Главная » Новости » Бывший кадыровец выдал тайну Кремля о подготовке сухопутной операции в Сирии

Бывший кадыровец выдал тайну Кремля о подготовке сухопутной операции в Сирии

content_15871656_367279786969390_8813801851349108041_n

Один из сотрудников бывшего специального полка МВД им. Ахмата Кадырова (более известного как батальон «Север» и входящего ныне в состав 46-й отдельной бригады оперативного назначения (ОБРОН) Федеральной службы войск Национальной гвардии (ФСВНГ), переслал «Новой газете» две брошюры. По свидетельству источника, эти брошюры распространяются среди военнослужащих батальона «Север» сотрудниками отделения по работе с личным составом 46-й ОБРОН ФСВНГ.

Петр Саруханов / «Новая газета»

«Визуальный переводчик» с арабского

Первая брошюра называется «Визуальный переводчик (Сирийская Арабская Республика)». На обложке брошюры изображена эмблема вооруженных сил Министерства обороны — красно-бело-синяя звезда. Данная брошюра выглядит как цветная раскладка. Информация представлена в виде тематически структурированных картинок: карта Ближнего Востока, карта Сирии, перевод на арабский (транскрипция по-русски) чисел и фраз, необходимых для общения с местными жителями и получения от них информации о местоположении, вооружении и действиях противника. Той же цели служат тематические картинки, которые позволяют описать внешность (расу, рост, пол, возраст и одежду людей), сориентироваться в звании военнослужащего сирийской армии (по погонам с разным количеством звезд и планок), определить принадлежность к незаконному вооруженному формированию, конкретный образец военной техники, вооружения, объект транспорта и проч. Это наглядное пособие — максимум иллюстраций, минимум текста — видимо, должно способствовать ориентации на местности российских военнослужащих и установлению контакта с местными военными и гражданскими лицами.

Фото брошюры
Оборотная сторона — с подробными подсказками, помогающими описать любое событие

 

Обложка брошюры

 

Эмблема на обложке — характерная звезда — скорее всего, свидетельствует о том, что данная брошюра подготовлена соответствующим подразделением Министерства обороны.

«Мины!», «Хлор!» — вокабуляр брошюры
От «Мне нужно…» до «Помогите!» — вокабуляр брошюры
Ради безопасности бойцам запрещено пользоваться соцсетями «Вконтакте» и «Одноклассники» (рис. 2), брать еду у местного населения (рис. 4) и ходить босиком (рис. 8). Отдельно — реклмендации по питьевому режиму.

Специалисты, с которыми консультировалась «Новая газета», сравнили эту брошюру с памятками воинам-интернационалистам, воевавшими в Афганистане. Такие памятки, кодексы воинов-афганцев, легко найти в интернете. При составлении «афганских» памяток был использован аналогичный принцип подачи информации: иллюстративный ряд доминирует над текстом; в них также дается необходимая для ориентации географическая, политическая, лингвистическая, правовая и т.п. информация.

Вторая брошюра

Второе практическое пособие, переданное «Новой газете» источником, представляет собой белую десятистраничную брошюру формата А5 и почти не содержит иллюстраций. Называется она «Рекомендации военнослужащим при выполнении задач в Сирийской Арабской Республике».

Брошюра содержит несколько глав, в которых дается краткая информация о стране, где ведутся боевые действия: географические сведения, язык, праздники, валюта, обычаи.

В этом плане рекомендации опять очень сильно напоминают те, что получали советские воины-интернационалисты в Афганистане. Вообще разработчики брошюры позаимствовали у советского военного агитпропа многое: вплоть до абзацев про голый торс, с которым не следует ходить даже на пляже. При этом практических советов, полезных в новых обстоятельствах, крайне мало. Один из, вероятно, главных и универсальных такой:

выдержка из брошюры

«В случае если кто-то из сирийцев повел себя неадекватно, например, обсчитал, нагрубил или попытался пристать, то можно произнести слово «мухабарат». Оно означает что-то вроде «организация государственной безопасности, разведка, полиция». При этом упоминании местные жители обычно пугаются и затихают»

(орфография оригинала сохранена — Ред.).

Насколько удачным является такой практический совет и насколько он действительно может обеспечить безопасность представителя российского военного контингента в Сирии — вопрос спорный. «Мухабарат» — это общее название для многочисленных сирийских спецслужб, которые заслужили самую мрачную репутацию у населения Сирии. Именно жесточайшие действия сирийских спецслужб в 2011 году привели к началу гражданской войны в стране; эти действия (незаконные аресты, пытки, казни, расстрелы гражданского населения в ходе демонстраций и др.) международная правозащитная организация Human Rights Watch квалифицировала как преступления против человечности.

В ходе длящейся уже пять лет гражданской войны в Сирии, в которой Россия, по сути, заняла одну из сторон конфликта, особо «прославилась» «Шибиха» — полувоенное формирование, состоящее из добровольцев-алавитов. Алавиты — религиозное ответвление в шиизме, к нему, как известно, принадлежит и президент Сирии Башар Асад.

«Шибиха» — это отряды ополчения, которые превратились в главные карательные силы сирийского режима. В настоящее время именно «Шибиха», а также наемники из Афганистана, Пакистана и, самое главное, Ирана (шиитская страна) проводят жестокие масштабные зачистки на территориях, отвоеванных у Сирийской Свободной Армии, которая представляет вооруженную оппозицию правящему режиму. Эти зачистки, по мнению международных экспертов, очень близки к определению «геноцидальных». Причина такой квалификации — в природе конфликта. В конце 2012 года доклад ООН охарактеризовал войну в Сирии как «открыто религиозный конфликт»: ополчение алавитов и его шиитские союзники воюют против преимущественно суннитских повстанческих группировок.

В Сирии правит религиозное меньшинство — алавиты, тогда как подавляющее большинство населения — сунниты.

В данный момент, религиозное меньшинство в Сирии пытается удержать власть над большинством, осознанно делая ставку на демографический фактор (интенсификация усилий по депопуляции, то есть истреблению населения, в той части страны, где антиправительственные настроения наиболее распространены и глубоки).

Об этом, например, пишет в своей статье «Что следует из кровавой битвы в Алеппо?» один из лучших экспертов по Сирии, старший аналитик неправительственной организации «Международная кризисная группа» Ноах Бонси. Другими словами, огромный международный резонанс и критику в адрес России вызвала не столько наша военная помощь в Алеппо, сколько политика режима Асада в отношении мирных граждан и тот факт, что Россия своей помощью создает условия для межконфессиональных зачисток и закрывает на эти преступления глаза. ВВС даже провела аналогию между Алеппо и печально известными событиями в Сребренице в 1995 году.

В брошюре, розданной российским военнослужащим, есть очень толковый абзац: «В Сирии на данный момент сложная политическая обстановка, поэтому воздержитесь от резких высказываний в области политики этой страны либо вовсе не затрагивайте эту тему». Но как тогда стоит оценивать совет военнослужащим идентифицировать себя в качестве сотрудника сирийского «мухабарата»?

Кто разведчик, а кто — шпион?

Во второй части брошюры «Рекомендации военнослужащим при выполнении задач в Сирийской Арабской Республике» даются разъяснения, кого считать участниками конфликта, кто такие комбатанты, ополченцы, наемники, как отличить военного журналиста от шпиона, а шпиона от разведчика. Эти определения весьма замысловаты.

выдержка из брошюры

«В соответствии с нормами международного гуманитарного права любое лицо из состава вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте, попадающее во власть противной стороны в то время, когда оно занимается шпионажем, не имеет права на статус военнопленного, и с ним могут обращаться как со шпионом, то есть его могут подвергнуть уголовному преследованию.

В отличие от шпиона, разведчик, то есть лицо из состава вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте, которое от имени этой стороны собирает или пытается собирать информацию на территории, контролируемой противной стороной, не считается лицом, занимающимся шпионажем, если, действуя таким образом, оно носит фирменную одежду своих вооруженных сил. Таким образом, в случае пленения разведчик имеет право на статус военнопленного».

Из содержания брошюры, которую раздают российским военнослужащим, вытекает важнейший вопрос: какие задачи на самом деле ставятся перед нашими военнослужащими в Сирии, если им необходимо уметь определять, кто есть комбатант, кто наемник, кто шпион, а кто разведчик? Что интересно: в данной брошюре нет ни слова о терроризме, хотя именно международный терроризм и борьба с ним заявлены главной целью военного присутствия России в Сирии.

Кто автор?

Если первая брошюра «Визуальный переводчик» не имеет выходных данных и судить о заказчике мы можем только косвенно — по эмблеме Минобороны на обложке, то вторая брошюра имеет весьма четкие указания на ведомственную принадлежность. А именно — в самом верху обложки брошюры указано: Федеральная служба войск Национальной гвардии Российской Федерации.

Кроме того, на той же обложке присутствуют две эмблемы — эмблема Национальной гвардии и эмблема 46-й отдельной бригады особого назначения войск Национальной гвардии. В состав именно этой бригады входят два чеченских батальона «Юг» и «Север» (среди военнослужащих последнего и были распространены данные брошюры).

На 9-й странице брошюры в конце текста имеется подпись: «Отделение по РЛС 64 ОБРОН». Расшифровывается подпись, видимо, так: отделение по работе с личным составом 64-й отдельной бригады особого назначения. Однако 64-й отдельной бригады особого назначения войск Нацгвардии не существует. Можно предположить, что в данной брошюре допущена опечатка — вместо 46 написано 64. Также возможно другое предположение: ошибка в номере бригады допущена намеренно. В случае если данная брошюра попадает в публичное пространство, эта ошибка даст возможность ведомствам откреститься от нее и назвать фейком. Центральный аргумент очевиден: 64-й ОБРОН ФСВНГ не существует в природе.

«Новая газета» обратила особое внимание на этот момент и перепроверила свой источник. Однако и другие военнослужащие 46-й бригады подтвердили факт массового распространения обеих брошюр среди личного состава, а также факт активной подготовки именно чеченских военнослужащих 46-й ОБРОН Нацгвардии к сирийской командировке. (Важная деталь: 46-я бригада мультиэтнична, доминируют среди военнослужащих бригады лица славянских национальностей.)

Проблема, однако, в том, что национальным законодательством ограниченное использование войск Национальной гвардии в военных конфликтах (в том числе с целью борьбы с международным терроризмом) за пределами Российской Федерации предусмотрено только одним документом — Договором о коллективной безопасности. Но Сирия — не член ОДКБ.

комментарий

Петр Заикин
бывший военнослужащий ВВ МВД РФ, адвокат

— Мне вполне понятно, почему в Сирию хотят отправить военнослужащих Национальной гвардии. Хотя общаясь со своими бывшими сослуживцами, я не слышал о фактах подготовки военнослужащих войск Национальной гвардии для выполнения служебно-боевых задач в Сирии, пока нет доступных сведений о подготовке к сухопутной операции в Сирии военнослужащих войск Нацгвардии в иных регионах, кроме Чечни. («Новой газете» пока не удалось обнаружить распространение этих брошюр в других подразделениях Национальной гвардии. Но может быть, это вопрос времени.Е.М.)

Но вот ситуация с Пальмирой показала, что и без привлечения воздушно-десантных войск, как правило, самых подготовленных в системе Министерства обороны, Россия эффективно помогает Асаду отвоевывать у противника (кем бы он ни был) захваченные территории. Однако удержать эти территории сирийский режим, очевидно, не в состоянии. В отличие от военнослужащих Министерства обороны, «внутренние войска» лучше подготовлены именно для войны в городе.

Для проведения зачисток, для подавления локальных очагов сопротивления, для обеспечения безопасности тыла армии и поддержания полицейского порядка.

Почему начали формирование именно с чеченских батальонов 46-й отдельной бригады Нацгвардии — тоже понятно. Таким образом, будут убиты два зайца. Принято считать, что именно у чеченцев, после двух военных кампаний, больше опыта в подавлении партизанской войны. Это первое. Второе — таким образом могли найти применение «армии Кадырова», которой глава Чечни неосмотрительно напугал всю страну.

Однако проанализировав открытую базу российских нормативных документов, можно четко сказать: правовых оснований для формирования воинского контингента из числа военнослужащих Нацгвардии для использования в Сирии федеральное законодательство России не содержит. В Сирии могут быть использованы только военнослужащие Министерства обороны и подразделений специального назначения ФСБ. К нацгвардейцам это неприменимо.

Если военнослужащие «чеченских батальонов» 46-й отдельной бригады Нацгвардии будут направлены в Сирию именно в качестве «нацгвардейцев», такое решение президента не будет основано на существующих федеральных законах и Конституции России.

Источник: www.novayagazeta.ru

12.01.17.