Главная » Все Новости » В Мире » Последнее слово Джохара Царнаева: судья подтвердил смертный приговор

Последнее слово Джохара Царнаева: судья подтвердил смертный приговор

058151941_5116560

В среду в Бостоне завершилось судебное дело Джохара Царнаева. Он был приговорен к смертной казни. Перед приговором Царнаев воспользовался своим правом произнести последнее слово, и тем самым, наконец, снял завесу молчания, которая отделяла его от жертв теракта. Он извинился за то, что причинил боль и страдание своим жертвам. «Если существует какое-нибудь сомнение, пусть его больше не будет, — сказал он. — Я совершил это вместе со своим братом». Он имел в виду своего старшего брата Тамерлана.

«Я молю Аллаха, чтобы Он пощадил меня, моего брата и мою семью», — сказал Царнаев, которому сейчас уже 21 год. И сцепил руки перед собой. Говорил он тихим голосом с легким акцентом. Он выразил свое покаяние, но ни разу не повернул головы в сторону своих жертв. Он сказал, что он узнал в ходе процесса имена своих жертв, стал различать их лица. Но он не обратился ни к одной из жертв по имени.

«Мне, конечно, очень жаль тех, жизни которых я прекратил. И я потрясен теми страданиями, которые я причинил вам. Тот урон, который я вам нанес, нельзя исправить», — сказал Царнаев.

Далее он продолжал: «Аллах сказал в Коране, что ни одна душа не может быть отягощена больше того, что она может вынести, а вы здесь рассказывали, насколько невыносимой была та боль, которую я вам причинил. Я хотел бы, чтобы больше людей имели бы шанс выступить здесь, но я считаю, что вы высказались и за них».

Обращаясь к тем, кому удалось выжить и кто заполнил зал судебного заседания, Царнаев сказал: «Я молюсь за ваше облегчение, за ваше врачевание, за то, чтобы вы чувствовали себя снова сильными».

Судья Джордж О’Тул сказал Царнаеву, что он поклонялся «жестокости», когда прислушивался к джихадистским «песням сирен» и, когда принял участие в чудовищном деянии. Судья цитировал произведения Шекспира, формально произнося смертный приговор. Решение об этом уже было принято федеральным жюри. «Когда ваше имя будет произноситься, мы будем вспоминать то зло, которое вы нам причинили, — сказал судья О’Тул. — Никто не будет вспоминать, что ваши учителя гордились вами; никто не будет упоминать, что ваши друзья тоже гордились вами и вашим остроумием. Никто не будет говорить, что вы были талантливым спортсменом или что вы выражали сострадание своим друзьям, или что вы уважали женщин больше, чем другие мужчины. Мы будем вспоминать лишь то, что вы убили и ранили невинных людей и что вы это сделали по своей воле и намеренно».

О’Тул вспомнил оперу Верди «Отелло», где Яго пытается оправдать свои козни тем, что он верит «в жестокого бога». Процитировав это место судья продолжал: «Конечно, тот, кто верит, что бог награждает умышленное убийство и ранение невиновных, верит в жестокого бога». Но судья О’Тул тут же заметил, что этим богом не является и не может быть Бог ислама. Все, кто верит по-другому, обмануты.

Если говорить о реакции на последнюю речь подсудимого, то она была неоднородной. Некоторые критиковали Царнаева, считая, что в этом слове не было искренности. Другие придерживались противоположного мнения. Так 23-летний Генри Боргард заявил, что он принимает признание вины: «Когда я на мгновение скрестил взгляды с Царнаевым в суде, то увидел на его месте мальчика. Я верю во второй шанс. Человек, мальчик, который заложил бомбы у финиша марафона был моложе меня».

Джохар Царнаев — первый человек, который получил на федеральном уровне смертный приговор за терроризм с 11 сентября 2001 года.

Царнаев слушал выступления своих жертв и их родных и близких, но пытался не смотреть на них. Вместо этого он часто опускал свой взгляд к полу, т.е. вел себя так, как в ходе длительного судебного процесса.

Билл Ричард, отец 8-летнего мальчика, погибшего от взрыва бомбы в своем выступлении заявил, что подсудимый вместо того, чтобы выбрать добродетель, выбрал ненависть, выбрал разрушение, выбрал смерть. «Все это в нем сидит, — сказал он. — Мы выбрали любовь, мы выбрали доброту, мы выбрали мир». Как известно, семья Ричард просила суд, чтобы он отменил смертный приговор Царнаеву и вместо этого назначил бы ему пожизненное заключение. Такой выбор объясняется двумя соображениями. Во-первых, желанием поскорее вырваться из гнетущей судебной обстановки, потому что тех, кого приговаривают к смерти, не казнят сразу, а иногда держат в тюрьме десятилетиями. Вторая причина в том, что Царнаев, возможно, в ходе пожизненного заключения испытал бы раскаяние за то, что он сотворил. До прошедшей среды Царнаев дал только одно публичное объяснение того, что он сделал. Речь идет о так называемом «манифесте», который был нацарапан им карандашом на борту лодки, где он скрывался 18 часов, прежде чем сдаться полиции.

После вынесения приговора, Джохар Царнаев переходит в руки так называемого Сервиса американских маршалов. Под их наблюдением он будет находиться пока его апелляции не будут рассмотрены. Царнаев находится под очень строгим контролем, которым обычно подвергают арестованных террористов. Это одиночное заключение и никаких контактов с внешним миром, даже с другими заключенными тюрьмы.

Обычно такие преступники отбывают свое заключение в так называемых «супермакс-тюрьмах». Тюрьма супермакс имеется в городе Флоренс (Колорадо), но кроме того имеется еще тюрьма федерального правительства в Терри-Хоуте (штат Индиана).

Дело Царнаева по всей вероятности будет тянуться годами. Суд будет рассматривать одну за другой его апелляции. И даже не известно, будет ли он в конце концов казнен.

Как говорит исполнительный директор информации по смертным приговорам Роберт Данхэм, он ожидает, что апелляции Царнаева продлят ему жизнь по крайней мере еще на десятилетие: «Нельзя предсказывать, что тот или иной смертный приговор будет приведен в исполнение. Статистически больше вероятности того, что приговор может быть отменен, чем приведен в исполнение».

Данхэм добавил также, что трудно предсказать, какая апелляция может быть успешной, потому что большая часть процесса проходила в секретном режиме.

Только 75 человек получили смертный приговор с тех пор, как с 1988 года вступили в силу законы о современной смертной казни. Но лишь три федеральных приговора о смертной казни были приведены в исполнение. Тимоти Маквей был казнен в июне 2001 года за то, что в 1995 году взорвал в Оклахома-сити федеральное здание. Второй казненный — Хуан Рауль Гарца, торговец марихуаной, приговоренный к смертной казни за то, что убил трех наркодиллеров в Техасе. Смертная казнь была приведена в исполнение в июне 2001 года. И, наконец, третий преступник — Луис Джонс, ветеран войны на Ближнем Востоке. Его казнили в марте 2003 года за то, что он похитил и убил молодую женщину-солдата в Техасе.

Мэлор СТУРУА, Миннеаполис

Источник: www.mk.ru

25.06.15.