Главная » Все Новости » История » Чеченская свадьба. (ловзар-игра)

Чеченская свадьба. (ловзар-игра)

Итак, решено! После долгих дебатов, делать или нет ловзар! Старики дома, по настоянию молодёжи и своим, одним им известным соображениям, наконец вынесли вердикт позволить в ближайшие выходные провести ловзар. Вызвали моего отца и брата моего деда. Чинка — самый старый среди моих близких по мужской линии, объявил отцу: «Тахана нахехь лаьтташ боккха сингаттам бу, беллий, байний, цомгушший, кхи д1а, кхи д1а а.

Масне ду уьш, ца дийцича а, амма дуьне вайга сацалур дац, я хийцалур а дац, дерриг д1адерзийна, массо х1ума нисделла цкъа а хир дац, тхо-м оха дуундерг диъна доьвллера, кегийрхойшна дуьхьа, царна меттиг хилийтарна дуьха деш ду х1ара ловзар…»(Сегодня у наш народ переживает не самые лучшие дни: убиты, сожжены, уведены в плен. Много больных и раненных итд. Но, мы не можем повлиять на эти события. Всё нормально никогда не бывает. Мы своё отжили, но хочется для молодёжи что то сделать. Эти игры затеваются во имя будущего нашего народа.)

Примерно с такой или, может быть, близкой к этому смыслу речью он объяснил своему племяннику, во дворе которого планировалась эта свадьба, причину разрешения большого торжественного мероприятия, являющегося финалом встреч, и началом совместной жизни двух любящих друг друга молодых людей. Ловзарш делали и тогда, когда в Казахстане гибли люди от голода и холода, и тогда, когда казалось наступил конец света, делали в самый тяжёлый и трудный час. Ловзар встряхивал людей, делал их красивее, сильнее, заставлял поверить в будущее! Ловзар — свадьба имеет свои незыблемые каноны и правила. Все эти особенности, увязанные в единый механизм, дают необыкновенную зрелищность, веселое настроение и ощущение праздника для всех присутствующих.

Как правило, здесь на ключевых постах стоят самые близкие родственники, мужчины, которым очень не желательно допустить оплошность, по причине того, что это ложится на них самих. Здесь по минутам проигрывается весь ход будущего действа, определяется место для танцев, место для сидения девушек и место, где должны стоять парни, количество прогнозируется с учётом менталитета, назначаются конкретные исполнители всех действий, подготовки к свадьбе. Мелочей в таком деле, как приходится убеждаться тем, кто пренебрегает всей этой процедурой, не бывает. Малейшая неучтенная деталь может обернуться большим конфузом. День, который многим участникам запомнится на всю жизнь, начинается!

 

По времени стараются привезти невесту ближе к полудню или чуть после полудня, когда день уже пошатнулся к сторону вечера. Невесту в роскошном свадебном одеянии подвозят к крылечку её теперешнего дома, выводят из машины и подводят к ожидающей её с чашей сладостей матери жениха — свекрови. Та сама кладёт ей в рот сладости и осыпает остальными её с головы до ног, сопутствуя словами: «Дела я хьо маьрша» (Да будет твой приход свободным). Стоящая рядом молодка вручает ей младенца мужского пола и её ведут в дом или к месту, где для неё приготовлен празднично убранный уголок. Начинают собираться гости.

Оьзда к1ант ловзаре, ловзар д1адоладеллачул т1аьхьа кхочуш товш ву, ловзар юккъедаьлча давоьдаш товш ву, (Благородный юноша приходит на веселье к середине, а уходит перед концом) говорит чеченская этика. Ловзарш, хелхарш, вокха стаг волуш, к1ант волуш, синкъерамаш, сакъерарш, дог хаийтарш, захалонаш, мокъа йитарш, дуьненан безам т1елацарш…(Игры, танцы, танец старика, танец гостя, танец с избранником, признание, сватовство, оставление, принятие признания) и т.д. — это далеко не полный перечень специфичных слов и понятий, употребляемых на ловзаре.

Ловзар — своеобразный рынок, куда несут самое лучшее, что есть у приходящего на него: Г1иллакх-оьздингалла, тархазалла, куц-кеп, духар-кечвалар, лела хаар, дош аьлла вистхилар,(эстетика и этика, красота умение нравиться, умение вести себя, одежда, умение показаться)- если сказать по-русски, это выход в свет. И на людей посмотреть и себя показать. И, конечно же, это испытание, это состязательность, это какой-то и чей-то итог в воспитании…Люди, которые требуют отменить это мероприятие, наверняка хотят этого потому, что всё описанное мною выше, как-то стало меньше работать. Но это не вина ловзара, а вина тех, кто проводит его неумеючи. Словом, если бы наши предки так легко-

мысленно относились к этому мероприятию, как сегодня это делаем мы, ловзар давно бы изжил себя… «Стаг волу стаганна т1евахча, стаг хуьлий ц1а вог1у, стаг воцчу стаганна т1евахча, пайдабоцчу волий вог1у», — гласит народная мудрость. Автору этих строк приходилось не один десяток раз бывать на таких свадьбах, после которых себя чувствуешь на порядок выше, по новой осмысляешь окружающее.

Во многом этому способствует тамада. «Таман да» — в переводе с чеченского, «отец— хозяин, распорядитель удовольствия».

Он знает всех сидящих за столом, в том числе вновь и очень издалека прибывших. По крайней мере, такое ощущение возникает у тех, за кого тамада просит присутствующих поднять бокал. Пятьдесят-шестьдесят человек, сидящих за торжественным столом, из которых ты едва знаешь одного-двух, внимательно слушают тамаду, который говорит речь, речь искусную, благородную, и ты начинаешь улавливать что-то знакомое из фактов, перечисляемых им, это героические или подобающие поступки твоих предков или же твои, никому неизвестные, но очень хорошо тебя характеризующие дела и только в самом конце, когда все недоуменно начинают, переглядываясь, искать виновника столь лестных слов — звучит твое имя… Если ты пришел сюда никому неизвестным человеком, то благодаря искусству тамады, ты уходишь знаменитым, познакомившись с очень большим количеством людей, которые искренне хотят стать твоими друзьями… За таким столом не бывает пьяных речей, а тем более пьяных людей и неуместных речей.

Всё служит одной цели: познакомить людей с лучшими качествами друг друга, наставить молодежь на хорошее, благородное — живущее в народе вечно. А тем временем нарядные девушки и парни занимают места в круге. На почётном месте стоит стол с яствами, за ним восседают почётные люди, два-три человека, во главе с Инарлой,( дословно-генерал), вот этот Инарла и отвечает за всё, что происходит конкретно на круге. За поведение жухаргаш (скоморохов), за поведение молодых

парней и девушек. Помощь ему в этом оказывают непосредственно распорядитель круга — молодой человек лет тридцати с небольшим, вооружённый веточкой или цветком.. Старшая девушек — молодайка (жима зуда) или жеро,отвечающая за порядок среди девушек. Шуна юкъахь ваша воцуш йиша хила тарло шуна, ваша воцуш ваша хила тарло шуна, йиша йоцуш ваша хила тарло шуна, цул совнаха, махкара воцу хьаша хила тарло шуна, и тидаме эца шай де дацахь, шайна ловзар хьарам делаш, — так воспитывали нас!

Все нарядные, по-праздничному выглядят, недопустимо присутствовать на свадьбе, а тем более, в танце, в спортивных штанах — как некоторые себе сегодня могут позволить или вообще неопрятно одетые, пьяные, ведущие себя неподобающим образом. Конечно, им об этом никто здесь слова ни скажет, но запомнят как человека, который оскорбительно подошел к этому светлому для устроителей дню.

Теперь об отношениях парня и девушки. Разговор об этих тонкостях хочу предварить маленьким отступлением в старину. Интимная сторона отношений между двумя любящими всегда была скрыта в чеченском обществе за семью замками. И слова, переданные друг другу, как бы от третьего лица и символические сравнения-метафоры, понятные только им двоим, язык влюблённых, полный таинства, всё это было, есть и будет. Но я хочу привести здесь пример, стыдливости, скромности выражения своих чувств, присущее самым настоящим вайнахским мужчинам…

В чистом поле, после боя, былинный герой Ади Сурхо обходит, опираясь на саблю, павших в неравном бою товарищей. Истекающий кровью чеченский молодец, просит Ади Сурхо передать весточку: «Дакъаза ма вала хьо, ва Адин ва Сурхо, цу нана ва Гихчу хьо кхача ва кхаьчча, юьрта чувулуче, бIаьстенна уг-гар хьалха кертахь 1аж латочохь 1аш ю хьуна ц1ана ненаа хаза йо1, д1алолахь ахь цуьнга соьгара кост, алалахь ахь цуьнга, хьуна четахь совг1аташ кхехьначо кхи совг1аташ дахьар дац алий…» (передай той, что у начала аула живёт, что тот, кто тебе подарки за пазухой носил, больше их не принесёт!). Не знаю, у кого как, но у меня эти бесхитростные слова вышибают слезу… не предал: ни имени её ни назвал, ни имени отца, описал только двор её. А как он передал своей любимой о своей смерти…!!! Знала ведь, наверное, его избранница, что только смерть сможет отвратить его от неё… Хьай дадала хьан, ма ду хьо долчуьнгахь!

Если парень встретил на свадьбе девушку, которая ему понравилась, он может послать ей хабар — приглашение: дуьненан синкьерам т1еэца реза юй хьо олий,— через посредницу. Девушка может себе позволить принять ухаживания многих парней,

разговаривать, слушать комплименты, общаться, но, это всё до той поры, пока она не выберет среди них того единственного, с которым она захочет идти по жизни, пока с этим одним у неё не сладится настоящий уговор, и они не обменяются знаками вер-

ности друг другу, как то: колечко, платочек, какая-нибудь мелкая безделушка — не путайте с подарками, которые могут быть в великом множестве и от кого угодно, кто добивается её внимания.

Но если у неё уже есть возлюбленный, употребим это прекрасное слово, подарим его чеченке, то она извинится перед этим парнем, поблагодарит его за оказанную честь и скажет ему, что у неё есть парень. Парень должен быть достойным её, не обижаться на её ответ и, если сможет забыть, то забыть. Но бывает всяко… жизнь никогда не текла по правилам и конечно же и у чеченцев бывают исключения… Ну об этом в другой статье.

Но на одной свадьбе не принято, явно оказывать знаки внимания сразу двоим, следует быть очень ровной в отношениях, чтобы не спровоцировать ревность и последующие возможные неприятности. Это относится и к парням в равной степени; не забывайте, что Медея была вашей сестрой. Теперь, когда вам принесли благоприятный ответ, следует проверить, как девушка танцует. В танце, как в зеркале, проверяется характер человека, не зря чеченцы называют его ХЕЛХАР, т.е. ХЬАЛ ХААР — узнать о состоянии. Стройна ли станом, умеет ли двигаться, умеет ли одеваться, умеет ли вести себя в танце. Много, очень много может сказать опытному глазу танец человека. В нём отражается весь человек с мельчайшими подробностями своего характера. Если юноша и неопытен для такого глубокого анализа танца, то всегда найдутся рядом родственницы или родственники, которые укажут на недостатки или опасения на то, что можно от этого человека ему ожидать.

И вот ловзар начинается, с кратким приветственным словом к собравшимся обращается Старейшина или Старший из Устроителей, вообщем один из ответственных за происходящее. Желает от души повеселиться, просит, чтобы были терпимы, уважительны к друг к другу, соблюдали порядок. Начинает ловзар обычно кто нибудь из почётных и уважаемых гостей,- цхьа беркате стаг юкъа воккху. Все, оказывая ему уважение, встают. За ним может быть последуют ещё старшие, один, два… затем местом безраздельно командует молодежь. И так музыка звучит, бьет доули (барабан), кровь играет, ваш выход, маэстро!

Парень, заручившись согласием на танец, дождавшись своей очереди, выходит в средину, он в танце обходит круг, делает (бухь бог1ар— несколько па быстрого танца) Инарле и выходит к своей девушке, которая к этому времени уже готова вступить в танец, он делает ей знак внимания в танцевальном па, своеобразную оценку, и устремляется за плавно ускользающей партнершей. Идея и смысл танцевального действа: девушка «убегает», парень устремляется за ней, но она своевольна и ему приходится загонять её в свой рисунок. Он препятствует ей, не дает ходу… пока она не смиряется, затем он ведёт её, как бы в знак своей победы к столу Инарлы, она танцует — кружится для Инарлы, затем подводит её к своим друзьям, где она тоже кружится и затем он её провожает на своё место, в принципе, после этого слаженного дуэта она может покинуть круг в любое время. Другое дело, если девушка, не избранница, то они танцуют обычный танец, два-три круга, перед Инарлой,и она уходит. После проводов своей партнерши, танцор исполняет ликующий танец победы — темпераментно, под задорные крики своих друзей и заканчивает танец. В перерывах между танцами молодежь обменивается через посредников посланиями, а при возможности и напрямую.

Два слова о чеченском танце. В Советской стране, наряду с огромным подъёмом в развитии культуры и искусства, конечно же, выхолостили чеченское танцевальное искусство, унифицировав его, сделав его «национальным по форме и коммунистическим по содержанию». Потому, не специалисту, неимоверно сложно отличить, лезгинку кабардинца, от лезгинки чеченца, грузина, осетина, дагетсанца итд. А между тем, в старину существовало несколько ритмов и пластик чеченского танца.

Существовало около десятка именных, танцуемых по разному случаю танцев. Различные ходы, до нас дошли они почти все, и наши балетмейстеры: Тапа Элимбаев, Хасан Гапураев, Адлан Межидов, Дикалу Музыкаев и другие очень даже неплохо знали их: ког шаршор, ког айбар, ког ловзар, когаца хьашар и т.д. Хотя должного развития в дальнейшим, они к сожалению не получили.В старину, например, не многие имели право танцевать, например, — Ког айбеш… Для этого нужно было иметь не меньше прав, чем сейчас их имеет очень важный человек. Но почему-то мы даже в Государственном ансамбле прибегаем к только двум или трём танцевальным па кавказского танца…Очень скуден репертуар по части свежей мысли, хотя, надо сказать, что в народе, танцу придавали большое значение во все времена.

Людей, умеющих хорошо танцевать, помнили всегда, имя Махмуда Эсамбаева, Дакашева Вахи, Дидигова Магомеда и других до сих пор на слуху. Я видел, как они танцевали, и Махмуд, и Ваха, и Магомед… Это была настоящая высокая поэзия танца, так пока ещё никто не танцует! Цара ца сеттайора юх! Хьай да-дала церан, ма нехна б1аьрг бузура царах! Масамукъа докхура цара нехан! Люди, уходя с их концертов, начинали уважать себя хотя бы за то, что ОНИ были чеченцами.

Грузинские знаменитые балетмейстеры, очень много взяли именно у чеченского танца, увидев какого-нибудь из наших самобытных танцоров, они старались взять у него всё это умение. Грузинские композиторы давно сделали колоссальные вещи с чеченских мелодий, а когда мы робко говорили им об этом, они со смехом отвечали: «Дорогие, берите наши песни и танцы, ведь мы один народ — братья, слушайте…» Что скажешь, действительно, братья… И нам надо учиться у них и ворачивать своё.

Во время танцев, бывает, бросают деньги, некоторые вручают их девушке в руки. Не знаю, имеет ли этот обычай у нас глубокие корни, но мне кажется, это наносное, кураж у чеченцев не в чести. Встают также не только когда танцуют старики, сестра встаёт, когда танцует её брат, встают, когда танцует гость, встают просто из уважения, даже когда танцует молодой парень, если он заслужил. Так проходит свадьба. Говорят, если марнана-свекровь, станцует, то нус д1айоьда.(сноха уходит) Не верьте, несарий не от этого уходят… Вообще об этом много можно написать, но музыканты устали и нам тоже пора… Выходит на круг уважаемый человек, который следил за свадьбой и благодарит всех присутствующих за г1иллакх и оьздангалла, который они показали здесь, особую благодарность пондарче, доулисту и певцам, и объявляет ловзар закрытым.

Я написал, что знаю, что навскидку вспомнил, если что не так — пишите, общими усилиями сделаем «Пособие по проведению чеченской свадьбы».

Чинкейр Сэйд-Мохьмад

Chechenews.com

17.10.11.