Главная » Все Новости » Главная новость » Свобода и демократия являлись сердцевиной, стержнем чеченской общественной жизни

Свобода и демократия являлись сердцевиной, стержнем чеченской общественной жизни

Свобода и демократия являлись сердцевиной, стержнем чеченской общественной жизни. Это признавали даже враги чеченского народа, и именно этим обстоятельством объясняли упорное и длительное сопротивление чеченского народа русской агрессии.

«Горские народы примером независимости в самих подданых вашего императорского величества порождают дух мятежный и любовь независимости»,- писал царю Александру 1 командующий русскими войсками на Кавказе с 1816 по 1827 годы Ермолов( Ермолов А.П., Записки,часть 2(1816-1827) Москва,1868). « Каждый есть царь в отношении к самому себе»,- писал о чеченцах он в другом месте.

Начальник главного штаба Кавказской армии генерал Карцев в своей Записке по чеченскому вопросу, представленной им военному министру России в 1865 году, отмечал: « Демократизм у них всегда был доведен до крайних пределов: не только понятия о сословиях и власти наследственной, но и понятия о какой бы то ни было власти они почти не имели. В языке чеченцев даже нет слова «приказать»» ( Дзагуров Г. Переселение горцев в Турцию. Ростов-н/Д, 1925,с.42. ).

Академик, историк и генерал Дубровин Н.Ф. отмечал свободолюбие как характерную особенность чеченского народа: «..И в высшей степени исполненные самолюбия и гордости – таковы были чеченцы по отзыву одного из лучших знатоков их характера.. ..Вообще в характере народа много гордого и щепетильного»( Дубровин Н.Ф. История войны и владьчества русских на Кавказе,том 1, книга 1, СПБ, 1871 год, с.420, 423.)

Русский чиновник Н. Семенов, много лет прослуживший в Чечне во вотрой половине 19 века, писал: «В чувстве самомнения и самообожания лежит корень пламенной любви чеченца к свободе или, выражаясь откровеннее, к полному своеволию.Не признавая никого лучше и выше себя, он не может допустить мысли о законности господства над ним со стороны кого – то нибыло.» Но далее он опровергает свое утверждению «о полном своеволии», когда признает, что «..общественно –политическая дисциплированность проявляется с замечательною силою. В этом отношении чеченцы существенно отличаются от других народностей Кавказа.

В Чечне личности с сепаративными наклонностями — выродки из народа, подвергающиеся самому беспощадномк остракизму, вообще же чеченцы –все и всегда остаются в подчинении у народной воли, выражаемой решениями старших. В силе и крепости общественной дисциплины в чеченском народе лежит ключ к разъяснению очень многих явлений в его жизни и в особенности явлений политического и административного значения» (Семенов Н. Туземцы Северо –Восточного Кавказа, СПБ, 1895,с. 84-85,97).

Другой русский чиновник Н.С. Иваненков, изучавший быт и нравы чеченцев, писал: « Здесь, кстати надо сказать, что, вообще говоря, чеченцы свободолюбивый, в высшей степени чувствительный к оскорблению народ, и все в этом отношении обсуждается до мельчайших тонкостей.»( Иваненков Н.С. Горные чеченцы // Терский сборник. Владикавказ, 1893. Вып.7,с.142).

« У них не было деления на сословия, как у соседних кабардинцев, осетинов. Все ингуши, все чеченцы считали себя равными друг другу. Не признавая ни князей, ни дворян, они с гордостью говорили, что они все «уздени»(т.е.дворяне.)» ( Этнография народов СССР, под редакцией С.А. Токарева, Московский государственный университет, 1958 год, с.244.,)

Что касается демократии вообще, если под этим понятием понимать , что народ сам избирает тех, кто будет над ним управлять, то такая демократия в Чечне в обозримом историческом прошлом была всегда, даже в то время когда даже в Европе власть не избиралась , а передевалась по наследству. А об известной своим деспотизмом феодальной России, где большинство населения официально до 1861 года находилось в фактическом рабстве — и говорить не приходится.

Для чеченцев существенное значение имели не только то, что говорит кандидат во власть, но и кто говорит, то есть наличие у кандидата положительных личных качеств, подтверждаемых теми, кто лично его знал(семья,соседи,квартал, село).

Широко известен ответ знаменитого руководителя Чеченского Сопротивления по отражению русской агрессии в 1825-1826 годов Бей-Булата Таймиева на вопрос, как он достиг известности и уважения у чеченского народа. Он сказал: «Сначала я добился уважения супруги , семьи, соседей , села. Уже затем, видя как меня уважает мое село, меня зауважала вся страна».

Избрание людей для управления осуществлялось путем выборов доверенных лиц от кварталов, которые, в свою очередь, избирали делегатов из своей среды для управления всей страной. Такая система выборов властных органов существовала и в первые годы Советской власти в Чечне. Именно об эту систему управления разбивались антинародные решения Советской власти в Чечне в начале 1920-ых годов. После неоднократных роспусков избранных таким путем Советов, тщетных попыток проводить с их помощью антинародные решения,коммунисты ликвидировали эту систему управления, объявив ее кулацко-мулльской, и ввела вместо нее ревкомы(революционные комитеты), члены которых назначались сверху из числа большевистских активистов. Система ревкомов просуществовала с незначительными перерывами до 1936 года, пока не были уничтожены авторитетные, пользующиеся доверием населения в масштабах села, района и страны люди. Под традицией чеченской демократии для настоящего времени следует понимать именно эту избирательную систему.

Ей предшествовала тайповая(родовая) демократия, когда род(по-чечнски тайп) представлял совпадал с поселением. В Совет Страны(по – чеченски –Мехкхел) каждый род выдвигал своих представителей.

С образованием поселений, состоящих из представителей различных родов(тайпов), на смену родовой системе пришла квартальная(по –чеченски – куповая. Куп –квартал) система, которая уже на уровне сел объединяла все тайпы, а в масштабе страны представители, избранные на основе квартальной системы, выражали интересы не тайпов(родов), к которым они принадлежали, а интересы села, округа, которые их делегировали. Такая система организации управления населенными пунктами и страной, которая обеспечивала доверительную связь между народом и властью, существовала в Чечне накануне первой русской агрессии против Чечни и в первые годы советской власти. С известными оговорками, здесь можно провести параллель с избранием выборщиков в США.

Chechenews.com

15.07.12.