Потомки Ноя

Об истории нахской письменности
 
Часть вторая

Специальная
С этой главы включительно и до конца книги речь будет идти о нахской письменности, о её истории и совре­менных проблемах, о её культурно-эстетическом и политическом аспектах, о новых проектах и о том, каким дол-ксп быть идеальный нахский алфавит «вайнехан йоза».

Начнём с рассказа об истории нахской письмен­ности, что станет залогом понимания её современных проблем и потребностей нахского языка.

А. О письменности предков вайнахов

Из предшествовавшей главы становится ясным, что, говоря об истории письменности вайнахов, мы должны Рассматривать и письменности древних народов, обна­руживающих генетическое родство с вайнахами.

Первыми в этом ряду стоят хурриты с их клинописью, т.к. генетическое родство вайнахов с ними и их преемни­ками — урартийцами очевидно и меньше других вызывает сомнение. Письменность, которой пользовались хурриты и урартийцы, называется клинописью. Принцип этого пись­ма состоит в том, что оно писалось на глиняной табличке насечкою клиньев при помощи заострённой палочки. Раз­ные комбинации клиньев обозначали разные слоги. Кли­нопись — изобретение шумерийцев, которое впоследствие было заимствовано вместе с высокоразвитой культурой шумеров, вавилонянами и ассирийцами. Считается, чтохурриты, в свою очередь, заимствовали клинопись у вави­лонян. Поводом для таких утверждений послужило то, что хурриты известны в этом регионе в более поздний истори­ческий период, чем вавилоняне. Но если придерживаться той версии, что хурриты, возможно, являются генетиче­скими потомками шумерийцев, то выйдет, что вавилоняне заимствовали письменность у предков хурритов, а у них она является унаследованной. Но также вполне возможно, что цепь генетико-этнокультурной связи была оборвана, и клинопись вернулась к хурритам через посредство вавило­нян. Как бы то ни было, в нахском языке в окаменелой форме сохранились слова, свидетельствующее о том, что в прошлом их предки пользовались клинописью: слово «зайл-йоза» — письмо клина; слово «бумага» (т.е. материал письма) по-нахски звучит как «кехат». Этимологическая разборка последнего выявляет, что это слово состоит из двух «ке» — в ладони (ладонь) и «хат» — глина, т.е. как гли­на, которая кладётся в ладонь для письма..

В последнее время подвергается сомнению тот факт, что финикийцы являются авторами первого буквенного письма, и выдвигаются разные версии с упоминанием ис­чезнувших и неизвестных угаритского, протоханаанского и протосинайского письмен. Р. Джамуханов выдвигает версию хурритского происхождения финикийского алфа­вита и говорит о хурритах как об изобретателях первого буквенного алфавита. А финикийцы лишь заимствовали его у хурритов. Среди самих хурритов он не развился из-за консерватизма жрецов, также как и в Древнем Египте. Семиты финикийцы жили на восточном берегу Среди­земного моря и были известны во всём мире как торгов­цы-мореплаватели, что позволило им распространить за­имствованный алфавит как финикийский по всему Сре­диземноморью. Франклин Фолсом в своей «Книге о язы­ке» пишет по этому поводу: «Великое множество чуже­странцев (и разных видов письма) проходило через многолюдные торговые города семитов — не было на свете Народа, который навидался бы их больше!»

Арби Вагапов опубликовал в газете «Васт» статью О соответствиях значений букв финикийского письма в ипхчинском языке. Наверное, это открытие А. Вагапова убедило Р. Джамуханова, историка-востоковеда и филолога, в правильности своего исторического поиска. Пос­ле того как я обратил своё внимание на это обстоятель­ство, и мне удалось найти в финикийском алфавите две буквы с соответствующим значением в чеченском языке. 11а сегодняшний день из 22 букв финикийского алфавита (значение двух его букв неизвестно вообще), по крайней мере, половина имеет соответствующие значения в че­ченском языке. Думаю, в дальнейшем этот список по­полнится. Приведу примеры:

Внешне может показаться, что не все слова соответ­ствуют друг другу. Но это только видимость. Учёный-этимолог сможет увидеть в этих словах общий корень.

Если научная версия Р. Джамуханова будет офици­ально принята, то далёкие генетические предки вайнахов окажутся изобретателями первого буквенного (фонологического) алфавита, родоначальника всех остальных буквенных алфавитов мира.

Б. Петроглифы в горах Чечении

Обратимся теперь к древнейшим письменам на тер­ритории современной Чечении. Это, прежде всего, пик­тографические и идеографические письмена в горах, т.е. петроглифы на древних башнях и отдельных камнях. Можно сказать, что это один из самых неизученных раз­делов истории нахской письменности. Сбору, изучению и систематизации вайнахских петроглифов (именно вай-нахских, независимо от того, где они найдены, в совре­менной Ингушетии или в Чечении, т.к. они определённо принадлежат к единой древней вайнахской культуре) фактически не уделялось почти никакого внимания. Этим занимаются лишь одиночки, но не ведётся систем­ной работы, хотя практического материала для проведе­ния этих работ достаточно. Больно осознавать, что большая часть этого материала безвозвратно утеряна и мы продолжаем терять его по сегодняшний день. Башни и древние погребальные сооружения, на стенах которыхвысечены письмена, рушатся, погребая под собой ис­торию нашего народа. Великолепные архитектурные творения предков, превратившись в груду камней, по­крываются мхом, от камней откалываются пласты с изображениями древних знаков. Это последствия варварской бомбардировки советской авиацией в 1941-1944 годах, в «собственном тылу», населённых пунктов гор­ной Чечении и преднамеренной бомбардировки частич­но заброшенных и незаселённых к тому времени башен­ных комплексов с целью уничтожения материальной культуры и истории нахского народа. Всё это прикрыва­лось лозунгом борьбы с «бандитизмом» и «фашистскими» диверсантами. Ещё много живых свиде­телей, которые рассказывают, как самолёты преднаме­ренно сбрасывали бомбы на уникальные и совершенные в плане архитектурного исполнения боевые башни, заве­домо зная, что они имеют историческую ценность. Очевидцы рассказывают, что до этого времени башни нахо­дились в отличном состоянии и хорошо сохранились благодаря уникальной древней кладке и сверхпрочному раствору. Люди жили в жилых башнях, обновляя их внутри, и ухаживали за боевыми башнями (нежилыми), следя за их состоянием, за кровлей, чтобы осадки не повредили стены. В стену одной из боевых башен общины майстой НКВД-ешники, депортировавшие нахчинцев, заложили огромное количество взрывчатки, вполне до­статочной, чтобы полностью разрушить башню. Но взрыв не повредил её — образовалась только небольшая дыра, которую после возвращения на родину заделал очевидец этого события.

Нахчинцы бережно относятся к истории своего на­рода. По свидетельствам тех же очевидцев, а также учё­ных-исследователей, побывавших в горных районах Че­чении в период до 1944 года, в одном только Аргунском ущелье насчитывалось свыше 300 боевых и сторожевых  башен, образующих единую цепь сообщения (сообщали о надвигающейся угрозе, зажигая костры на башнях от одной к другой, расположенных в зоне видимости друг друга) и единую оборонную систему по всему ущелью. Теперь мы не насчитаем и 50 башен, да и те находятся в ужасном состоянии, подвергаясь атмосферным воздей­ствиям из-за испорченных кровель и участков стен. Я уже не говорю о бомбардировках в войне 1994-96 годов и об этой, как её называют, «второй» войне, когда воен­ные события разворачиваются в районах расположения древних башенных комплексов. Вновь идет систематиче­ское уничтожение населения и памятников его матери­альной культуры, чтобы ничто не напоминало потомкам о древнем народе нахов.

Мы ещё вернёмся к теме вайнахских башен, а те­перь опять о петроглифах. До сих пор нет цельной рабо­ты, посвященной изучению и систематизации вайнах­ских петроглифов. О них, как, впрочем, и обо всей ис­тории нахов, мы узнаём лишь из отрывков некоторых научных работ. Вот что пишет о вайнахских петрогли­фах И.Ю. Алироев: «Сплошь и рядом встречаются петро­глифы и в горах Чечено-Ингушетии. Они, главным об­разом, наносились на огромных строительных камнях, часто на арочных. Известно, что ещё первые исследова­тели Чечено-Ингушетии, интересовавшиеся башенной культурой чеченцев и ингушей, обратили внимание на специфические знаки в виде букв П, Т, Ф, Р, О, перевёр­нутое П, вертикальное и лежащее Ж, восьми- и двенадцатиконечные звёздочки, латинское горизонтальное и. вертикальное 3, соединённые на расстоянии линией три восьмёрки с идущей над ними волнистой чертой, симво­лы солнца, фигуры людей и животных, руки с распро­стёртыми пальцами и т.д. Часть таких петроглифов была скопирована и опубликована в отдельных исследованиях.

(Марковин В.И. В ущельях Аргуна и Фортанги. М. 1965; Исламов А.А. К вопросу о средневековых погребальных сооружениях в верховьях реки Чанты — Аргуна \\ Извес­тия ЧИНИИИЯЛ. т.З, вып.1. Грозн. 1963).

Отсюда можно сделать вывод о наличии у чеченцев и ингушей в прошлом письменности, по крайней мере, её зачатков» (И.Ю.Алироев. Язык, история и культура вайнахов).

Без сомнения, письменность у вайнахов существо­вала в прошлом. Но не только в зачаточных, но и в бо­лее совершенных формах письма. К примеру, в селении Хой на стене жилой башни мною обнаружены следую­щие буквообразные знаки:

Известны также и другие буквообразные знаки в юрах Чечении. В селении Макажой найден камень в кладке башни с такими вот знаками:
На камне, найденном рядом с башней в селении Муцарой, есть следующие буквообразные знаки:

Р.Р. Джамуханов, комментируя эти знаки, пишет: «Литеры этого неизвестного письма точно передают знаки финикийского, сабатейского, отдельные знаки греческого и арамейского письма». (Дипломная работа студента ЧИГУ Р.Р. Джамуханов а» Древнейшие вайнахские религиозные верования на материале языка»). Какизвестно, буквенная письменность развивалась по миру исключительно путём заимствования. Возможно, бук­венные знаки относятся к какому-то древневаинахскому алфавиту, нам неизвестному. А то, что такие знаки мы находим значительно меньше других петроглифов, мож­но объяснить тем, что это письмо, в основном, осу­ществлялось на других писчих материалах своего време­ни, эти краткие записи же на камне носят частичный ха­рактер.

Давно увлекаясь горным туризмом, я часто замечал в горах Чечении и Ингушетии петроглифы, но не уделял им особого внимания. Лишь позже, в студенческие годы я скопировал и запечатлел на бумаге некоторые из них.

В основном, это единичные завершённые знаки, но­сящие символическое значение: ромбик в прямоугольни­ке; круг, имеющий на боку крючок в виде ручки кружки, а внутри цветок, состоящий из четырёх лепестков в виде креста; простые кресты; свастики; крест, два конца кото­рого расходятся на три ветки, а другие два конца пересе­каются поперечными короткими ветками и завершаются короткими поперечными линиями, в промежутках же между четырьмя делениями креста 4 кружочка; круг, ко­торый делится на равных 6 долей; круг с тремя крючка­ми, обозначающий циклическое вращение; две симмет­рично расположенные спирали, соединяющиеся под уг­лом и выливающиеся в единую линию, которая, следуя вверх, раздваивается на два крючка в виде человеческих рук, между которыми помещён овальный заостряющий­ся круг в виде головы — и всё это единый рисунок. Но встречается и много композиций, а в отдельно взятых местах их гораздо больше, чем отдельных рисунков.

На мой взгляд, эти композиции суть календари, схемы местности, идеографические композиции рисун­ков и композиции, имеющие черты логографического письма. Например, многочисленные композиции с раз ными кружочками, звёздочками, линиями — вертикаль­ными, горизонтальными, диагональными, соединённы­ми в единую систему, относятся к календарям:

Рисунки, в которых имеются крест, занимающий главное место в композиции, линии, отходящие от него и расходящиеся в разные стороны и идущие от креста, кружочки и другие фигуры, имеющие символическое Значение, а также композиции, имеющие петроглифы с изображениями людей, животных и другие рисунки с символическим смыслом, являются идеографическими:

В идеографических рисунках вся композиция опре­делённо отображает какую-то мысль автора:

Черты логографического письма имеют, по-моему, следующие петроглифы:

Очень распространён в горах Чечении петроглиф, изображающий человеческую руку. По-видимому, он носит характер клейма мастера, построившего башню, склеп или другое какое-либо сооружение, на котором мы находим подобные петроглифы. В 1988 году я зафикси­ровал один из таких петроглифов в Аккинском уще­лье. Он, по-моему, заслуживает внимания. Дело в том, что петроглиф был высечен на огромном надмогильном камне. В то время я ещё не занимался сбором петрогли­фов. Мое внимание привлекли необычайные размеры надмогильного камня высотой в 3 метра 90 сантиметров и шириной 50 сантиметров. Местные пастухи называли его Уци-чурт. По их расказам, в этой могиле похоронен богатырь огромного роста по имени Уци, потому и над­могильный камень поставили огромный. Говорят, когда к нему заходили гости, то они не могли без чужой помо­щи взобраться на нары, на которые спокойно присажи­вался хозяин. Петроглиф, изображающий руку, занимал центральное место среди других петроглифов, изобра­жённых на чурте. Размеры его были малы для великана и скорее соответствовали размерам руки мастера, изгото­вившего надмогильный камень.

Среди материалов, собранных В.И. Марковиным в горах Чечении и Ингушетии, мы также находим много рисунков с изображениями людей, животных. Петро­глифы, изображающие многочисленные символы, нередко идентичны древним знакам Месопотамии и Древнего Египта. Все они свидетельствуют о. присутствии у древ­них вайнахов идеографического и даже более развитого вида письма.

Идеографические письмена в горах Чечении нахчинские старожилы называют «къоьвлин-йоза» — «закрытое письмо». Действительно, рисунки идеографи­ческого письма скрывают в себе понятие, которое дол­жен раскрыть читающий их. Старожилы говорят, что помнят ещё людей, умевших читать его.

Петроглифической письменности вайнахов посвя­щена одна из глав дипломной работы Р.Р. Джамуханова (выше уже приводилась цитата из неё). Она заслуживает внимания, т.к. в ней не просто иллюстрируется сырой материал, как обычно это бывает, а делается попытка распознать и объяснить значения некоторых вайнахских петроглифов. Р.Р. Джамуханов на башне в Цой-Педе за­фиксировал петроглиф в виде дважды повторяющихся трёх кружков, вертикальной линии, трёх восьмёрок, со­единённых горизонтальной осью, и волнистой линии под восьмёрками. Вся композиция высечена на цельном кам­не, вделанном в стену башни:

Рисунок был опубликован В.И. Марковиным по ма­териалам исследований 1957-1965 годов, но без каких-либо указаний на его значение. Р.Р. Джамуханов отмечает, что этот рисунок — древнейший нахский календарь. Первые три кружка слева от вертикальной линии — суть зимние месяцы. Вертикальная черта отделяет зимние ме­сяцы от верхних трёх весенних месяцев. Весенние месяцы соединены горизонтальной осью с нижними кружками -летними месяцами. Лето — время поливочных работ, на это указывает волнистая линия, которая передаёт знак воды, встречающийся почти у всех древних народов. Три кружочка справа — это осенние месяцы. Так растолковы­вается значение этого рисунка.

На фасаде солнечного могильника Р.Р. Джамуханов отметил другой петроглиф, по его мнению, изображаю­щий рога:

Он проводит сравнительно-лексические параллели в некоторых языках мира с нахчинским «сен карраш» -оленьи рога: в форме мн. числа (греч.) кегаз «рог»; (лат.) соггиз «рог»; (араб.) къарн «рог»; (анг.) Нот «рог».

Далее этот автор, опираясь на труды В.И. Марковина, отмечает, что лунный календарь и магическая символика, связанная с лунным календарём, были известны древним вайнахам, и приводит петроглиф с изображением луны:

В горах Чечении и Ингушетии петроглифы, изоб­ражающие луну, многочисленны. Автор говорит, что культ луны был распространён на Кавказе и в странах Средиземноморья. Головы языческих богов и богинь Древней Месопотамии и Египта украшали короны в форме перевёрнутого полумесяца. Совокупность геомет­рических сюжетов — петроглифов, по его мнению, рисует картину развитых астральных представлений ваинахов о вселенной.

Читатель, наверное, заметил что авторы работ о вайнахских петроглифах говорят о соответствии их с петроглифами Древнего Египта и Месопотамии. Это только лишний раз подтверждает культурно-генетическую связь предков ваинахов с древними наро­дами этого региона. И.Ю. Алироев о происхождении вайнахских петроглифов говорит:

«Вайнахские петроглифы в большинстве случаев наносились на довольно крупные строительные камни, часто на арочные камни — монолиты (нах. «нартол»). По рассказам стариков, эти камни довольно часто достав­лялись из развалин древних циклопических башен, и каждый из них после обработки стоил несколько десят­ков баранов.

Остатки циклопической постройки и сейчас имеют­ся в горах. Археолог-кавказовед профессор Е.И. Крупнов считает, что постройка могла быть воздвигнута в 9-6 ве­ках до н.э., в период, когда были ещё прочны родовые устои и все постройки возводились усилиями многочис­ленных членов рода.

Возможно, вместе с камнями были перенесены и средневековье петроглифы, которые впоследствии, в те­чение веков, вероятно, под руками мастеров видоизме­нялись и не избежали, конечно, определённой импрови­зации».

(И.Ю. Алироев. Язык, история и культура ваина­хов).

Нельзя не согласиться с этим суждением: хроноло­гические рамки циклопических построек, указанные здесь, не противоречат нашей версии происхождения вайнахских петроглифов. Факт, что мотивы вайнахских петроглифов явно древнеегипетского и месопотамского происхождения. В этой же работе И.Ю.Алироева есть ещё одно доказательство нашей версии: «В Чечено-Ингушетии, например, существует обычай отмечать на надгробном памятнике пиктографическим знаком та­лант покойника: швее — швейную машинку, воину -кинжал и ружьё, искусной гармонистке — гармошку, бандуристу — бандуру (дечиг — пондар)». В Древнем Египте на стенах гробниц фараонов и великих вельмож описывались их великие деяния. Французский египтолог М. Шен писал: «… Можно сказать, что иероглифические знаки, передавая мысль египтян, наглядно иллюстриру­ют также всё то, что относилось к их манере жить, к их привычкам, учреждениям и нравам».

(M. Chaine. Notios de langue egiptierre. Paris, 1939, v.l, р.З.).

И после приня­тия ислама в некоторых районах Чечении долго сохра­нялся обычай иллюстративно отображать жизнь покой­ника на надгробной плите. Наглядным примером яв­ляется старое исламское кладбище высокогорного селе­ния Хой. Я скопировал рисунки с нескольких подобных чуртов данного кладбища (фрагменты приведены в при­ложении к этой книге).

Вот материал, предложенный читателю Альбертом Измайловым (Фараон МИН в начале пятитысячелетнеи истории и государства. Еженед. «Комсомольское пле­мя»).

 Древнеегипетские и месопотамские иероглифы:

Вайнахские петроглифы:

Как видим, эти месопотамские и египетские иероглифы полностью или почти полностью соответ­ствуют вайнахским.

Из собранного мною материала некоторые петро­глифы, на мой взгляд, также соответствуют египетским и другим древним письменам. Например:

В этой связи интересно обратить внимание на ещё один аспект вайнахской башенной культуры. Вот что пи­сал С.-Э. Бицрев после своей поездки в Сирию: «Несмотря на солнце и палящий зной, мы долго не уходили, блуждая среди развалин старых башен. И не только потому, что захватил рассказ опытного экскурсовода, просто многие были шокированы удивительным сходством этих строе­ний с вайнахскими боевыми башнями. И самой формой -высокие, заостряющиеся кверху, и принципом внутренне­го строения — винтовая лестница, и методом ведения бое­вых действий — бойницы с четырёх сторон, и сложены из тех же камней.» (С.-Э. Бицоев. От Дамаска до Аммака. Еженед. «Комсомольское племя»).

Мы уже говорили, что итальянский исследователь А.Донини также связывает башенную культуру Кавказа с Древней Месопотамией. Становится понятным, каким об­разом на вайнахских средневековых башнях могли очутиться древние пиктографические и идеографические письмена. Хочу отметить схожесть древних йеменских башен с вай-нахскими жилыми башнями. Йеменские башни я видел только по телевизору, но меня при первом же взгляде пора­зила их идентичность вайнахским жилым башням. Это, прежде всего, внешняя форма «усечённой пирамиды» с плоской кровлей, а также бойницы и маленькие балкончики — «машикули» на верхних этажах. Интересно соответствие основного оружия древних вайнахов, кинжала — «шаьлт» с йеменским «шальф» (тоже основное оружие йеменских вои­нов; это не длинный нож или короткий меч, а холодное оружие, соответствующее по размерам вайнахскому кинжа­лу), и этого слова я не нашёл в языке арабов других стран. Я убеждён, что сравнительный анализ духовной (имея в виду морально-эстетический кодекс) и материальной культуры двух этих народов привёл бы нас к новому поразительному открытию. Интересно было бы узнать, имеются ли на йеменских башнях петроглифы, и если да, то сравнить их с петроглифами на вайнахских башнях.

Нахские петроглифы многообразны и содержат в себе много тайн и загадок. Однобокий подход здесь не­уместен. В.И. Марковин абсолютно прав, говоря о необ­ходимости полной коллекции и систематизации нахских петроглифов: «только подход к петроглифам как к се­миотическим системам, информационным знакам, свя­занным с преданиями, событиями жизни местного насе­ления, может быть, позволит не только решить вопросы общего характера (с какой целью высекали петроглифы), но и подойти к конкретному прочтению их».

 Сулейманов Джамбулат,

zhaina.com/history/page,9,101-potomki-noja.html

09.05.11.