Главная » Все Новости » События » ЛИТОВЦЫ ПРЕДОСТЕРЕГАЮТ ОТ ДРАМАТИЧЕСКИХ ПОВТОРЕНИЙ или как может сложиться судьба Эмильхана Садаева

ЛИТОВЦЫ ПРЕДОСТЕРЕГАЮТ ОТ ДРАМАТИЧЕСКИХ ПОВТОРЕНИЙ или как может сложиться судьба Эмильхана Садаева

27 января в шведских городах Флен и Норшопинг представители чеченской диаспоры провели акции протеста против возможной экстрадиции в Россию беженца из Чечении Эмильхана Садаева. В руках демонстрантов были внушительных размеров плакаты с призывами не выдававать Садаева. Один из плакатов привлекал внимание тем, что на нем были указаны только годы: «1946-2012». Было очевидно, что собравшиеся знали, что означает 1946 год для Швеции, тем самым напоминая, что в 2012 году история может повториться.

Судьба Эмильхана Садаева, которого власти Швеции намеревались экстрадировать в Россию, взволновала многих в Литве, особенно тех, кто сам пережил сталинские лагеря, тюрьмы, ссылки, гонения и убийства близких людей.

Рабочая группа Литовской организации сопротивления советской оккупации в Литве (членами данной организации являются в основном бывшие политзаключенные и ссыльные. Например: бывший политзаключенный Балис Гаяускас провел в сталинских лагерях 37 лет) 31 января обратилась с письмом – протестом в адрес полномочного посла Швеции в Литве Цецилии Барбро Рутстриом-Рун. Письмо имело красноречивое название: «Протест по поводу исторической дани Швеции крови малых народов в России».

Письмо начинается так: «Мы, пережившие российскую оккупацию, тюрьмы, лагеря и ссылки, не можем оставаться равнодушными, понимая, что нынешняя российская ФСБ продолжает практику и доктрину бывшего КГБ (убийство А.Литвиненко в Лондоне, А.Политковской в Москве и т.д.), а в Швеции юридической институцией принято доверительное решение. Речь идет об арестованном во Флене Эмильхане Садаеве, участнике сопротивления российской оккупации. Шведские власти, зная, что все дела участников сопротивления российской оккупации Чечении, начинаются и заканчиваются в ФСБ России, принимает решение о выдаче этого человека России. В России каждый чеченец является «преступником». Согласно Конвенции о беженцах от 1951 года и дополнении к ней от 1967 года (ст.33) нельзя выдавать человека в другую страну, если там ему грозят пытки и смерть.»

В письме напоминается случай, который произошел 24 января 1946 года, когда Швеция выдала Сталину 146 офицеров балтийских стран, в том числе 130 латышей, 9 литовцев и 7 эстонцев. Выдаваемые протестовали против выдачи продолжительной голодовкой, причинением себе физических увечий, ожогами кипятком, выкалыванием глаз и самоубийствами. В письме задается вопрос: «Неужели история повторяется?»

Письмо заканчивается словами о том, что авторы выражают свой протест против подобных действий Швеции. И попросили передать соотвествующим властям Швеции об отзыве своего негуманного решения. Группа также попросила о встрече с послом Швеции. Кроме того данное письмо-протест было направлено и в адрес министра иностранных дел Литовской Республики.

О событиях 1946 года в Швеции

Латышская писательница Зента Мауриня во время советской оккупации Латвии 40-х годов бежала в Швейцарию и прожила там до своей смерти в 1978 году. В 1965 году вышла ее книга под названием «Трагизм ссылки», в которой она рассказывает о том, как в 1945 г. капитулировавшие немецкие военные в количестве двух тясяч человек и балтийские офицеры, 146 человек, бежали в Швецию. Там они содержались в лагере Ренеслет-Стаби. Немцы были в статусе военнопленных. По просьбе Сталина власти Швеции приняли решение передать немцев и балтийцев СССР. Министр иностран
ных дел Швеции Унден желал отдать рабочую силу советской стороне, как пострадавшей в войне. Как немцам, так и прибалтийцам в СССР угрожала смертная казнь или до 30 лет Сибири.

Когда советский пароход «Кубань» прибыл за немцами, многие немецкие солдаты и офицеры, чтобы их не забрали русские, кончили жизнь самоубийством, калечили ноги, наносили себе другие физические увечья. Полицейские избивали их до потери сознания. Шведская пресса назвала это «кровавой баней».

Чтобы избежать выдачи, 22 ноября 1945 года все 146 балтийских офицеров начали голодовку, которая длилась 24 дня. Люди привязывались проволокой к деревьям и койкам. Латвийский лейтенант О.Лапа отравился ядом. Другой вонзил себе в глаз карандаш, который дошел до мозга, вследствие чего был парализовал. 87 балтийских офицеров от длительного голодания дошли до изнеможения и были госпитализированы в г. Фридгем, куда местные жители приносили им цветы. Некоторые из балтийцев написали в письмах «какие счастливые мы были бы, если шведы вместо цветов и  сигарет прислали бы нам таблетки цианистого калия». Автор книги Зента Мауриня с горечью пишет: «Живые мертвые несли цветы на свои же похороны».

За балтийскими офицерами в Швецию прибыл советский параход «Белоостров». 24 января 1946 г. на балтийцев, от длительной голодовки похожих на скелеты, для их погрузки бросают 250 полицейских. Выстрел пистолета означал нападение. Один латвийский старший лейтенант Плуми напал на полицейского и прокусил ему горло. Плуми тут же был застрелен. Одного нсчастного сопротивлявшегося, который кричал изо всех сил, тянули на параход шестеро русских .

Впоследствии мало кто из этих офицеров выжил.

Вильнюс, Литва

Представитель ЧРИ в Балтийских странах Аминат Саиева

17.02.12.