Главная » Все Новости » Главная новость » Неоконченная битва за Минск

Неоконченная битва за Минск

Наш доморощенный эсэнгэшный диктатор – твердый орешек. Он вам не Пиночет какой-нибудь – слабак, который отдает власть, не получив ожидаемой народной поддержки. Как бы ни проголосовал подведомственный народ, наш авторитарий намерен покинуть президентский дворец только одним способом – ногами вперед. И белорусские выборы это подтвердили.

Отлично понимая, что граждане республики проголосуют против него, Лукашенко сосредоточился, во-первых, на том, как скрыть от белорусов и от всего мира свое позорное поражение и, более того, превратить это поражение в оглушительную победу. И избирком не подвел – с задержкой на экстренную эвакуацию нагло заявил, что за диктатора проголосовало больше 80 процентов. А, во-вторых, Лукашенко нужно было обеспечить переход от «декоративной демократии» к прямому авторитарному правлению с помощью полицейской и военной силы.

ТАСС

Следует признать, он в этом немало преуспел. В день выборов все телекомпании мира были обречены демонстрировать вполне благостные кадры голосования (без километровых очередей из желающих проголосовать, без тетки с «бюлютнями», лезущей из избирательной комиссии через окно). Насколько можно понять, никто из иностранных журналистов на выборах не был аккредитован. А тех, кто прибыл на свой страх и риск, быстро переловили и выслали.

Режиму удалось отключить страну от интернета. Что касается силового подавления, то в ночь после выборов оно, похоже, удалось. Полицейские части сохранили диктатору верность, зверствовали в соответствии с полученными приказами: давили протестующих своей «спецтехникой», забрасывали их светошумовыми гранатами, охаживали их дубинками. Телеграм-каналы сообщают об одном погибшем, сотнях раненых и арестованных.

Все это вовсе не означает, что силовой захват власти прошел успешно. В техническом плане Лукашенко столкнулся с проблемой, с которой сталкиваются все диктаторы, осуществляющие силовой захват. Карателей по определению всегда будет меньше, чем тех, кого они подавляют. Неслучайно, пока в Минске лупили демонстрантов, многие белорусские города находились практически в руках протестующих, полицейские даже не пытались их разогнать. И вовсе не из-за симпатий к антилукашенковским силам. Полицейских в провинции просто было очень мало – все силы были сосредоточены в столице.

Дальнейшее зависит от степени, до которой диктатору удалось разозлить белорусов. От того, насколько их оскорбляет невозможность избавиться от Лукашенко, оставаясь в рамках закона. Если противостояние продолжится, а число протестующих будет нарастать, карательные силы будут постепенно истощаться. Люди в этих ОМОНах и спецназах элементарно устают. Их недостаточно для подавления всей страны. Для диктатора здесь только один выход – устроить расправу настолько чудовищную и кровавую, что она запугает народ по всей стране. То есть в какой-то момент полицейские получат приказ убивать: стрелять в демонстрантов, создавать эскадроны смерти.

И вот здесь еще одна развилка. Захотят ли силовики быть палачами и убийцами? Как мы помним, в 1991-м путч в Москве провалился, когда командующий ВДВ Павел Грачев и командир группы «А» КГБ Виктор Карпухин отказались выполнять полученные приказы и брать штурмом здание Верховного совета. Но этому отказу предшествовали события – в Тбилиси, Вильнюсе и Баку, которые подорвали доверие между советскими силовиками и высшей властью. В ту пору Кремль всячески избегал брать на себя ответственность за кровопролитие, делал из военных козлов отпущения. При ужесточении подавления неизбежно должны возникнуть противоречия между властью и силовиками: велик соблазн переложить на людей в погонах ответственность за какое-то конкретное зверство. Из этого следует, что Лукашенко просидит дольше, если будет брать все на себя. Но так он с каждым днем будет увеличивать ненависть к себе. В общем, Александр Григорьевич сам себя загнал в тупик.

Впрочем, все это совершенно не означает, что падение Лукашенко произойдет быстро. Довольно долго его политические оппоненты гордились тем, что у протеста нет лидеров и внятной организации. Сейчас белорусское общество нуждается в ясной программе действий. Нужно подать понятный сигнал, призвать к всеобщей забастовке или какой-то иной форме протеста. Самое ближайшее время покажет возможности оппозиции и протестный потенциал белорусского общества, который сейчас не очевиден.

Фото: 1. 04.08.2020. Белоруссия. Минск. Военнослужащие во время досрочного голосования на выборах президента Белоруссии на одном из избирательных участков города. Наталия Федосенко/ТАСС
2. 09.08.2020. Белоруссия. Минск. Президент Белоруссии Александр Лукашенко во время голосования на избирательном участке в основной день выборов президента Белоруссии. Наталия Федосенко/ТАСС
3. 10.08.2020. Белоруссия. Минск. Белоруссия. Акции протеста после завершения голосования в основной день выборов президента Белоруссии. Валерий Шарифулин/ТАСС.

4. 10.08.2020. Белоруссия. Минск. Столкновения с полицией после закрытия избирательных участков на президентских выборах. AP Photo/ТАСС

ej.ru

Chechenews.com

11.08.2020.