Главная » Все Новости » События » Вынужденные соотечественники

Вынужденные соотечественники

Депутаты Госдумы выступают за переселение в Россию диаспоры сирийских черкесов

Вынужденные соотечественники. Депутаты Госдумы выступают за переселение в Россию диаспоры сирийских черкесов

Комитет Госдумы по делам национальностей пытается законодательно расширить понятие «соотечественники». Как сообщают «Известия», депутаты надеются таким образом помочь сирийским черкесам переселиться на Северный Кавказ, откуда они были вынуждены иммигрировать в конце Кавказской войны.

О желании вернуться на историческую родину впервые черкесы, проживающие в Сирии, заявили еще в 2011 году, в самом начале гражданской войны. «Ежедневно мы вынуждены рисковать своей жизнью и жизнью своих родных и близких. Наше искреннее желание — вернуться на землю предков, жить в мире и согласии с народами России. Мы обращаемся к Вам с призывом принять нас на родной земле, спасти от неминуемой трагедии, протянуть нам руку помощи в этот тяжелый час. Мы верим, что наш призыв о помощи и спасении не останется без внимания», — так аргументировали они своё желание российским чиновникам.

Депутаты Госдумы направили письмо в Минрегион, в котором поинтересовались, есть ли у сирийцев шанс переселиться в Россию по программе помощи в возвращении соотечественников.

Чиновники ответили отрицательно.

«Их предки не приняли российское гражданство и сделали добровольный выбор покинуть Северный Кавказ после завершения военных действий в ходе Кавказской войны 1817–1864 годов, поэтому они не могут считаться выходцами из России», — аргументировали свой отказ в Минрегионе.

Кроме того, за черкесами не замечено «общественной или профессиональной деятельностью по сохранению русского языка и русской культуры за рубежом». Да и с россиянами они себя никак не идентифицируют.

Получив отрицательное заключение ведомства, парламентарии решили поменять законодательство, чтобы помочь сирийцам и другим людям, попавшим в тяжелую ситуацию, вернуться на историческую родину.

«В любом случае лучше, чтобы в России было больше людей, которые действительно хотят здесь жить, и будут благодарны за то, что их приняли обратно», — пояснил «Известиям» свою позицию глава Комитета по делам национальностей Гаджимет Сафаралиев. — Поправки в законодательство могут быть внесены уже осенью.

Насколько обоснованным будет возвращение сирийских черкесов, которые уже полтора века живут в реалиях совершенно иной культуры и государственности?

 

— Я начал обращать внимание на так называемый черкесский вопрос, когда большинство экспертов делали вид, что его нет вовсе, – говорит главный редактор журнала «Вопросы национализма» Константин Крылов. – Надо понимать, что предки нынешних черкесов покидали свою историческую родину полтора столетия назад без всякого энтузиазма. Это была та часть черкесского (адыгского) народа, которая отказалась признать власть русского царя. Уходили они при довольно трагических обстоятельствах. Хотя я не называл бы это депортацией или тем паче геноцидом.

В случае возвращения сирийских черкесов возникает прецедент для возвращения всех остальных черкесских диаспор, проживающих в разных странах мира. (Только в Турции число черкесов по разным оценкам насчитывает от 180 тысяч до 6 миллионов – «СП»). Причём речь идёт именно о возвращении народа или народов, а не о принятии гражданства в частном порядке отдельными представителями этих этносов. Притом что у нас на Кавказе на одни и те же земли и сейчас зачастую претендуют разные народы. Пуская туда сирийских и прочих черкесов, мы рискуем усугубить эту проблему.

Если уж и пускать представителей этого этноса в Россию, необходимо юридически оформить это примерно так, как было сделано на Западе при признании независимости Косово: данный факт –исключение, не опровергающее правило. То есть можно обсудить возможность возвращения сирийских черкесов, никак не увязывая это с возвращением турецких или иорданских черкесов.

В любом случае, прежде чем принимать какое-то решение, необходимо провести широкое общественное обсуждение. Это не должно обсуждаться келейно, где-то в чиновничьих кабинетах. Ведь понятно, что при той нехватке работы и земли, какая есть на Кавказе, многие из нынешних сирийцев могут очень быстро оказаться в Москве и других крупных городах. Пока на Кавказе такая напряжённая ситуация, я бы не торопился с переселением туда каких бы то ни было этносов. Не говоря уже о такой «мелочи», что возвращение черкесов на Кавказ, если оно состоится, произойдёт на фоне не прекращающегося оттока русских из региона. Это, скажем мягко, не очень хорошо будет выглядеть.

«СП»: — Так называемый проект «Великая Черкессия», которая по замыслу некоторых черкесских «активистов» должна охватить весь Западный Кавказ – это из разряда политической фантастики?

— Это всё абсолютно серьёзно. Как мы видим, переселение черкесов может сыграть на руку авторам этого проекта. И мне иногда кажется, что главные лоббисты этой идеи находятся в Кремле и окрестных зданиях. Непоследовательность российской власти создаёт в этом регионе много проблем. С одной стороны нам говорят, что без Кавказа России никак не прожить. Это наш опорный пункт на юге, поэтому надо вкачивать сюда триллионы рублей. С другой стороны, закрывают глаза на исход русских из национальных республик. Надо или признать, что без Кавказа мы вполне обойдёмся, или всячески поддерживать живущих там русских.

 

— Сирийские черкесы – не россияне и никогда ими не были, – говорит политолог и историк Александр Севастьянов. – Это совершенно иные люди со своими представлениями о норме, о том, что такое хорошо и что такое плохо. Кроме того, они потомки тех, кто сознательно отказался жить с русским народом. Это была вынужденная эмиграция после того, как стало понятно, что сопротивляться русской армии бессмысленно. К черкесам принадлежит несколько субэтносов. Например, шапсуги. Их к середине 19 века проживало на Кавказе 300 тысяч человек. Подавляющее большинство из них ушли в Турцию. Здесь осталось около 10 тысяч человек. Можете представить себе, с каким чувством обиды и даже ненависти к русским они уезжали со своей родины. Эти антирусские настроения «настаивались» из поколения в поколение полтора века, как коньячный спирт в бочке. Привозить сейчас таких черкесов на Кавказ, который и без того напоминает пороховую бочку – безумие.

Мне кажется, что у нас вообще очень странное представление о том, кто такие соотечественники. На мой взгляд, необходимо признать соотечественниками только представителей коренных народов России. И обязательно надо оценивать, как они относятся к основному народу России – русскому. Потому что, как говорил Лев Николаевич Гумилёв, есть комплиментарные народы, способные дружить и сотрудничать друг с другом, а есть народы, у которых за века совместного существования накопилась большая конфликтная история. И увеличивать число тех, кто не комплиментарно относится к русским, как вы понимаете, очень опасно.

Несколько более миролюбиво к сирийским черкесам настроен президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский.

— Надо понимать, что черкесы, как и армяне, как и шииты, и христиане находятся сейчас перед угрозой геноцида. В этих условиях любая группа населения адаптируется хоть в России, хоть в Бразилии.

«СП»: — Стоит ли звать сюда людей с иным менталитетом?

— На территории Российской Федерации проживают народы, которые откуда либо пришли. Например, калмыки или немцы Поволжья. Вопрос о том, адаптировались ли в нашу действительность Греф, Миллер или Кирсан Илюмжинов, на сегодняшний день не стоит. Соответственно, в первом поколении сирийские черкесы будут привыкать к нашим реалиям, но уже через полвека вопрос этот будет практически снят с повестки дня. Будут ли среди этих черкесов – террористы, исламисты и сторонники политического ислама? Вполне возможно. Ну, так это уже дело спецслужб, выявлять их.

 

Профессор Адыгейского гуманитарного НИИ Батырбий Берсиров считает, что придать сирийским черкесам статус наших соотечественников просто необходимо.

— Во-первых, Кавказ — это их историческая родина. Во-вторых, община сирийских черкесов, наиболее близка России. Тысячи её представителей заканчивали советские и российские университеты. Многие из них в 60-70-е годы вступали в компартию. Это люди, расположенные к нашей стране. Они сохранили свой язык в хорошем состоянии, и поэтому их приезд не будет создавать никакого дискомфорта российским черкесам – ни в материальном, ни в культурологическом плане.

«СП»: — Не будет ли каким-то образом проявляться обида сирийских черкесов за то, что их предков в своё время вынудили уйти с Кавказа?

— Адыги – достаточно толерантный народ. Они не воспринимают прошедшую историю как предлог для каких-то претензий к русским. Я часто общался с сирийскими черкесами, бывал в Сирии и видел, что никакой обиды у них нет. А стремление вернуться на историческую родину у них не угасало никогда. В 90-е годы их останавливала нестабильность в нашей стране. Кроме того, их ничто не подстёгивало. А сейчас, после двух лет гражданской войны, они готовы вернуться к нам. Сотни семей уже приехали. Они стремятся своим трудом обеспечить своё существование, некоторые даже отказываются от помощи государства при обустройстве. Живут в аулах, в Майкопе. Занимаются сельским хозяйством, строительством. Есть среди них и учёные, врачи. И никакой враждебности среди тех, кто уже приехал, нет.

«СП»: — По вашим оценкам, примерно какое число черкесов может приехать к нам из Сирии?

— Дают самые разные оценки, как сильно завышенные, так и заниженные. По моим прикидкам, число черкесов в Сирии колеблется на уровне 50-60 тысяч человек.

Источник: svpressa.ru

03.06.13.