Главная » Все Новости » История » Алибек — Хаджи Алдамов: Мы виновны в лишь том, что не сумели восстановить дарованную Богом нам свободу»

Алибек — Хаджи Алдамов: Мы виновны в лишь том, что не сумели восстановить дарованную Богом нам свободу»

В 1877 году в «покоренной» Чечне вспых­нуло всеобщее народное восстание под руководством Алибек — Хаджи Зандакского.

50-летнее беспрерывное усилие и огромные жертвы России для покорения Север­ного Кавказа были опять сведены на нет. Сосредоточе­нием огромных военных сил на маленьком участке, где буквально на одного жителя Чечни приходилось до 15 оккупационных солдат, это восстание было подавлено только через год под руководством генерала Свистунова.

Вожди восстания в количестве 28 человек, среди которых кроме 26-летнего Алибек — Хаджи и 70-летнего Ума Зумсоевского находился сын последнего гвардейский офи­цер Дада Зумсоевский, были преданы военно-полевому суду.

Когда председательствующий суда, генерал, задал всем трафаретный вопрос: признают ли они себя винов­ными перед законом империи, то подсудимый Алибек — Хаджи от имени своих соратников ответил:

«Мы призна­ем себя виновными только перед Богом и чеченским на­родом, что, несмотря на понесенные жертвы, мы не сумели восстановить дарованную Богом нам свободу».

Будучи приговорены к смертной казни через повешение, из 28 человек только один воспользовался правом подать про­шение о помиловании русскому императору. Но и тому было отказано в помиловании.

Когда перед повешением приговоренным была предоставлена возможность вы­сказать свое последнее пожелание, то и здесь нашелся лишь один, имевший просьбу, а именно — старик Ума Зумсоевскии:

«Тяжело видеть старому волку истерзываемого щенка—прошу повесить меня раньше моего сына».

Царский суд был не настолько великодушным, чтобы уважить просьбу старика: сына и отца повесили на од­ной веревке.

Вот имена казненных:

Алибек-Хаджи из Симсар

Нурхаджи-Кусум из Чечен-Аула

Хусейн-Хаджи из Акты-шакх

Газурко из Гурты-котар

Губахан из Гули

Курко из Ведено

Лорсан-Хаджи из Махкеты

Митта из Чеберлоя

Дада Залмаев из Чеберлоя

Ума-Хаджи из Дзумсоя

Дада (сын Умы) из Дзумсоя

Один из очевидцев казни позже писал в своих воспоминаниях: «Меня поразило спокойствие, с которым эти люди умирали!»

Все казненные были зарыты на месте казни в общей яме в городе Грозном.

Chechenews.com

11.08.17.