Даже слово «беспардонный» — недостаточно сильный эпитет для покушения на бывшего сотрудника российской разведки Сергея Скрипаля и его дочь, совершенное в английском Солсбери. В среду британское следствие объявило, что двое российских мужчин прибыли в Лондон рейсом «Аэрофлота» из Москвы, совершили попытку отравления, выбросили остатки нервно-паралитического вещества в корзину для пожертвований и благополучно улетели домой. Кто бы ни стоял за этим покушением, он явно требовал, чтобы убийцы вели себя как можно наглее, чтобы как можно демонстративнее насолить Великобритании.

В марте они им удалось тяжело отравить Скрипалей, однако те не только выжили, но и полностью оправились. Выброшенный яд обнаружил местный житель. Он передал его своей подружке, Дон Стёрджесс, которая впоследствии умерла от отравления. Двум россиянам предъявлены обвинения в попытке убийства. Британский премьер Тереза Мэй заявила, что поскольку подозреваемые — офицеры ГРУ, российской военной разведки, в ходе операции, вероятнее всего, использовались псевдонимы. В Великобританию их вряд ли экстрадируют, ведь правосудия ранее избегли и убийцы бывшего агента КГБ Александра Литвиненко. Его отравили в 2006 году, подсыпав в чай радиоактивный полоний в лондонском кафе. Как и следовало ожидать, обвинения Россия отрицает наотрез.

Все это можно назвать лишь беззаконием. Президент Владимир Путин то и дело заявляет о своих намерениях вернуть России ее величие, оплакивая потерянное с распадом Советского Союза «уважение». Однако такие карательные отряды, орудующие на чужой земле — форменное оскорбление для стран, чтящих закон и уважающих международные нормы. Тем не менее, судить мистера Путина, ветерана КГБ, следует по делам его, а вовсе не по словам. Это — гангстерство на государственном уровне, циничная ликвидация, напоминающая почерк его бывшей службы, которая однажды помогла «убрать» одного болгарского диссидента средь бела дня прямо на лондонской улице выстрелом с ампулой рицина из ружья, замаскированного под зонтик.

Яд типа «новичок» был разработан в Советском Союзе на поздних этапах холодной войны. Экспертиза, проведенная Организацией по запрещению химического оружия (ОЗХО), признала, что его концентрация составила 97-98 процентов.

Великобритания обязана ответить самым решительным образом. Согласно статье 9 Конвенции о запрете химического оружия — а ее в том числе подписала и Россия — Великобритания имеет право заявить о невыполнении требований и созвать съезд всех государств, ее подписавших и согласовавших. Чтобы осудить и наказать российское поведение, Лондону следует нажать на все рычаги, включая ООН.

Со своей стороны, администрация Трампа в соответствии с законом от 1991 года недавно ввела санкции, ограничивающие некоторые виды экспорта российским государственным компаниям.

Если Россия не исправится, закон предполагает второй раунд еще более жестких санкций. И, судя по тому, что Москва от прямого ответа всячески увиливает, подготовка второго раунда начнется в скором времени.

После гибели Литвиненко, Великобритания не предприняла достаточные меры, чтобы такое никогда больше не повторилось. На сей раз ее ответ должен положить решительный конец этому бесстыдному бандитизму.

The Washington Post, США

Chechenews.com

07.09.18.