Предлагаем вниманию читателей ранее нигде не публиковавшееся интервью Джохара Дудаева, переданное в эфире «Радио Свобода» в марте 1994 года. Публикуется в переводе на русский язык из эфира чеченской редакции «Радио Свобода».
Мартанов Баудди: Насколько оправданы слухи в Москве, что Вас «уберут с поста»?
Джохар Дудаев: Я к этому отношусь, как в тех случаях, когда желаемое выдается за действительное. Это очередной шантаж. Они хотят испугать Дудаева и народ, который стал за ним в борьбе за свою независимость. Здесь рассчитан каждый шаг. Это устаревшая информация. И нам известны все лица, которые стоят за этим.
То, что мы выбрали для себя независимость этого уже не изменить. Народ поймет меня и кого угодно: если они к нам придут со злом, то мы отрубим им головы. Они сами выбрали для себя это, а мы отстояли право выполнить волеизъявление нашего народа. Игры, связанные с тайпами и группами, дальше уже не пройдут. Так что, это был обычный рядовой шантаж, когда они говорят: «если Дудаев не остановится, то он лишится своей должности».
Да, Дудаев давно уже ждет только смерти. Меня ни смертью, ни этой властью трудно пошатнуть. Это бессмысленное занятие. Те люди, которые хотят меня испугать, должны были знать, что будет с ними после этого. Да, в первую очередь их головы полетят. Они на самом деле должны были бы меня беречь эта Россия и ее так называемые лидеры. Они столько смертей, страдания и горя принесли нашему народу, столько детей оставили сиротами. У них руки в крови. Так что, им меня надо беречь. После меня их будут вешать на первом суку.
Мартанов Баудди: Сколько будет продолжаться противостояние между чеченцами, деля себя на «позицию» и «оппозицию»?
Джохар Дудаев: Противостояния уже, по сути дела, нет. Позиции полностью выяснены, а оппозиции как не было, так и нет. Берш мерхцалгаш ю, талорш дина зулумхой бу. Больше никакой оппозиция для чеченского народа, против его воли и его государства, на этой земле Всевышний не оставил.
Мартанов Баудди: Допустим это так, а вот сможете ли Вы, не договорившись с Москвой, построить свое государство?
Джохар Дудаев: И никакого противостояния с Россией нет. Есть разные позиции. В России идет буквально грабеж народа. Причем, бесперспективный для возвращения к нормальной жизни населения. Полным ходом идет грабеж и уничтожение своего народа. Такие же люди, что и в России, хотят стать здесь хозяевами и за счет этого обогатиться. В этом у нас и не сходятся с ними позиции. Вот что мы видим. У нас жизнь заработала. Мы приняли государственную программу для роста нашей экономики. Нашли формулу реформирования экономики, социальной жизни и других сфер. Нашли ключ к решению многих задач. Вот это и не нравится тем, которые планировали здесь быстро расхватать, стать богатыми, а народ пустить по миру.
Мартанов Баудди: Надо же показывать свое желание жить в мире. Так почему Вас не устраивает такой же Договор, который заключил с Россией Татарстан?
Джохар Дудаев: Я не знаю содержания Договора между Россией и Татарстаном, но могу заверить, что в проекте предлагаемого нами договора премьер-министр России не нашел ни одной запятой, под которой сейчас нельзя было бы подписаться. Дело стоит за решением президента России. Мы со своей стороны готовы, учитывая сложный переходный период в России, без всякой конфронтации идти на уступки в решении любых вопросов. В одном мы неизменны это наша независимость. А в остальном мы можем договориться.
Как бы мы не хотели, мы не сможем разорвать полностью связи. А для Росси это вдвойне сложней. У них все виды коммуникации проходят через нас: железные дороги, главные трассы, энергетический потенциал, добыча нефти и газа, и другое. Если все это отрезать, мы сможем прожить без этого, даже и процветать. А вот Россия пострадает от этого. Как бы там ни было, мы не можем заявить, что мы отказываемся от мира с Россией. Так как России нужна наша помощь, она нуждается в нас. И мы готовы оказать ей эту помощь, и оказываем. На все ее диверсии и провокации мы отвечаем только доброжелательностью и порядочностью.
Мартанов Баудди: Следующий вопрос связан с Вашим решением о том, что отныне наше государство будет называться Ичкерия. Правильно ли, когда такое решение принимает один человек, и как я должен теперь называть себя чеченец или ичкериец?
Джохар Дудаев: Конечно, этот разговор не кратковременный, а чисто научно-дискуссионный. Никто не отнимает ни у тебя, ни у меня право писать в своем паспорте национальность чеченец, татарин, русский, грузин. Это право любого человека. Мне становится стыдно, когда я со всех сторон получаю письма с надписью Грозный, Чечня, Главе администрации. Нет такой территории Чечня. И в чеченском этносе, и в национальном понятии нет такого Чечня. Это как собаке навязанная кличка. Многие этого стыдятся, а я больше всех, потому что со всех уголков мира получаю документацию. Чтобы нас не оскорбить, уважая нас, в других государствах стали называть нашу республику Чеченией, Чеченистаном.
Чтобы другим государствам и нам было легко поддерживать связи, я принял такое решение. Это решение было принято на Заседании Кабинета Министров, где я привел неоспоримые доказательства тому, что мы должны избавиться от этого позорного названия. Я всего лишь поменял название «Чечня» на «Ичкерия». Народ с пониманием отнесся к этому решению. Как я был приятно удивлен, когда через день после этого я увидел в печати, в письмах, а также услышал по телевидению вместо «Чечня» «Ичкерия». Хвала Всевышнему, что мы избавились от этой позорной клички. Вопрос окончательно и полностью закрыт. «Чечни» больше нет!
Chechenpress, Отдел СМИ, 25.04.06
Chechenews.com
18.04.17.