Главная » Все Новости » События » Евровидение Алиева в кавказской головоломке

Евровидение Алиева в кавказской головоломке

Супруга президента: Мэрибан Алиева происходит из известной семьи интеллигентов, в которой есть писатели, дипломаты, арабисты. Они обучалась в университете медицине, специализировалась на глазных болезнях. Он взвалила на свои плечи  организацию Евровидения.

Политический фон песенного конкурса в Баку столь громко кричащий, что может просто заглушить игру муз на арфах.

Что общего между Олимпийскими играми 2008 года в Пекине, Grand Prix «Формулы – 1» в Бахрейне в апреле нынешнего года и проходящим фестивалем Евровидения? Это все радостные праздники, с помощью которых правительства стран проведения пытаются показать остальному миру, что у них все в порядке. Независимо от того, что правозащитники, свободные журналистов и просто наблюдатели стремятся доказать обратное.  

Помните ли раздававшиеся в канун Пекинских Олимпийских игр слабенькие голоса, что- то шептавшие о партийной диктатуре Китая, давящей на оккупированный Тибет? Они пытались донести до общественности мысль, что когда-то оккупированная и стонавшая под партийной диктатурой Эстония не должна была отправлять своих спортсменов в Китай. Председатель нашего Олимпийского комитета  Март Сииман спросил в ответ: в чем виноваты спортсмены и за что хотят их наказать.

С Евровидением в Баку такая же история. Эстонские поп-музыканты и в самом деле не виноваты в том, что в Азербайджане не все в порядке с демократией. И поскольку общественность Эстонии  очень даже согласна с поездкой наших музыкантов на промо праздник правителя азербайджанцев Ильхама Алиева, то не следует здесь и философствовать о моральных и этических мелочах, связанных с этой поездкой.

Тем более, что в Азербайджане как диктаторском государстве дела обстоят многогранно. Здесь не хотелось бы вообще говорить о таком неоднократно дебатировавшемся факте, насколько азербайджанские нефть и особенно газ приветствуются на рынке Европы как альтернатива всеобъемлющим российским энергоносителям. С Азербайджаном связано еще одно примечательное геополитическое обстоятельство – Иран.

Алиев — правитель всего лишь девяти миллионов азербайджанцев.  Остальные тридцать компактно проживают по другую сторону южной границы – в Иране. Иран, как известно, исламское государство, теократическое, анти-западное, с ядерными амбициями. Настоящая головная боль для Вашингтона, Тель-Авива, Брюсселя. Да и для нас, так как мы разделяем боли наших союзников-друзей. Но Иран создает проблемы и для президента Азербайджана Алиева. Который, может быть, и диктатор, но говорящий на безупречном английском языке и с удовольствием приглашающий – в отличие от иранских аятолл – как члена английской королевской семьи принца Эндрю, так и президента Эстонии Тоомаса Хендрика Ильвеса.      

На этой неделе во вторник Тегеран отозвал своего посла в Баку на родину «для консультаций». На дипломатическом языке это означает большую ссору. Причиной тому прошедший 12 мая в Баку перед посольством Ирана митинг с лозунгами оскорбительного содержания. На них Иран обвинялся в защите неверных армян, а мулл соседнего государства в (иной) сексуальной ориентации. Ужасное святотатство в Баку стало ответом на пикет, прошедший 8 мая перед генеральным консульством Азербайджана в Тебризе  (город в Иране, который считают столицей Восточного Азербайджана) и инициатором которого был местный аятолла. На этом пикете, в свою очередь, звучали оскорбления в адрес Баку.

Исламское государство Иран и светский Азербайджан находятся в принципиальной ссоре. Что точно происходит, глядя из северного далека, остается в определенной мере неясным, но Баку, похоже, обвиняет Иран в  поощрении исламского терроризма на территории Азербайджана. Это, мол, происходит следующим образом: молодые верующие азербайджанцы отправляются в Иран якобы получать религиозное образование и для посещения некоторых святынь, На деле же они проходят в одном специальном лагере близ Тегерана подготовку по закладке бомб, чтобы по возвращении  на родину устраивать террористические акты. Нефтяной город Баку переживает невиданный бум и целей там предостаточно: контора British Petroleum, цепь ресторанов American Fast Food, ряд посольств, израильские организации… 

В начале апреля Баку посетил советник министра иностранных дел США по вопросам дипломатической безопасности Эрик Босуэлл, который с руководством силовых структур Азербайджана обсуждал вопросы охраны граждан Соединенных штатов (а предположительно, и Израиля) в Баку.

В середине апреля из Баку пришла еще одна ужасная новость – исламские террористы пригрозили напасть на участников и гостей Евровидения с ножами и химическим оружием. Безумцы веры утверждают, что проведение подобной сатанинской оргии в государстве мусульманской веры якобы является богохульством.
.
С этим связана еще одна специфическая проблема. В канун московского Евровидения на тамошних улицах устраивались небезызвестные манифестации gay-pride (неудачно, так как участники получили на орехи). Возможность проведения подобных демонстраций обсуждалась, особенно в СМИ Германии, и в связи с Баку.  К досаде немецких активистов, власти Азербайджана и общественность не проявили к подобному мероприятию никакой симпатии (из-за чего немецкие фанаты предпочитают переживать  происходящее на фестивале в гомо-барах Берлина, не рискуя отправиться в опасный Баку).  

Недостаточно толерантное поведение властей является, с одной стороны, конечно, чисто реакционным, но, с другой стороны, их нужно понять. Тем более, что о возможности проведения gay-pride злорадное удовлетворение испытывал другой вызывающий озабоченность сосед: Армения.  Строптивые соседи якобы выложили в Youtube видео с таким веселым содержанием, что если бы президент Алиев в ответ на это объявил  войну Армении, это решение приветствовали бы празднествами. Спор о Нагорном Карабахе тлеет между соседями так или иначе. Кстати, недавно армяне сообщили о своем дистанцировании от участия в песенном конкурсе в Баку.   

Разумеется, Алиев использует Евровидение для промо своего режима, но точно также стремятся довольно темные противоборствующие силы использовать мероприятие для ознакомления со своей «повесткой дня».

Это все-таки Кавказ, это не Дания.

Можно надеяться, что диктаторское государство сумеет мобилизовать на время проведения Евровидения многочисленные спецсилы, а министр национальной безопасности Эльдар Махмудов крепко закрутит все, что только можно закрутить. Можно надеяться, что ему это удастся и эксцессов не произойдет.
Ибо как уже сказано – в чем виноваты поп-музыканты Эстонии? Не говоря уже о красивых мужчинах.

Перевод: Хейно Сарап

Eesti Ekspress«, Эстония)

28/05/2012