Главная » Все Новости » Главная новость » Новый российский ГУЛАГ

Новый российский ГУЛАГ

Над Россией раскачивается маховик политических репрессий

Наш новый ГУЛАГ

По подсчетам правозащитного общества «Мемориал», с начала нынешнего года в стране жертвами политических репрессий стали почти 800 гражданских активистов. Из них каждый третий – в регионах Юга России.

Всем рот не заткнешь!

Правозащитное общество «Мемориал» дважды в месяц обновляет свой мониторинг политических преследований в России. Правда, в статистику включаются лишь факты административного (неуголовного) давления – задержания, обыски, проверки документов, доставления в полицию, пытки…

Так вот, по подсчетам «Мемориала», с начала нынешнего года подобным репрессиям подверглись почти 800 человек, из которых две трети – участники различных акций в Москве. Причем в общую статистику включают все цвета политического спектра: ЛГБТ-активистов, националистов, экологов, леваков, общественных наблюдателей на выборах. Подход, кстати, правильный – ведь власть боится всех одинаково сильно, поэтому и омоновцы «винтят» всех одинаково остервенело.

Почти две сотни человек, оказавшихся на страницах мониторинга, – это ставропольцы. 28 января в центре Невинномысска, около здания администрации планировалось провести несанкционированный митинг националистов: полицией для проверки документов был задержан 141 предполагаемый участник акции. Из их числа многих привлекли к административной ответственности за мелкое хулиганство, нахождение в общественном месте в состоянии опьянения, ношение холодного оружия, нарушение миграционного режима.

Спустя меньше двух недель, 9 февраля, уже в Ставрополе полиция задержала 54 националиста, которые вышли на несанкционированный «народный сход» в центре города, на площади Ленина. Всех задержанных доставили в отдел полиции и отпустили после проверки документов. А организаторов акции, представителей незарегистрированной партии «Новая сила» Оксану Борисову и Илью Карцева привлекли к административной ответственности по ст. 20.2 КоАП РФ, оштрафовав на 10 тысяч рублей.

Столь массовые задержания вызвали противоречивые отклики в обществе. Одни поддержали жесткие действия полиции, другие, напротив, посчитали, что такие «зачистки» без разбору правых и виноватых лишь ожесточают общество, настраивают молодежь против всех. Правда же в том, что власть и правоохранители должны действовать превентивно, не доводя ситуацию до точки кипения, когда люди толпами валят на площади.

Жгут, режут, убивают…

К числу таких «превентивных» акций можно отнести возбуждение уголовного дела против националиста Дмитрия Чернова из города Лермонтова, организатора нескольких протестных акций. («Кавказская политика» уже подробно изучала его бурную политическую биографию.)

Чернов был задержан 27 февраля, вскоре после акций в Невинномысске и Ставрополе.

Причем по ходатайству следствия ему была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу в пятигорском сизо «Белый лебедь». Чернова обвинили в злостном уклонении от уплаты алиментов, и хотя государственное обвинение в лице прокуратуры требовало для него 8 месяцев заключения, Пятигорский городской суд приговорил его лишь к двум месяцам. Сам Чернов и его сторонники, разумеется, считают дело политически мотивированным.

И если уголовное дело на лидера краевых националистов – штука крайне противоречивая, есть и более однозначные ситуации.

В начале января отдел экономической безопасности пятигорской полиции возбудил уголовное дело против координатора краевой экологической организации «Солнечный патруль», градозащитника Михаила Паршина. Его обвинили в использовании контрафактных программ.

Закон, конечно, един для всех, и мало ли кто сегодня на просторах Кавминвод не использует пиратские Windows. А попался именно Паршин. Да еще и в тот момент, когда «Солнечный патруль» сам готовился заявление в МВД против застройщиков-захватчиков Комсомольского парка. Участок под застройку в парке Пятигорский горсуд легализовал на основе тоже своего рода контрафактных бумаг – фальшивых заключений экспертов.

В начале мая полиция возбудила уголовное дело по клевете против кавминводского правозащитника Николая Кюльбякова. Он появился в телепередаче «Момент истины» а «Пятом канале», прокомментировав ситуацию с коррупцией в Предгорном районе, после чего заявление на Кюльбякова хором накатали несколько районных начальников. Знают кошки, чье мясо сожрали.

Следователь назначил правозащитнику… вдумайтесь только – принудительную психиатрическую экспертизу. После чего Кюльбяков был вынужден удариться в бега, чтобы не попасть в жернова репрессивного следствия. Сейчас за реабилитацию правозащитника бьется его брат, которому даже удалось встретиться с председателем Следственного комитета РФ Александром Бастрыкиным.

А вот самый циничный и чудовищный случай. 18 мая было совершено покушение на руководителя экологической организации «Эко-Минералъ», редактора газеты «Сельсовет» Николая Потапова. Спустя три дня после покушения он скончался в больнице.

Потапов расследовал незаконную продажу земель в Предгорном районе. Ту самую, которая стоила кресла главе администрации Александру Майдану, недавно осужденному за преступную халатность: более 400 гектаров глава «подарил» своей теще. За последние годы дом Потапова в Пригородном сельсовете обстреливали, поджигали, его жену избили, о чем правозащитник писал в Следственный комитет и полицию. Но помощь к нему так и не пришла.

Контрольный выстрел

В других регионах Юга России ситуация с гражданским обществом, разумеется, не лучше. Например, в Краснодаре преследования «несистемных» общественных организаций и отдельных активистов носят постоянный характер. Это неотъемлемая часть внутренней политики губернатора Александра Ткачева, который чувствует себя настоящим «батькой» и готов, наверное, шею свернуть любому критику.

Чаще так и получается. Краснодарский край на весь мир прославился (вернее, ославился) после фабрикации уголовного дела против эколога, члена Координационного совета российской оппозиции Сурена Газаряна. Того самого, который боролся против строительства в заповедниках Черноморского побережья элитных дач для православного патриарха, президента, самого кубанского губернатора. Сейчас Газарян получил политическое убежище в Эстонии.

Но самой омерзительной в этом ряду является история преследования Михаила Саввы – ученого и правозащитника, до недавнего времени руководителя Общественного совета при краснодарском ГУ МВД. Мне посчастливилось несколько раз встречаться с этим человеком – блестяще эрудированным, умным, интеллигентным, всегда доброжелательным и закоопослушным. Уверен, все, кто хоть раз видел его, отзываются только положительно.

И вдруг оказалось, что Савва – махровый аферист. Присвоил, мол, часть бюджетного гранта. Да такой опасный преступник, что его вскоре после ареста заключили под стражу (срок заключения недавно был продлен аж до 11 августа). Расследует дело не абы кто, а сотрудники ФСБ, которым как никому другим подходит эпитет «мастера заплечных дел».

Правозащитное общество «Мемориал» уже признало Михаила Савву политическим заключенным. Очередь – за Amnesty international, но это лишь дело времени.

Уголовное дело Саввы с каждым днем все сильнее напоминает фарс. Савву задним число исключили из состава Общественного совета при губернаторе Краснодарского края по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека.

12 апреля во время проведения одиночного(!) пикета около здания краевого управления ФСБ был задержан журналист «Кавказской политики» Андрей Кошик, однако затем отпущен из предъявления обвинений. И без извинений, разумеется. Этот случай, кстати, «Мемориал» тоже включил в статистику политических репрессий в России.

27 июня краевой парламент отправил «на покой» регионального омбудсмена Александра Козицкого, который активно выступал в защиту Михаила Саввы.

Из всего этого становится понятно, что уголовное дело против профессора Саввы – это такая же лакмусовая бумажка для гражданской и политической зрелости всего Юга России, как в свое время была деятельность людей масштаба Магомеда Евлоева, Хаджимурада Камалова или Натальи Эстемировой.

Отдел мониторинга

Chechenews.com

14.07.13.