Главная » Все Новости » Главная новость » Дни Лукашенко сочтены – а как насчет Путина?

Дни Лукашенко сочтены – а как насчет Путина?

События в Беларуси привлекли внимание многих. После объявления результатов президентских выборов белорусский народ воспользовался правом на выражение своего мнения, что заметно пошатнуло позицию Лукашенко.

Теперь все хотят знать – как будут развиваться события в Беларуси? Будет ли свергнут один из последних авторитарных лидеров и могут ли события в Беларуси повлиять на Россию или – может ли Россия повлиять на события в Беларуси?

Чтобы делать какие-либо прогнозы, мы должны смотреть на хронологию событий и их соотношение.

9 августа – после закрытия избирательных участков начинаются акции протеста. Происходят первые столкновения. Против протестующих используются слезоточивый газ, световые и звуковые гранаты и водометы. Задержаны несколько человек.

10 августа – акции протеста распространяются за пределами Минска. Для их подавления используется специальное оборудование. Задержано около 3000 человек, из них 1000 в Минске и 2000 в других регионах Беларуси. Лукашенко заявляет, что реакция на протесты будет соответствующей.

11 августа – акции протеста продолжаются, между митингующими и правоохранительными органами происходят столкновения. Протестующих задерживают, правоохранители применяют физическую силу.

12 августа – Киев официально требует экстрадиции 28 наемников Вагнера, задержанных в Беларуси. Проходят акции солидарности против насилия.

13 августа – акции протеста продолжаются без серьезных столкновений, которые наблюдались в течение первых трех дней. Бастуют работники крупных заводов.

14 августа – протесты продолжаются. Лукашенко заказывает расследование массового задержания протестующих, и более 1000 из задержанных освобождены. Около 7000 человек задержаны, сотни ранены, некоторые скончались. Появляются первые инциденты, когда силы безопасности отказываются применить силу против протестующих. Беларусь освобождает наемников Вагнера.

15 августа – телефонный разговор Лукашенко и Путина. Лукашенко заявляет, что по запросу Россия поможет Беларуси в случае внешних военных угроз. Лукашенко заявляет, что не будет вести диалог по урегулированию ситуации с иностранными посредниками.

16 августа – состоится очередной телефонный разговор Лукашенко и Путина. Лукашенко приказывает перебросить Витебскую десантно-штурмовую бригаду в Гродно на западе Беларуси. В Центре стратегического командования Минобороны Беларуси представители Вооруженных сил объявляют об усилении «военной компоненты» у западной границы страны.

17 августа – поступают сообщения о движении колонн грузовиков из России в сторону Беларуси. Предполагается, что грузовики перевозят подразделения Нацгвардии или ОМОНа. Лукашенко заявляет, что, если протесты не будут мирными, протестующим придется за это ответить.

18 августа – акции протеста продолжаются, выдвигаются требования освободить задержанных. Людей призывают принять участие во всеобщей забастовке, чтобы заставить Лукашенко уйти в отставку. Посол Беларуси в Словакии подает в отставку после того, как выразил поддержку протестующим. Лукашенко обвиняет оппозицию в попытках захвата власти, а также в попытках разорвать связи между Беларусью и ее ближайшим союзником – Россией.

Россия заявляет о готовности оказать помощь Беларуси в случае необходимости. Власти Гродно уступают ряду требований митингующих. Местная полиция приносит извинения за насилие. Самолет ФСБ из Москвы приземляется в Минске с его директором Александром Бортниковым на борту. Очевидцы сообщают, что никто на борту самолета ФСБ не заходил в аэропорт. Пассажиры воспользовались служебным выходом, из которого вышла охрана аэропорта, а это значит, что эти люди не зарегистрировались как въехавшие в страну и не прошли таможенный контроль.

19 августа – Лукашенко заявляет, что воинские части на западе Беларуси находятся в полной боевой готовности. В Совете безопасности Лукашенко приказывает госструктурам «вернуть мирную страну». Министерству обороны поручено следить за передвижением сил НАТО в Польше и Литве и, при необходимости, размещать войска на этих направлениях, особенно с акцентом на Гродно. Министр иностранных дел России Сергей Лавров заявляет, что Беларуси необходимо привлечь иностранного посредника. ОМОНовцы снова начали разгон митингующих в Минске. Комитету государственной безопасности поручено выявить и остановить тех, кто стоит за организацией акций протеста, а также выяснить, кто их финансирует.

Если мы посмотрим на хронологию событий, то увидим, что протесты в Беларуси начались не после объявления результатов, а сразу после закрытия избирательных участков. Следовательно, нельзя утверждать, что протесты были против результатов выборов. Первоначальные фотографии с протестов показали, что столкновения с силами безопасности были в основном молодыми и спортивными мужчинами. Люди, представляющие другие части общества, подключились немного позже.

Это означает, что мы можем предположить, что протесты изначально планировались с целью вызвать беспорядки.

Казалось, что первые протестующие поощряли других людей к участию, после чего протестами была захвачена вся Беларусь. Впоследствии в протестах приняли участие не только физически здоровые мужчины.

Мы можем считать 12 августа поворотным моментом, когда массы людей протестовали против насилия со стороны органов безопасности, и заводские рабочие начали забастовку. Именно здесь Лукашенко попытался деэскалировать ситуацию, объявив, что задержанные будут освобождены и начнется расследование задержаний. Это могло быть вызвано присоединением рабочих к протестам. Но «оттепель» длилась недолго. Беларусь также освободила задержанных наемников Вагнера, и Лукашенко провел несколько телефонных разговоров с Путиным.

Мы также не можем игнорировать тот факт, что изначально российские СМИ весьма неохотно освещали события в Беларуси. Ситуация изменилась, когда Беларусь выпустила наемников Вагнера и Лукашенко позвонил Путину. Если до этого Лукашенко пытался хоть как-то облегчить ситуацию, то впоследствии занял гораздо более «боевую» позицию. Обычно это происходит, когда кто-то вынужден справляться с ситуацией в одиночку, но затем решает попросить о помощи – это придало ему уверенности.

В своих заявлениях о ситуации в Беларуси Россия подчеркнула, что за протестами стоят иностранные государства, и заверила, что будет помогать Беларуси в случае любых внешних «атак». После этих заявлений Лукашенко тоже начинает говорить о внешней угрозе и принимает решения, как если бы угроза была реальной, то есть передислокацию частей и повышение боевой готовности. Это создало иллюзию того, что Беларуси действительно угрожают, и легитимизировало предложение Москвы о помощи в случае внешних угроз.

Москва, основываясь на заявлениях Лукашенко о внешних угрозах, могла бы затем разместить свои силы безопасности в Беларуси – официально для защиты Беларуси от этих угроз, но на самом деле для того, чтобы Лукашенко оставался у власти. Это предположение подтверждается визитом директора ФСБ в Минск. Если бы Россия действительно хотела защитить Беларусь от внешних угроз, визит в Минск совершил бы министр обороны или хотя бы начальник Генштаба, а не директор ФСБ.

Что касается вышеупомянутого сценария, мы можем только догадываться, какую «цену» Лукашенко пообещал заплатить Путину за помощь, но, скорее всего, это будет большая интеграция между Беларусью и Россией, которая приведет к достижению Путиным своей цели стать президентом обеих стран.

Однако такой сценарий может оказаться смертельным для Путина, поскольку недовольство белорусского народа достигло такого высокого уровня, что его нелегко обмануть представлением о том, что «дружественный Путин» помогает Лукашенко. Это означает, что протесты могут перекинуться на Россию, где недовольство людей правлением Путина достигает беспрецедентных высот. Это может создать ситуацию, когда спаситель станет тем, кого нужно спасти.

Несомненно, Россия очень заинтересована в том, чтобы повлиять на события в Беларуси в свою пользу. Мы до сих пор не ответили на вопрос, был ли Кремль ответственен за первоначальную дестабилизацию ситуации. Похоже, белорусский народ, почувствовавший возможность избавиться от Лукашенко, не допустит, чтобы это произошло с помощью России. В таком случае события в Беларуси наверняка повлияют на события в России. Я должен согласиться с тем, что сейчас Путину лучше всего оставить Лукашенко в покое (однако некоторые индикаторы указывают на то, что Путин не собирается этого делать).

Понятно, что Лукашенко у власти не удержится, вопрос в том, сколько он продержится и насколько «суровым» будет его свержение с престола? О том, что его дни сочтены, свидетельствуют многочисленные отставки чиновников со своих постов, а Лукашенко даже потерял контроль над целым городом (Гродно).

После свержения Лукашенко и его клики существует значительная вероятность того, что власть перейдет к кому-то, кто поддерживает политику ЕС и интеграцию в НАТО.

Если раньше Путин прямо или косвенно считал Лукашенко «представителем меньшей расы», то теперь кажется, что именно Лукашенко станет причиной потери Путиным своего влияния или даже своего престола.

В любом случае Путин сейчас на распутье, и ни одно из возможных направлений не сулит ничего хорошего. Таким образом, мы можем быть уверены, что независимо от того, попытается ли Россия повлиять на ситуацию в Беларуси, события в Беларуси обязательно повлияют на будущее России, а точнее – будущее Путина, которое уже не выглядит таким радужным.

Независимый журналист,
Зинтис Знотиньш

Chechenews.com
28.08.20.