Главная » Все Новости » «Не признаю воровские законы». Кадыров и криминальные лидеры из Чечни

«Не признаю воровские законы». Кадыров и криминальные лидеры из Чечни

В России «воры в законе», занимающие высшее положение в криминальном мире, влияют не только на представителей преступной среды, но и активно внедряются в сферы общественной жизни, организуют и контролируют незаконный оборот наркотиков и оружия, «крышуют» средний и малый бизнес.

Сайт Кавказ.Реалии рассказывает, как появились чеченские «воры в законе» и как их использует режим Рамзана Кадырова.

Первые чеченские общины в российских регионах начали складываться в 1970-х годах, когда жители республики стали массово выезжать за ее пределы на сезонные работы. Одновременно с этим в Москву и Ленинград потянулись студенты и аспиранты. К 1980-м годам уже сложились несколько центров чеченских диаспор: Москва, Ленинград, Тольятти, Нижний Уренгой, Ростов-на-Дону и другие.

Те чеченцы, которые занялись криминалом, вступали в конфликты с местными бандитами из-за передела теневого бизнеса. В тот период действовали уроженцы республики, которые не были «ворами в законе», но решали многие вопросы в криминальном мире: Николай Сулейманов («Хоза», убит в 1994 году), Леча Альтамиров («Леча-Лысый»), Хож-Ахмед Нухаев («Хожа», пропал в 2004 году), Мовлади Атлангериев («Руслан», убит в 2009 году), Лечи Исламов («Леча Борода», умер в 2004 году), Шамад Бисултанов (погиб в 1997 году).

Особенную роль играют криминальные авторитеты из республики, находящиеся за рубежом

Попытки со стороны «воров в законе» договориться с чеченскими криминальными авторитетами заканчивались заявлениями последних, что те «возьмут, что хотят». Единственный на тот момент чеченский «вор в законе» Султан Балашихинский (Даудов) выглядел миротворцем на фоне своих земляков.

К одним из самых известных чеченских рецидивистов относится Али Мадуев, он же Сергей Мадуев. В СМИ его называли последним бандитом Советского Союза. Он отвергал воровскую иерархию, крал деньги из «общака», а в 1980-х годах начал убивать. На суде ему предъявили обвинения в совершении 60 преступлений.

В начале 1990-х в него влюбилась следователь, которая затем помогла ему бежать, – этот сюжет лег в основу фильма «Тюремный роман». В 1995 году Мадуев был приговорен к расстрелу, который заменили на пожизненное заключение. В ноябре 2000 года его перевели в колонию «Черный дельфин», где 10 декабря того же года он скончался.

«Воры в законе» при Рамзане Кадырове

«Не признаю воровские законы. Когда-то я собрал воров из Чечни и сказал, чтобы оставили свои воровские дела в Чечне. У нас есть законы получше и поважнее», – заявлял в 2020 году «глава Чечни».

При этом известно сразу о нескольких «ворах в законе», живущих в республике. Например, в Чечню после освобождения в Кыргызстане вернулся Азиз Батукаев, осужденный в 2006 году по обвинениям в причастности к убийству, незаконном обороте и изготовлении оружия и организации беспорядков (из-за его освобождения, которое было признано незаконным, осужден бывший президент Кыргызстана).

В 2019 году в Чечню вернулся еще один «вор в законе» – Ахмед Домбаев, также известный как Ахмед Шалинский. К тому времени власти республики контролировали деятельность еще нескольких влиятельных фигур уголовного мира – это Гилани Алиев («Седой»), Ислам Эдильгиреев («Большой»), а также Казбек Дукузов, обвиняемый по делам об убийствах главного редактора русской версии журнала Forbes Пола Хлебникова и бывшего заместителя председателя правительства Чечни Яна Сергунина.

Такого рода людей лучше иметь под рукой, чтобы решать через них свои вопросы в обход закона

Предположения о связях чеченских «воров в законе» с республиканскими властями косвенно подтверждает случай, произошедший в начале 2022 года. Тогда в Турции был задержан уже упомянутый Ахмед Домбаев – позднее стало известно, что он не мог законно покинуть Россию, так как находится в розыске. Беспрепятственный выезд из страны может свидетельствовать о его сотрудничестве со спецслужбами, сообщал источник редакции.

Схожим образом в 2023 году из России, по данным СМИ, уехал чеченский авторитет Гилани Алиев по прозвищу «Седой».

По оценке сайта «Прайм Крайм», в живых и в статусе «коронованных» остаются семеро «воров в законе» из Чечни – это около двух процентов от общего числа действующих лидеров криминального мира России.

Воровской закон противоречит чеченским традициям и исламу, но Кадыров все равно взаимодействует с криминальным миром для усиления своих позиций на федеральном уровне, говорит в беседе с редакцией эксперт по Северному Кавказу Александр Квахадзе, научный сотрудник грузинского «Фонда Рондели».

«Глава Чечни пытается мобилизовать уже существующих чеченских «воров в законе» и криминальных авторитетов и усилить их влияние как в местах лишения свободы, так и на воле. Особенную роль играют криминальные авторитеты из республики, находящиеся за рубежом, с помощью которых Грозный может распространять влияние на чеченскую диаспору», – полагает собеседник.

Другой собеседник редакции, специализирующийся на «ворах в законе» и пожелавший сохранить анонимность, указывает, что чеченцы сформировали криминальные группы в том числе в регионах, где их предки оказались после сталинской депортации.

«В чем выгода с них Кадырову? Какой у них ресурс? Это связи, теневой бизнес. Поэтому такого рода людей лучше иметь под рукой, чтобы решать через них свои вопросы в обход закона», – заключил источник.

  • В отношении главы преступного мира в Тихорецком районе Краснодарского края 48-летнего Игоря Удовиченко (известного как Крамар) завели уголовное дело по статье о занятии высшего положения в преступной иерархии. В 2015 году криминальный авторитет Жора Тбилисский (Георгий Манукян) назначил его так называемым «положенцем» в районе.
  • Суд в Сочи оставил в силе приговор по делу Юрия Долгова – он получил 12 лет колонии особого режима по обвинению в незаконном хранении наркотиков и занятии высшего положения в криминальной иерархии. Вынесенный в конце 2022 года приговор Долгову стал первым в России в отношении «временно исполняющего обязанности» криминального авторитета.
  • Верховный суд Калмыкии признал 37-летнего Церена Боджаева виновным в занятии высшего положения в преступной иерархии и приговорил его к восьми годам лишения свободы в колонии строгого режима с ограничением свободы на полтора года.

www.kavkazr.com

Chechenews.com

27. 05.23.