Главная » Все Новости » На двух стульях: Кадыров угрожает на чеченском, но дружит на русском

На двух стульях: Кадыров угрожает на чеченском, но дружит на русском

В сети все чаще обращают внимание на противоречия в заявлениях «руководства Чечни» на русском и чеченском языках.

Угрозы убийством, объявление кровной мести оппонентам, критика служивших в Чечне российских военных – для всего этого глава региона и его окружение используют родную речь, в то время как на русском языке их высказывания на эти же темы намного более сдержанные.

Эксперты связали это со стремлением Кадырова соблюдать баланс между недовольством жителей республики и одобрением Кремля.

Из недавних ярких примеров – пост Кадырова в телеграм-канале с критикой чеченских добровольческих батальонов, воюющих на стороне Украины против российских войск. В обращении на чеченском языке он высказал ряд оскорблений и угроз в адрес «председателя правительства непризнанной Ичкерии» Ахмеда Закаева. Тому, кто убьет чиновника в изгнании, он обещал «обеспеченную жизнь» в республике.

«Закаев – в зоне конфликта (в Украине – Прим. ред.). Кто найдет его, тот должен его уничтожить – если вы убьете выстрелом этого козла и приедете домой, я вас обеспечу свободой и на всю жизнь будете обеспечены… Любой из вас может вернуться в Чечню только при условии, что вы снимете штаны с Закаева или выстрелите ему в лоб», – заявил Кадыров (перевод Кавказ.Реалии).

Эмоциональное видеообращение он сопроводил текстовым объяснением для тех, кто не понимает по-чеченски – в нем не были переведены угрозы и публичные призывы к убийству. В прошлый раз чиновник в прямом эфире пообещал «сжечь в синем пламени» Закаева.

«Поиск» военного преступника

С самого работы на посту «главы республики» Кадыров оказался в непростой ситуации – ему приходилось реагировать на требования земляков наказать виновных за бесследные исчезновения, пытки и убийства мирных жителей во время двух войн в Чечне. Российский чиновник Рамзан Кадыров в таких случаях рассказывает об «активной юридической работе» по привлечению к ответственности совершивших военные преступления российских генералов и офицеров.

Так, в 2015 году, отчитывая задержанных молодых людей за «неправильную» форму бороды, глава республики рассказывал им о своих якобы безуспешных попытках найти генерал-майора, заместителя командующего по спецоперациям в начале нулевых в Чечне Александра Студеникина.

«Я его ищу, преследую, говорю: задержите его. Не могу до него добраться. При нем были убийства людей в 2002-2004-м годах. Мы пытаемся до них добраться, подключив всех юристов на этом свете. Тех, с кого есть за что спросить, уже наказали»,  так Кадыров ответил задержанному, попросившему помочь найти похищенного федералами отца (перевод с чеченского – Кавказ.Реалии).

Однако «искать» Студеникина было без надобности – российский военный чиновник нигде не прятался и все это время делал успешную политическую карьеру, занимал высокие должности, включая пост начальника Объединенного штаба Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Более того, Студеникин за свою работу награжден орденами Мужества и «За военные заслуги».

В то же время в присутствии федеральных чиновников и силовиков Кадыров называет служивших в Чечне российских военных «достойными защитниками отечества«, благодаря которым «Чеченская республика живет и процветает».

Кадыров «напуган неизбежным крахом» своего режима, а заявления о попытках наказать военных преступников не подкреплены действиями, уверен учредитель «Ассоциации чеченцев Европы» Аслан Муртазалиев.

«О привлечении военных преступников к ответственности не может быть и речи. Карт-бланш Кадырову был дан только в усмирении чеченцев, но никак не в политике. В борьбе с терроризмом он пытается, прежде всего, убедить себя, а затем и остальных, чтобы оправдать свое предательство», – считает Муртазалиев.

По данным ликвидированного правозащитного центра «Мемориал», насильственных исчезновений во вторую войну в Чечне было от трех до пяти тысяч, но на это количество вынесено всего четыре судебных решения. По словам правозащитника Александра Черкасова, Рамзан Кадыров, наоборот, «привел к лояльности оперативно-розыскное бюро номер два (ОРБ-2)», поэтому в республике «просто некому расследовать эти преступления».

Хрупкий баланс

Сдержанность выступлений Кадырова на русском языке связана со стремлением угодить российским чиновникам, полагает кавказовед, профессор Института политехнических исследований Карлова университета в Праге Эмиль Аслан.

«Дело в том, что Кадыров, с одной стороны, не хочет разгневать силовиков России. С другой стороны, он хочет иметь сильную социальную поддержку в самой Чечне. На это указывает ряд его последних заявлений, в том числе о том, что Чечня уже перевыполнила план мобилизации», – говорит профессор, добавляя, что у Кадырова имеется «блат в Кремле».

Впервые на практику Кадырова демонстрировать на русском лояльность федеральным властям и одновременно критиковать их на чеченском обращала внимание журналистка «Новой газеты» Анна Политковская. В интервью она назвала чиновника «крайне лживым« человеком, пытающимся одновременно угодить и российскому руководству, и чеченцам. Через два дня после этого Политковская была убита в подъезде собственного дома.

Трудности перевода

Чеченский язык Рамзан Кадыров использовал для угроз критикам и правозащитникам, занимающимся правами человека в республике. В ноябре 2019 года чиновник обещал «убивать, сажать и запугивать» всякого, кто «распространяет сплетни, кто сеет вражду и провоцирует». Случай стал резонансным после того, как журналисты опубликовали перевод громких заявлений.

Кадыров тогда оперативно отказался от своих слов, оправдываясь искажением смысла «недоброжелателями», якобы у чеченцев принято в шутку говорить «я тебя убью». При этом носители языка подтверждают, что речь шла именно о прямых угрозах убийством. В Следственном комитете отказались проверять слова Кадырова, также сославшись на их «неверную интерпретацию» в СМИ.

«Неточным переводом« оправдывалось руководство республики и тогда, когда ближайший соратник Кадырова, председатель чеченского парламента Магомед Даудов объявил блогеру Тумсо Абдурахманову кровную месть. Тогда чиновник советовал Абдурахманову «убедиться перед сном, что дверь заперта», а также пообещал «удивительным образом повеселить» его. Когда на это обратили внимание российские и международные СМИ, официальная Чечня вновь нашла крайних – журналистов.

С призывами «отрезать головы» членам семьи правозащитника Абубакара Янгулбаева выступили на чеченском языке чиновники из окружения Кадырова. Однако на этот раз оправдываться в Чечне не стали. На фоне репрессий против Янгулбаевых Кадыров был вызван в Кремль, после чего резкие заявления в адрес семьи прекратились. За уже высказанное никто не был привлечен к ответственности.

Глава республики нарушает права человека и избегает ответственности за это, считает руководитель общественного движения «Толам» Джамбулат Сулейманов.

«Владимир Путин дал Рамзану Кадырову карт-бланш на репрессивные меры в Чечне. Они могут распространиться и по всей территории РФ, но с тем условием, чтобы это не становилось достоянием широкой общественности. Поэтому так заметна разница в акцентах его заявлений на чеченском и русском языках», – сказал Сулейманов.

Сделать «результат»

На чеченском языке Рамзан Кадыров также косвенно подтверждает методы работы местных правоохранителей, о которых многократно сообщали журналисты. На совещании с силовиками, рассказывая об участниках вооруженного подполья в Чечне, глава региона заявил, что правоохранители для результата используют все доступные методы.

«Если он [участник подполья] есть, то он должен уехать или быть мертвым. В нашей республике ему нет места. Потому что днем и ночью вы преследуете, пытаетесь сделать результат, даже задерживая птицу в полете», – рассказал Кадыров на встрече, где силовики отчитались о лучших среди российских регионов показателях раскрываемости преступлений.

Окружение Кадырова использует чеченский язык и для озвучивания цифр, противоречащих официальной линии местной пропаганды. Так, председатель парламента Даудов пожаловался, что жители республики не хотят служить в кадыровских батальонах. Только трое мужчин из 412 малоимущих семей из Аргуна, по его словам, согласились вступить в «Нефтеполк». В ответ на это Кадыров поручил лишать отказавшихся положенной им помощи.

При этом об экономических, социальных и любых других успехах республики чиновники на совещаниях чаще всего отчитываются на русском языке.

www.kavkazr.com

Сhechenews.com

05.10.22.