Главная » Все Новости » История » Чеченская вендетта

Чеченская вендетта

Моему другу детства,- Магомадову Алаудину сыну Закраила из Г1ушкёрта (Рыжему),- посвящается!

В детстве я дружил с соседским мальчишкой, который жил напротив, через дорогу. Однажды, зайдя к ним во двор, я ещё издали услышал, как его ругает отец. Меня поразила фраза, вздёрнувшая моё детское воображение: «Неужели ты до сих пор не можешь понять», — старался достучаться он до мозгов моего дружка, — «обрати внимание на этот пистолет, у меня от него мозоли на бёдрах, как кости. Я не могу куда-нибудь свободно поехать или приехать, работать на приличной работе, чтобы обеспечить вам достойную жизнь. Если ты, мой сын, не хочешь понять меня, кто меня поймёт?!» Пистолет?! Ничего себе! Когда за гильзу от револьвера Советы сажали людей. Было очень строгое время, середина шестидесятых. Придя домой, я спросил свою мать, почему Лаа, так звали отца моего друга, не может, куда то ехать, или работать на хорошем месте, и почему он вынужден всегда быть при оружии, рисковать собою. Вот тогда я и услышал это страшное слово «чIир»— вендетта, месть. По рассказам людей, знавших Лаину историю,

было это в далекие двадцатые годы, Лаэ было не многим больше десяти, когда он стал кровником, то есть человеком, пролившим кровь, и как того требует адат — неписаный кодекс горских законов — должен был быть убитым или прощенным его кровниками. Дальнейшее: жить или не жить, для маленько-

го Лаи, зависело от воли Аллаха и кровников.

Произошла эта трагедия так: Как это часто бывает в мальчишеских компаниях, чтобы побахвалиться перед своими сверстниками, маленький Лаа, отправляясь пасти баранов, прихватил с собой пистолет дяди. В поле мальчишки поссорились, ссора переросла в драку, и маленький Лаа выхватил пи-столет, скорее напугать, нежели его применить, но его соперник схватил пистолет за ствол и потянул на себя, тут и случилось непоправимое — грянул выстрел. Мальчишку спасти не удалось. А поражёного недетским горем Лау, быстро увезли с места трагедии, подоспевшие родственники. Не смотря на очевидность того, что происшедшее было не по злобе и не умышлено, а делом случая, послы и делегации, посланные с просьбой о замирении, каждый раз возвращались ни с чем.

Они не хотели прощать. За маленьким Лаой началась охота, несколько раз в него стреляли, устраивали засады, но всякий раз он оставался живым и невредимым. Так с этой враждой они уехали в ссылку в Казахстан в 1944-ом, и с ней же, в 1957-ом, вернулись обратно на Кавказ. По приезду домой, надеясь, что столь радостное событие, как возвращение на Родину целого народа, смягчит сердца преследователей, родственники Лаи ещё и ещё раз устраивали многочисленные паломничества к дому своих кровников, но безуспешно. Простили его много лет спустя, но бедняге не пришлось вволю подышать свободной от погонь и засад жизнью: через год, после обрадовавшего его и всех, кто знал этого необычайно доброго и бескорыстного человека, события, он умер. Предвидя читательские вопросы, могущие у них возникнуть, я позволю себе маленькое метафорическое отступление для того, что бы просветить его по существу вопроса.

Белый и чёрный цвет. Хотя этих цветов и нет в спектре, но в нашем сознании, они всегда присутствуют, начиная и завершая, как цветовую гамму, так и нашу жизнь. Появляясь на свет, человек кричит, наверное, от испуга вызванного обилием нео-

жиданного яркого белого света, прервавшего его нахождение во мраке. Затем, он окунается в море цветов: красный, оранжевый, зелёный.., радуясь, проходит он по жизни, купаясь в её волшебных красках, переливающихся тысячами самых раз-нообразных тонов и полутонов, пока вновь, его потухающее сознание, не окутает и убаюкает спасительный чёрный мрак.

Я немногим погрешу против истины, если скажу,

что жизнь чеченца, отягощённого виной за убийство своего соплеменника, теряет все краски жизни. Он живёт, не видя всей красоты её многоцветия, а лишь ощущениями. Таково по своей сути положение, в которое он ввергается, ещё раз, подтверждая знакомые истины: «Ожидание зла, хуже самого зла».

И, «что страх, есть ожидания зла». Самое страшное в этом положение это то, что чеченец, гордящийся справедливостью царящей в чеченском обществе, теперь становится, как бы, вне его законов; общество словно подписало лицензию на его отстрел.

Существуют десятки, а то и сотни былей и легенд, повествующих о течении этого страшного обычая. О сложнейших, психологических перипетиях, в отношениях между людьми, попавших в этот жестокий процесс. Наверняка, в каждой чеченской семье, живы воспоминания о том, как и кем, был совершён, и при каких обстоятельствах, включая мельчайшие

детали — акт возмездия или акт прощения, их предками. О неутомимости и мужестве мстителя, взявшего свою кровь, то есть отомстившего. Об отомщении, рассказывают более словоохотно, нежели об актах, приведших к примирению сторон. Что тоже не случайно.

Общественное мнение играет огромную роль в Чеченском обществе. Рассказывают, что на просьбу о прощении кровника, пострадавший ответил пришедшим людям так: «Я бы его простил, видит Бог, но вы же сами не простите его». Имелось в виду боязнь интерпретации его поступка в невыгодном для него свете, — то есть, последующий вслед за прощением попрек и молву. Наверно, и по этому, столь многотруден путь поиска решения, которое приводит к миру между убийцей и пострадавшей стороной. Конечно же, и здесь, как и в любом другом человеческом обществе, есть свои «хэппи энды.» Вот только одна из былей, на мой взгляд, достойная вашего внимания и этой темы.

В старину, один молодой человек, после свершённого им убийства, отчаявшись добиться примирения, уехал со своей семьёй в далёкую Сирию. Там он поселился в глухом и безлюдном месте. Но, не смотря на такие меры предосторожности предпринятые им, он продолжал таиться и соблюдать обычай; строго следуя всем правилам приличия и уважения к своим мстителям, то есть: не появлялся в людных местах, вёл затворническую жизнь: не брился, не стриг волос и ногтей. Однажды, не выдержав такой жизни, жена упрекнула его в этом. «Эх, глупая женщина», ответил ей муж, «человек, которого я убил, был настоящим мужчиной и достойным воином, а его братья исключительно

упорные и храбрые люди, не думаю, что им не под силу найти меня даже здесь». А в это время, братья-мстители, оказывается, действительно настигли своего кровника и стояли под окнами, ожидая подходящего момента и, конечно же, слышали весь этот разговор. Они немедля ворвались в хижину сво-

его кровника… и тут же… простили его и, побратавшись с ним, они все вместе вернулись домой. Они действительно обладали благородством и мужеством, и как мы с вами догадываемся, пришли в такую даль не затем, чтобы простить своего кровника. Но, Бог вознаградил их, они были благородными людьми сами, и умели ценить эти качества даже в своих врагах.

На Кавказе, издревле, за человеческую жизнь была установлена предельно высокая цена, выше которой не может быть— такая же жизнь, а за женщину даже две жизни — и никакими борзыми щенками (как это было на Руси) откупиться было невозможно, иначе, этот бесценный дар Бога — жизнь человека, его достоинство и свобода ценились бы здесь гораздо меньше.

Как рассказывают старые люди, не остановленная во время, не взятая под общественный контроль месть, уносила в считанные часы сотни и сотни жизней ни в чём неповинных людей. В мгновенье ока становились безжизненными целые поселения, и вражда превращалась на долгие годы, а то и века, в единственную цель жизни целого рода или фамилии. «Страшен кинжал, сверкающий обоюдоострыми лезвиями на солнце, но ещё страшнее он в руках вошедшего в ярость чеченца». Этим, наверное, и объясняется сторожкость чеченского общества к любому акту насилия, где убийство всего лишь степень её формы. Процедурой: подобной, которую мы опишем ниже, искореняется и любое другое тяжкое преступление, совершённое в чеченском обществе. В известной книге «Архипелаг ГУЛАГ» её автор Александр Солженицын сделал попытку затронуть эту тему. Надо признать, что ему удалось в правдивой и достоверной форме описать влияние этого фактора на характер взаимоотношений и пове-

денческие моменты с окружающей средой. Чеченская вендетта, наверное, не самое уникальное явление в быту народа. Но достойно того, чтоб мы постарались вникнуть в её суть. Как заметили, наверно, многие, которым довелось жить среди чеченцев или по соседству с ними, это народ, мы повторим это ещё раз, в среде которого общественное мнение имеет огромное значение. Мораль, которую они исповедуют, заключёна в адате — в своеобразном своде законов, по которому они до сих пор живут. Рассчитывать на продажную власть чужого народа, под гнетом которого они находятся последние сто пятьдесят два года, считается недостойным. В обычае кровной мести, который мы с вами рассматриваем, она заключается в строжайшем и неукоснительном соблюдении следующих правил: если убит ваш родственник (за женщину полагается две жизни), вы обязаны отомстить или простить, как того требует институт кровной мести. Иначе общество вас не поймёт и сделает свои выводы, которые врядли будут в вашу пользу! Иными словами — это позор и бесчестье. С вами не будут считаться, так, как вам этого хотелось бы.

В процесс примирения или свершения мести, оказываются втянутыми тысячи людей, на первый взгляд ни сном, ни духом не причастных к происшедшему, но это на первый взгляд. Они связаны с происшедшим хотя бы тем, что с каждым из них может произойти нечто такое, где участие общества будет также необходимо, как и в случае с их близким человеком.

И так — трагедия произошла! Беспроволочный телефон ставит в известность об этом весь мир, по крайней мере, ту одну шестую часть земли, где чаще всего можно встретить представителей этого народа, об этом событии узнают в течение нескольких часов. С этой минуты родственники и друзья убийцы избегают встречи с родственниками и друзьями уби-

того. Если же такая встреча произошла, то сторона виновника должна уступить дорогу, всячески обозначая свою вину и почтительность к представителю пострадавшей стороны, иначе, это тут же будет истолковано, как высокомерие и преднаме-

ренное поведение. Если отношения между сторонами, всё-таки более близкие, то виновная сторона выражает соболезнование. О случившемся стараются говорить как о несчастном случае, как бы умышлено оно ни произошло. О покойнике говорят только хорошее, об убийце — как о живом покой-

нике.

Убийца же, даже находясь в недоступном месте, не

имеет права появляться в обществе, стричь ногти, волосы, брить бороду. Тем временем родственники виновника ищут выход из создавшего положения. Возможно обращение к третейскому суду, но если третейский суд, к которому прибегла виновная сторона, отклонил её доводы: о своей непричастности, находя их несостоятельными, то их вина, в глазах пострадавшей стороны, отягощается ещё больше и квалифицируется попыткойуйти от наказания. И виновная сторона вынуждена уже офи-

циально принять «дов» (встать на тропу войны).

При Советской власти, обратите внимание, когда все законы тоталитарного режима, казалось, не оставляли места для осуществления того образа жизни, который хоть в чём-то отличался бы от советской формы обшежития, чеченский народ жил

своей жизнью. Браки и разводы осуществлялись мимо Дворцов бракосочетания, что было немыслимо для других народов, и лишь потом, когда рождался первый или даже второй ребёнок, женщина шла в бюро загса, чтобы оформить документально то, что де-факто существовало годы. Вряд ли это было неприятием закона, как такового, скорее у народа, для

этого случая, был свой закон, который он считал достаточным в этой области, чтоб не прибегать к привнесённому в их общество русской властью. То же самое, в случае с таким тяжким преступлением, как убийство. Советская власть могла впаять

убийце двадцать пять лет лагерей или оправдать его, но на отношения между людьми: представителями виновной и пострадавшей стороны это никак не влияло. Они строго следовали своему закону. Как же это происходило?

Отсидев положенный срок, виновный, благополучно приходил домой, а вскоре его находили застреленным, или того хуже, убитым ударом ножа. То есть срок наказания, данный русской властью, не учитывался. Если же потерпевшим удавалось, то они подсылали в тюрьму своего человека: то есть, кто-то из родственников, совершив незначительное преступление, садился в тюрьму, мстил и возвращался, выкупленным у властей. Чаще всего, родственники убитого, не давали показаний против убийцы, чтобы не ждать его из тюрьмы или не нести расходы на то, чтобы вершить суд где -то в лагерях Сибири, что было бы неизмеримо сложнее, чем подстеречь своего кровника в родном селе или где-нибудь ещё, но на воле. Государственный механизм правосудия здесь наглядно терпел фиаско. Понятное дело, если не хотели давать показания потерпевшие, то из других людей, даже бывших очевидцами преступления, выбить показания бывало подчас невозможно.

Однако вернёмся к процессу. Родственники убийцы прилагают титанические усилия, чтобы примирить людей. Да-да, господа, примирить. Даже большевики на заре Советской власти прибегали к тому, что именуется теперь Народной дипломатией. Для урегулирования случаев кровной мести была создана целая Комиссия по примирению, но, как всегда, любое хорошее дело у коммунистов обюрокрачивалось, что получилось и с этой Комиссией тоже. Хотя, справедливости ради, надо сказать, что несколько десятков дел они решили, но потом, у них от успеха закружилась голова, и они решили это поставить на поток — где оно тут же потерпело крушение. Человеческие отношения, как мы с вами знаем, штука деликатная и механических прикосновений они, конечно, не потерпят.

В этом обычае, целая философия человеческого общества.

Я постараюсь привести лишь некоторые, из известных мне примеров по примирению и подготовке к этому процессу.

Через призму этого явления, мы с вами, можем лучше понять маленький чеченский народ, который на глазах у изумлённого мира посадил на задницу целую ядерную державу, державшую полвека в трепетном волнении весь земной шар.

Так вот, человек, совершивший такое тяжёлое преступление как убийство другого человека — отобравший у него жизнь, которую, по разумению этого народа, кроме господа Бога, давшего её, никто не имеет права отнимать,— становится предметом пристального внимания всего окружающего общества. И не только убийца, но и все его ближайшие род-ственники по мужской линии. Также, в зону самого пристального внимания, попадает сторона потерпевшая и, как самособой разумеется, все факты и обстоятельства, сопутствовавшие этому чрезвычайному проишествию.

После установления личности убийцы и всех мельчайших подробностей по факту случившегося, старшие: самые близкие убитого, пригласив на совет старейшин своего рода, восстанавливают перед ними истинную картину преступления целиком. Затем совместно делается ретроспективный анализ взаимоотношений между фамилиями пострадавших и убийцы. Если они безупречны и нет какого-либо факта в истории взаимоотношений, позволяющего судить о происшедшем как об акте возмездия, то выносится решение: объявить фамилии убийцы кровную месть (дов). Выглядит эта процедура примерно так: для этого немедля отряжается делегация, чаще всего из нейтральных людей, в составе одного или двух пожилых людей. Делегаты извещают главу фамилии или старшего из рода убийцы, о том, что случилось; имя и принадлежность к роду, фамилию человека, которого убили, и о том, что с этого часа они находятся в состоянии войны. Завершают визит просьбой, не считать действия — направленные на возмездие, которые должны последовать, коварством или подлостью. Затем делегаты, извинившись за плохую весть, которую они вынуждены были принести, откланиваются.

Виновная сторона, в таких случаях, обычно, задолго до прихода делегации, бывает уже осведомлена обо всём. Если у неё есть какие-то оправдательные доводы, она заявляет о них тут же, и дело принимает другой оборот.

То есть, если у неё есть достаточные основания, для неприятия объявленной войны, она должна изложить их, и дело переходит в руки привлечённых со стороны судей, состоящих из знатоков права, устраивающих обе стороны. До решения, которое будет вынесено этим судом, никаких действия не принято предпринимать, но обе стороны живут в сильнейшем напряжении.

Как бы то ни было — сколь бы ни был виноват убитый, ко всем представителям его рода — при встрече, всеми представляющими сторону рода убийцы, должно быть оказано максимальное уважение и почтение.

Человек, принимающий делегацию, пришедшую со столь страшной Миссией, как объявление кровной мести, а им должен быть старший из фамилии убийцы, обязан проявить максимум уважительности к послам. Обычно, принимая вызов, они отвечают так: «Мы очень сожалеем, что так случилось. И если бы на то была бы наша воля, мы бы сделали всё от нас зависящее, чтоб предотвратить гибель этого, вне всяких сомнений, достойнейшего человека. (каким бы негодяем не был убитый). Но, поскольку, случившегося не воротить, просим разрешить нам хоть как-то помочь семье покойного, присутствовать на «тезет» (обряд приёма соболезнования по убитому) ит.д. Мы будем стараться, чтоб между нами был мир» и т.д.

Помощь, и тому подобное — для семьи пострадавшего, от виновной стороны, конечно же, автоматически отклоняется, и война вступает в свою действенную фазу. Сразу же вслед за ушедшей делегацией, объявившей кровную месть, виновная сторона отправляет ответную делегацию к старейшинам пострадавших. Это также люди из нейтральных фамилий, с просьбой о том, чтобы мстители не трогали невиновных, то есть, чтобы они мстили только тому, чья «рука виновата» (куьг бехкен верг) в свершившемся. Обычно просьбу удовлетворяют, хотя и здесь бывают свои исключения. В некоторых чеченских тейпах существовал такой обычай: тут же убивали лучшего и самого видного члена из фамилии убийцы, не тратя усилий на поиски виновного, и после этого выражали

согласие к миру. Но это не поощрялось народом и повсеместно осуждалось, и потому, это ответвление вендетты не получило дальнейшего развития. Такие опрометчивые поступки со стороны пострадавших, приводили к огромному числу жертв с обеих сторон. И, по сути, не приносили искомого результата.

После обмена делегациями, каждая сторона прилагает усилия для скорейшего решения уже обозначенной проблемы.

Родственниками обеих сторон — виновной и потерпевшей, предпринимаются отчаянные усилия: одними, чтобы отомстить, другими, чтобы не допустить дальнейшего кровопролития. Оно и понятно, и там, и здесь, речь идёт о человеческой жизни. Пострадавшие, организовывают из самых близких и толковых людей, свой, маленький следственный комитет, по розыску убийцы. Они рассылают своих людей везде и всюду, где, по их предположению, может скрываться убийца. Нанимают доносчиков (айк), щедро оплачивая их услуги. Виновная же сторона, не менее оперативно, начинает работу по выявлению путей к замирению. Во всей

Чечне, а если надо и вне её пределов, идёт поиск авторитетного человека, к мнению которого, может быть, прислушаются те, которые потеряли близкого человека. Через родных, знакомых, друзей, выявляются люди, которые, если и не решат целиком вопрос, то хоть как-то смягчат сердца суровых мстителей. Идёт кропотливая работа по созданию механизма, который поможет уравновесить дисбаланс, создавшийся в их обществе, снимет напряжение с тысячи людей, которые вынуждены жить с этой проблемой — навязанной им, их незадачливым родственником или однотейповцем. Муки, испытываемые человеком, свершившим убийство, помимо раскаяния и страха за свою жизнь, в чеченском варианте многозначно увеличиваются от ежеминутного видения им, и затем, осознания той массы неудобств, страданий, и материальных затрат, причиняемых последствиями его поступка, его окружению, имеется в виду близким и друзьям.

Идёт изнурительная, выматывающая всех борьба. Борьба слов, увещеваний, дружбы, ненависти, злобы, авторитетов, уважения. Борьба за мир, за жизнь, за сохранение человеческого достоинства. Днём и ночью, не зная выходных и праздников, без устали работает институт народной дипломатии.

Здесь учитывается всё: высокие связи, родственные и дружеские отношения, житьё в ссылке, и лагерное минутное знакомство на пересылке, снохи и родственники снох, а уж зятья задействованы со всеми потрохами. Короче, рассматривается любая мелочь, на предмет её годности в этом неимоверно тяжком деле. И вот наступает время, когда, по мнению авторов этого грандиозного, даже по современным меркам, зрелища, должно свершиться чудо. Сотни машин и автобусов,— с битком набитыми в них людьми, подъезжают к месту сбора, непода-леку от дома, где живут пострадавшие. Выстраивается пешая колона. Во главе её самые авторитетные люди — старейшины, повидавшие на своём веку много разного и имеющие в республике солидное имя. Среди них и религиозные авторитеты, и простые люди, снискавшие в народе уважение своей добродетелью. Где-то в толпе ведут и кровника. В старину его символически заворачивали в саван и приносили на носилках, предоставляя право убить или помиловать родственникам убитого. В современном варианте,- небритого, с бородой, не стриженного многие месяцы — убийцу, приводят в толпе с мешковиной на голове.

И вот, людская колона, медленно, с религиозным пением, начинает двигаться к дому пострадавших, но близко не подходят. У ворот дома их ждут старейшины, в окружении многочисленных родственников, как с мужской, так и с женской стороны убитого. Обычно, в случаях неумышленного убийства, например: автокатастрофа по вине водителя или наезд, или непроизвольный выстрел в руках одного из друзей и т.д. выполняются те же процедуры, но зачастую родственники убитого не допускают до этого. В других случаях, что тоже очень часто бывает, за очевидностью случившегося постра-

давшие сразу объявляют виновнику: «Нам никаких оправданий не нужно, мы сами внимательно во всём разобрались: Это воля Всевышнего. Ты не виновен. Отныне ты наш брат, ты нам будешь так же близок, как ушедший от нас. Иди с миром». Но, не смотря на такой исход, этикет требует от виновника, до конца своих дней быть признательным за это и выказывать какими— то знаками внимания свою благодарность. Но, а если всё-таки, не так уж всё ровно, доводят, до, вот такого, процесса. Итак, старики останавливают процессию на почтительном расстоянии от дома пострадавшего. Все пришедшие, стоят понурив головы, лишь старики, стоящие впереди колонны, ведут себя свободно. Но какая это свобода?!

Нужно видеть этих непоколебимых гордых старцев, с полными достоинства осанками, вынужденных умолять и просить, а иной раз и встать на колени. Конечно же, сразу найдутся скептики, которые мне не поверят — и они будут по своему правы, потому как стоять на коленях, это, конечно же, вещь немыслимая. И я даже с ними соглашусь, но с одним условием, редко кто станет на коленях вымаливать жизнь, если идёт речь о его собственной жизни, но когда речь идёт о жизни близкого человека или его друга, на это пойдут многие.

Так вот, остановившись на почётном расстоянии от стоящих у своих ворот, представителей пострадавших, они просят у них разрешения приблизиться, чтобы изложить свою просьбу, опять-таки повторюсь, если процедура подготовлена, то она исполняется технически чисто, но не думайте, что степень накала напряжённости от этого становится меньше. Ничуть не бывало.

Приблизившись, старики здороваются на расстоянии и приступают к исполнению своей многотрудной задачи. В самых изысканных тонах, на каковые способен оратор, а надо вам сказать, что здесь, действительно, можно услышать такие перлы красноречия, такую сногсшибательную логику, кото-рые даже Цицерон не постеснялся бы признать своими. Оратор, достаточно громким голосом, перечисляет достоинства и добродетели людей из фамилии пострадавших, вспоминает о сто и двухсотлетней давности историях и случаях, где они отличились: показав, так высоко ценимые в народе качества, как благородство, мужество и храбрость. (Заметьте, что все эти данные, люди хранят в памяти, передавая их от отца к сыну в устной форме. Всё это из-за того, что все чеченские письменные памятники народного творчества: рукописи, книги…русскими периодически, каждые тридцать — тридцать пять

лет, тщательно уничтожались.)

Обязательно должны быть подчёркнуты эти черты. Ни у кого из пришедших сюда просить за виновника, не должно быть и тени сомнения в том, что эти люди способны отомстить обидчику, то есть взять свою кровь. В речи оратора, должно, также совершенно чётко, прослеживаться преемственность нынешнего поколения, связь с теми, кто достойно завершил свой путь и оставил после себя достойные подражания примеры. Так же должны быть перечислены, строго соблюдая иерархию, имена всех мужчин со стороны пострадавших, более или менее заметных в обществе, разумеется, с эпитетами, подчёркивающими их достоинства. Затем, приводятся исторические примеры решений, подобных настоящему, случаев; проводятся аналогии и затем плавно, и связано переходят к заключительной части своей речи, к главному — к просьбе, с которой они пришли: «Уважаемые и благородные такие — то, вас знает весь народ, ваше мужество, благородство

и доброту. Ради Бога, ради Создателя нашего, ради всех его апостолов и пророков — идёт упоминание имён Мухамеда (да приветствует его Аллах), Иисуса Христа (да приветствует его Аллах), а так же пророков: Авраама, Исаака и Моисея (да приветствует их Аллах)— а также от имени всех немощных стариков, слабых женщин, и детей, ещё не знающих языка, от имени собравшихся здесь многотысячного собрания мужчин, а также всего народа, просим Вас, простите этого человека!»

Оратор замолкает. Взоры всех присутствующих устремляются на стоящих, на почтительном расстоянии от процессии, представителей пострадавшей стороны. Обычно это бывают не брат или отец убитого, хотя и они присутствуют тут же, а

люди, более старшие в их роду.

И вот, наступает эта минута, когда блестящая и совершенная во всех отношения речь, завершена, оратор замолк. Тысячи пар глаз вперены (к примеру) в маленького, тщедушного старичка, которого, в другой раз, и не заметил бы. Наступает звонкая тишина, напряжение растёт на глазах, кажется, что стоят не живые люди, а их застывшие изваяния. Время в эти минуты, кажется, останавливается. Даже птицы на деревьях перестают щебетать, они беспокойно озираются по сторонам, как будто ощущают своим маленьким и трепетным существом, мощные токи напряжения, струящиеся от этой толпы.

Наконец, рот старца размыкается, шелестят какие — то первые слова, обычно их никто не слышит, люди от напряжения зачастую прослушивают их! Люди переглядываются, переспрашивая шёпотом, друг друга. Старец приводит в порядок голос и более отчётливо, во всеуслышание, произносит, смотря прямо перед собой: «Ради Господа нашего и его пророков, исполняя вашу просьбу, желая между всеми людьми мира, а не вражды, я такой-то, такой-то, из рода такого-то, от имени себя, своего рода и перед будущими поколениями своего рода, прощаю такому-то его вину». «Вити, вити, вити» (простили, простили, простили). Тысячи разных голосов в одну секунду подхватывают это слово и разносят далеко вокруг. Волна вздоха облегчения, словно электрический ток, пробежав по толпе, возвращается огромным валом благодарственных восклицаний, исторгнутых из тысячи уст.

Громадное напряжение, копившееся столько времени, спадает. Слышатся крики женского плача облегчения-радости. Иной раз, речь оратора производит на всех присутствующих без исключения, такое колоссальное впечатление, что даже мужчины не скрывают слёз восторга. Волны восхищения и изумления прокатываются по толпе, от услышанной чудесной истории или красивейшего оборота речи.

Бывали случаи, что талант оратора был столь велик, а логика его речи настолько безупречна, примеры так прекрасны, и всё это подано с таким неповторимым ораторским искусством, что приводило окружающих, в совершенное смятение. Пострадавшие со слезами обнимали пришедших виновных, прося у них прощения за страдания, которые они перенесли из-за них.

Дай Бог, чтоб подобные мероприятия всегда кончались таким образом. И вот, виновного с мешком на голове выводят из толпы и подводят к пострадавшим, и они, под дружный стон облегчения,

 

Чинкейр Сэйд-Мохьмад

Chechenews.com

10.10.11.