Главная » Все Новости » Кавказ » Рижский саммит и демарш Азербайджана

Рижский саммит и демарш Азербайджана

vostochnoye-partners

Отношения между Азербайджаном с западным миром все более охлаждаются. Этот тренд последних двух лет в очередной раз дал о себе знать на состоявшемся 21-22 мая в Риге саммите лидеров стран Евросоюза (ЕС) и участников его программы «Восточное партнерство».

Президент Азербайджана Ильхам Алиев впервые за все время проведения мероприятий саммитов отказался от участия в нем. Причем, Баку на саммите был представлен на уровне даже не премьер-министра или спикера парламента, а главы МИД. Более того, Азербайджан чуть не блокировал итоговый документ встречи. Главе Европейского совета Дональду Туску пришлось звонить президенту Алиеву и лично просить его о поддержке резолюции.

Формально отказ Алиева от участия на рижском саммите был мотивирован «насыщенным графиком работы» в связи с подготовкой к приближающимся I-м Европейским играм, которые пройдут в Баку 12-28 июня. Эту позицию 20 мая озвучил помощник президента Али Гасанов. Однако, спустя два часа близкое к администрации главы Азербайджана агентство АПА, со ссылкой на дипломатические источники, назвало отказ Алиева от участия на саммите реакцией на «проводимую в последнее время на Западе предвзятую анитиазербайджанскую кампанию, а также на управляемую из европейских центров широкую деятельность НПО против Азербайджана».

По мнению члена комитета парламента Азербайджана по международным отношениям, политолога Расима Мусабекова, Баку нет резона форсировать углубление партнерства с Евросоюзом, тем более, что это не только не разгружает внешнеполитическую повестку страны, но и может породить новые сложности.

«Азербайджан вовсе не форсирует свое участие в программе «Восточное партнерство». В отличие от Украины, Молдовы и Грузии, мы не подписали ни соглашение об ассоциации, ни соглашение о свободной и всеобъемлющей торговле. На то есть причины. В ситуации, когда Евросоюз не готов обеспечить нам должную политическую поддержку в решении важных внешнеполитических проблем, Баку не может позволить себе заключение соглашений, которые в глазах России выглядят как вытеснение ее с Южного Кавказа и превращение региона в сферу эксклюзивного влияния Евросоюза», — считает Мусабеков.

На его взгляд, соглашение о свободной и всеобъемлющей торговле Азербайджану на данном этапе ничего сегодня не дает, поскольку 95 процентов экспорта страны составляют нефть и нефтепродукты, а, в перспективе, еще и газ. Продвижение этой продукции не нуждается в новых соглашениях. Вот потому-то Азербайджан не торопится распахивать свой внутренний рынок, как это предполагается соглашением о свободной и всеобъемлющей торговле, поскольку сельское хозяйство, банковский, страховой секторы и некоторые другие отрасли пока что нуждаются в таможенной защите. С другой стороны, экономически, Азербайджан самодостаточен и не нуждается в финансовой помощи ЕС, которая, как известно, оказывается в обмен на выполнение определенных условий Брюсселя.

Еще одним болезненным вопросом для Азербайджана в отношениях с ЕС являются, как считает официальный Баку, «двойные стандарты» Брюсселя в отношении Карабахского конфликта. Евросоюз, однозначно высказываясь в поддержку территориальной целостности Грузии, в случае конфликта в Абхазии и Южной Осетии, и Молдавии – в связи с Приднестровьем, в отношении Карабахского конфликта такой твердой позиции по нерушимости границ Азербайджана не выражает, а лишь ограничивается призывами общего характера о необходимости урегулирования проблемы «на основе норм международного права».
Еще более, как отмечают в Баку, выпукло европейские «двойные стандарты» стали проявляться после событий на Украине. Так, европейцы, осуждая Россию за «аннексию Крыма» и военные действия на Донбассе и вводя против нее санкции, закрывают глаза на продолжающуюся оккупацию Арменией 20 процентов азербайджанских территорий.

Кстати, Азербайджан едва не сорвал подписание итоговой резолюции саммита именно из-за недостаточной четкости формулировок относительно Карабахского конфликта. Азербайджанская делегация подписалась под документом только после того, как Д. Туск лично позвонил президенту Алиеву и попросил его поддержать документ. В итоге, как заявил журналистам член азербайджанской делегации заместитель главы администрации президента страны Новруз Мамедов, Баку пошел на компромисс и подписал декларацию на условиях, что к ней будут приобщены оговорки Азербайджана.

Источник, близкий к правительству Азербайджана, в беседе с корреспондентом «Пресс-папье» отметил, что Баку не против развития отношений с ЕС и привержен традиционной внешней политике равноудаленности от мировых центров силы и невовлеченности в действия «против кого-то». С Европейским же союзом Азербайджан предпочитает строить отношения на двусторонней основе, без всяких дополнительных обязательств в рамках так называемого «Восточного партнерства». Для Баку приоритетами партнерства с ЕС является энергетическое сотрудничество.

Власти Азербайджана считают, что, несмотря на вклад Баку в энергобезопасность Европы – поставки нефти и – в будущем – газа, строительство и проектирование в западном направлении нефте- и газопроводов, Запад неадекватно оценивает эти усилия и не поддерживает страну в карабахском вопросе, придирчиво относится к проблемам в сфере демократии и прав человека. Подобная позиция очень часто в официальной версии Азербайджана называется «политикой двойных стандартов», «неискренностью в партнерстве», «проявлениями исламофобии, тюркофобии».

Азербайджан считает себя самодостаточной страной и предлагает ЕС такой объем сотрудничества, который необходим ему, без навязывания «реформ в сферах демократии и прав человека», усматривая в этих преобразованиях планы по подготовке почвы для реализации сценариев «цветных революций» по примеру киевского «майдана».

На рижском саммите глава МИД Азербайджана Эльмар Мамедъяров представил Еврокомиссии проект соглашения о стратегическом партнерстве, которое как раз и фокусирует внимание на вопросах сотрудничества в энергетической сфере и развитии гуманитарных связей, включая обмен студентами, максимальное упрощение визового режима вплоть до его отмены и т.д. Брюссель должен оценить этот документ и далее могут начаться предметные консультации по нему.

Судя по всему, ЕС вынужден будет смириться с такой позицией некоторых партнеров по «Восточному партнерству». Неслучайно, Брюссель еще в марте вынес на публичные обсуждения концепцию модификации европейской политики соседства, которая охватывает более широкий ареал – страны «Восточного партнерства» плюс государства Северной Африки, реализуемой с 2004 года и адаптации ее к запросам и чаяниям, применительно к конкретным партнерам.
Можно полагать, что в ЕС постепенно возобладает прагматический подход и отказ от навязывания партнерам моделей развития по желаемым европейцам сценариям. В противном случае, чрезмерное давление и диктат могут способствовать обратному эффекту и постепенному отдалению от себя потенциальных партнеров, вплоть до их дрейфа к другим полюсам мировой политики.

Характерен в этом отношении пример Азербайджана. Еще 10 лет назад Баку был одним из генераторов нового регионального объединения на постсоветском пространстве, ориентированного на Запад – ГУАМ (Грузия, Украина, Азербайджан и Молдавия).
Однако череда так называемых «цветных», «бархатных» (порой не совсем «бархатных») революций, чехарда с часто меняющимися правительствами, искусственно нагнетаемая конфронтация с Россией, повергли страны ГУАМ, за исключением Азербайджана, в состояние политической турбулентности и экономической нестабильности, привели к вспышкам конфликтов, гибридным войнам.

Азербайджан избежал всего этого (по крайней мере, пока) благодаря степенному и сбалансированному внешнеполитическому курсе, учету, насколько это возможно, собственных национальных интересов, уклонению от втягивания себя в коалиции против других мировых и региональных центров силы (например, России и Ирана). В своей внешней политике Баку демонстрирует многовекторность и многовариантность. Все это позволяет ему устоять перед давлением сильных мира сего.

События последних месяцев и давление со стороны США и ЕС с целью сохранения привилегированных условий деятельности для прозападных НПО и СМИ, действия которых расшатывают внутреннюю стабильность в стране, показали, что страна не приемлет внешнего диктата. За последний год в Баку была приостановлена деятельность десятков прозападных НПО, свернули деятельность известные американские и международные институты, такие как IREX, NDI, Фонд Сороса и др. Чем больше усиливается прессинг, тем жестче сопротивление Азербайджана. При этом Баку даже прибегает к открытым демаршам, подобно тому, как в середине мая было отказано в выдаче визы помощнику госсекретаря США Тому Малиновскому, как раз собиравшемуся в Баку для переговоров по проблемам гражданского общества.

В то же время, на фоне охлаждения отношений с Западом, в последние полтора года наблюдается тесное сближение Азербайджана с РФ. Баку отмежевался от всех международных инициатив против России из-за событий на Украине, в том числе, на площадках ПАСЕ и ПА ОБСЕ.
В то время как западный мир бойкотировал военный парад по случаю 70-летия разгрома фашистской Германии, президент Азербайджана как глава республики, внесший вклад в достижение этой Победы, принял участие в московских торжествах. В то же время, Алиев отказался от участия в рижском саммите, который в нынешней международной ситуации планировался, по сути, как антироссийская «тусовка».

Еще одним свидетельством сближения Азербайджана и России, конечно, может считать и решение президента России Владимира Путина принять участие в церемонии открытия I-х Европейских игр, что, безусловно, повысит весомость и значимость этого мероприятия.
Если прогнозировать развития ситуации на ближайшую перспективу, то можно с большей долей уверенности утверждать, что Азербайджан сохранит нынешний нейтралитет, оставаясь в своей внешней политике верным принципам Движения неприсоединения, в которое он вступил пять лет назад. Страна и впредь не позволит себя втягивать в разные коалиции недружественного характера по отношению к России.

В то же время, Баку будет дистанцироваться и от таких интеграционных объединений, как Евразийский экономический союз и ОДКБ. Азербайджан – экономически самодостаточная республика, и его главная проблема – нерешенность Карабахского конфликта. Поэтому для него может стать привлекательной та организация или интеграционное объединение, участие в котором позволило бы восстановить территориальную целостность страны. Этот фактор, думается, будет определяющим во внешней политике Азербайджана в обозримой перспективе.

Источник: kavkasia.net

26.05.15.