Главная » Все Новости » Главная новость » «Ангелы Грозного» залечивают раны русско-чеченской войны в Финляндии

«Ангелы Грозного» залечивают раны русско-чеченской войны в Финляндии

1475378143534

В странах ЕС находится приблизительно 150 000-200 000 чеченских беженцев Семья Гатаевых все еще надеется вывезти приемных детей  из Литвы.

Чеченская супружеская пара, Малик и Хадижат Гатаевы, продолжает бороться, чтобы забрать подопечных детей из Литвы. «Наша жизнь состоит из одного ожидания и терпения в разлуке. Хочу только одного — чтобы мы все могли бы жить вместе», — говорит Хадижат Гатаева за кухонным столом у себя дома в Хельсинки.

Известная в Финляндии как «Ангелы Грозного» семья получила убежище в 2012 году. Они опекали детей, пострадавших в чеченских войнах, с 1990-х годов. Трое родных детей также присоединились к своим родителям  в Хельсинки. Часть приемных детей осталась в Литве.

Шрамы, оставленные войной,заживают медленно, несмотря на то, что позади годы будничной жизни в Хельсинки. Дни заполняются восстановлением, терапией и учебой детей в
школе. В ноябре Малик Гатаев пойдет на курсы изучения финского языка.

О Чечне напоминают только сушащиеся под потолком на веревках куски говядины, накрытые белой марлей. В 2009 году Гатаевы сидели в тюрьме в Литве. В Скандинавии весть о приговоре была встречена с удивлением. Гатаевы были известны своей благотворительной деятельностью, по документальному фильму режиссера Пирьo Хонкасало «Три комнаты
меланхолии» и книге норвежской писательницы Осне Сейерстад «Ангелы Грозного».

В Литве они были приговорены к десяти месяцам лишения свободы за «жестокое обращение с детьми». Затем срок заключения в тюрьме был продлен еще на три месяца.
Контакты с детьми были прерваны. «Мы были в шоке. Хадижат плакала, я пытался успокоить ее», — рассказывает Малик Гатаев.

После одиннадцати месяцев тюремного заключения они были освобождены. Все еще не ясно, в чем была суть всей ссоры. Гатаевы признают, что Хадижат ударила совершеннолетнюю дочь по ягодицам зонтиком, а Малик угрожал применить насильственные меры к убегающей из семьи девочке.

Они считают конфликт семейной ссорой, которая касалась совершеннолетнего ребенка, уходившего из семьи, чтобы начать свою «взрослую жизнь». Однако прокурор потребовал для них до пяти лет тюремного заключения. По-видимому, их преследовали литовские службы безопасности. Поговаривали о причастности российских спецслужб к этому делу.

Гатаевы вырастили и воспитали десятки и десятки детей, пострадавших от войны, начиная с 1996 года, когда закончилась первая русско-чеченская война. Дети-сироты и
брошенные дети обитали в развалинах Грозного. Временная комендатура приказала медсестре Хадижат Гатаевой и водителю машины медперсонала Малику Гатаеву заняться
размещением детей.

По разным оценкам, в первой, а затем во второй русско-чеченской войне погибли по меньшей мере десятки тысяч мирных жителей. Россия официально объявила об окончании военной операции в 2009 году, но насилие и нарушения прав человека не прекращаются.

Последствия этого видны как в России, так и в Европе. В 2014 году в странах Европейского Союза находилось около 150-200 тысяч чеченских беженцев. Из России и стран ЕС, а также из Грузии выехало много чеченцев для участия в боевых действиях в Сирии, в том числе в рядах террористической организации ИГ.

Малика Гатаева оскорбляет, что ислам слишком легко ассоциируется с кровопролитием. Он говорит о том, как учил своих детей, что сирийская война — не их война. Спасая детей от гибели, Гатаевы вывозили их в Ингушетию, Украину, а затем в Литву. Некоторые из них все же остались в Чечне. Большинство детских домов Гатаевых военного периода теперь закрыты, а дети помещены в семьи или интернаты.

Еще трое детей из детского дома Гатаевых находятся в школе-интернате под управлением чеченской администрации. «У меня есть связь с ними. Они говорят, что все хорошо:
есть еда, одежда и игрушки. Я не задаю им вопросы о тяжелых вещах», — говорит Малик Гатаев. На родине Малик Гатаев не был с 2006 года. В Финляндии ему нравится практически все, и особенно — действующая в стране правовая система.

«Я хотел бы уже выйти на работу». Малик Гатаев хочет надеяться, что Чечня будет в чем-то похожа на Финляндию. Он рад, что его  дети могут расти в Финляндии.

Anneli Ahonen

Перевод google

Источник: www.hs.fi

Chechenews.com

10.10.16.