многообразии занимают мусульмане.

Мусульмане-иммигранты начали прибывать в Норвегию в конце 1960-х и начале 1970-х годов в поисках работы. В основном это были выходцы из Марокко, Пакистана и Турции. Норвегия не занималась активно вербовкой мусульман, как это делали Германия и другие европейские страны, однако приезд этих так называемых гастарбайтеров совпал по времени с увеличением потребности в рабочей силе. В 1975 году Норвегия прекратила иммиграцию людей, искавших работу, но они продолжали прибывать все следующее десятилетие. Кто-то стремился воссоединиться с семьей, кто-то искал политического убежища от угнетения в странах с мусульманским большинством. В 1990-е годы Норвегия приняла у себя большой поток мусульман, бежавших от конфликтов, в том числе, от войны в Персидском заливе и от последовавших после этого балканских войн.

Мусульмане в Норвегии самые разные, из разных мест, с разными религиозными убеждениями. Норвежские мусульмане интегрировались в этой стране быстрее и результативнее, чем мусульмане в других странах Западной Европы. У них тесные взаимоотношения с группами других меньшинств, и они участвуют в жизни общества в целом. Они активно работают в политических партиях страны, относящихся ко всему политическому спектру. Но больше всего они тяготеют к правящей Рабочей партии, потому что ее социально-экономические позиции для них выгоднее и привлекательнее, чем политика других партий. Как и в большинстве других западноевропейских стран, мусульмане в Норвегии обычно принадлежат к среднему классу или находятся ниже. Но они все чаще начинают получать высшее образование. В Норвегии сегодня проживает более 100000 мусульман, здесь имеется свыше ста мечетей. Поэтому мусульманская община Норвегии хоть и малочисленна, но активна и энергична по европейским меркам.

Увеличение численности мусульманской общины в Норвегии привело к росту напряженности в отношениях с коренным населением страны. В последние годы некоторые норвежцы немусульманского вероисповедания выражают обеспокоенность по поводу мусульманской традиции обрезания новорожденных мальчиков, убоя скота в соответствии с мусульманскими законами о питании, а также по поводу ношения женщинами хиджаба. Норвежские правые партии используют эти необычные для Норвегии традиции и практику в своих целях, усиливая страхи перед мусульманским наступлением на местный уклад и стиль жизни. Так, во время предвыборной кампании 1987 года лидер правой Партии прогресса Карл Хаген (Carl Hagen) опубликовал письмо, которое якобы написал норвежский мусульманин. В нем звучит предсказание о том, что мусульмане захватят всю Норвегию. Позднее было доказано, что письмо является фальшивкой, но партия на тех выборах добилась невиданного на то время успеха. С тех пор она еще несколько раз пользовалась тревогой в отношении мусульманской общины к собственной выгоде.

Война в Персидском заливе еще больше усилила подозрения по поводу мусульманской общины. Поскольку Норвегия участвовала в коалиции против Саддама Хусейна, которую возглавили Соединенные Штаты, некоторые норвежцы начали относиться к мусульманам как к предательской пятой колонне. Норвежские журналисты выяснили, что Государственный банк страны уволил весь мусульманский персонал уборщиков, посчитав, что они представляют угрозу безопасности. Спустя несколько лет, во время конфликта в Боснии в норвежских газетах зазвучали призывы поддержать сербов и утверждения о том, что они защищают Европу от мусульманского нашествия. Антимусульманские настроения в Норвегии достигли новых высот после терактов 11 сентября. Подозрительность в отношении мусульманской общины распространилась с правого фланга на политический центр. Один политик из Христианско-демократической партии предложил запретить мусульманам публично транслировать в эфире исламский призыв к молитве. Бывший депутат парламента от Консервативной партии написал книгу, в которой обвинил мусульман в попытке захвата страны путем целенаправленного увеличения рождаемости.

Если прежние словесные нападки на мусульман были зачастую откровенно расистскими и закоснелыми, и в них часто делалась ссылка на старую угрозу Мохаммеда покорить Европу, то в последние годы против мусульман используются более утонченные ханжеские уловки. В антимусульманской риторике нет упоминаний о расе и цвете кожи, но в ней делается попытка обратиться к святым мусульманским писаниям и найти в них отрывки, показывающие, что ислам это религия зла. Критики ислама также цитируют слова бывших мусульман, которые отказались от этой религии, и теперь называют ее опасной. Те, кто принимает эти утверждения без вопросов и сомнений, не пытаясь узнать об исламе больше, боятся того, что мусульмане нацелились на захват Норвегии.

Эти коварные попытки вызвать страхи в отношении мусульман зачастую являются частью более масштабной и обширной критики в адрес норвежского мультикультурного общества. Критики мусульман утверждают, что концепция культурного многообразия потерпела провал, и называют мусульманскую общину в качестве причины этого провала. Например, лидер Партии прогресса в Осло и депутат парламента Христиан Тибринг-Гьедде (Christian Tybring-Gjedde) написал недавно в своей статье, что норвежское правительство наносит культуре Норвегии удар ножом в спину, импортируя «мультикультурность». Он и ему подобные обвиняют мусульман в том, что они не интегрируются должным образом в стране, а также видят в мультикультурном обществе, позволяющем мусульманам сохранять свои традиции, правительственную политику искоренения норвежской культуры.

Анонимные форумы в интернете дают антимусульманским фанатикам возможность  общаться и укреплять мировоззрение друг друга. Брейвик участвовал во многих таких форумах и писал о приближающейся войне в Европе за изгнание с континента ислама и мусульман. В интернете действует несколько норвежских антимусульманских группировок, включая организацию под названием «Остановить исламизацию Норвегии». Наиболее успешно в этом плане действует блог document.no, в котором сочетаются консервативные взгляды и критика ислама. Брейвик активно выступал в нем со своими комментариями, однако чувствовал, что хотя ему нравится мировоззрение авторов и участников, блог этот не поддерживает насилие. В результате он решил действовать самостоятельно.

Несмотря на такие антимусульманские тенденции в Норвегии, политический истэблишмент страны пытается вести диалог с мусульманской общиной, привлекая мусульман к слушаниям при выработке политического курса. Правительство также финансирует межрелигиозный совет, который решает различные вопросы и дает рекомендации, касающиеся политики, влияющей на религиозные меньшинства.

Антимусульманские голоса резко критикуют такие усилия по налаживанию контактов. Нынешний лидер Партии прогресса Сив Йенсен (Siv Jensen) заявляет, что эти усилия способствуют ползучей исламизации норвежского общества. «Действительность такова, — говорит она, — что люди сейчас соглашаются на ползучую исламизацию общества, и мы должны положить этому конец». Йенсен считает, что любые уступки мусульманам это доказательство захвата ими власти. Хотя Партия прогресса не поддерживает насилие, ее антимусульманская риторика поощряет ненависть, которая, в свою очередь, порождает насилие.

После терактов на прошлой неделе возникли опасения, что Норвегия ужесточит меры безопасности и может принять закон, подобный закону о борьбе с терроризмом в США. Но вместо того, чтобы требовать усиления контроля и мер безопасности, политическое руководство страны участвует в крупных публичных мероприятиях, где требования к безопасности минимальны. Тем самым, оно подает сигнал, что Норвегия не позволит террору диктовать ей, как себя вести. А когда в первых сообщениях о терактах на прошлой неделе появились намеки на причастность мусульман, норвежские СМИ не стали спешить с выводами. Это первые и обнадеживающие признаки того, что мусульмане будут и дальше интегрироваться в Норвегии, ощущая ее гостеприимство.

Шоаиб Султан – бывший генеральный секретарь Исламского совета Норвегии. Он баллотируется от Партии зеленых на предстоящих норвежских выборах.

Foreign Affairs«, США)

27.07.11.