Главная » Все Новости » Кавказ » «Россия заранее готовит политическую почву для агрессивных действий»

«Россия заранее готовит политическую почву для агрессивных действий»

VashakidzeNikilozB

Переговоры в формате Карасин-Абашидзе каждый раз демонстрируют пренебрежительное отношение России к Грузии, что проявляется в следующем: встречаясь с журналистами, представитель МИД РФ Григорий Карасин обычно говорит одно, а Зураб Абашидзе, представитель премьер-министра Грузии по урегулированию отношений с Россией – другое. Иной раз комментарии Карасина и Абашидзе настолько расходятся, что грузинскому переговорщику приходится оправдываться или вовсе отрицать некоторые темы, о которых Карасин поведал журналистам.

Подобными маневрами российская сторона перманентно выставляет в неприглядном свете не только представителя грузинского премьера, но и страну, от имени которой он участвует в переговорах – Грузию со всей ее формальной и/или реальной властью. Особенно примечательна последняя встреча в Праге (16.03.2016 ), где представитель МИД РФ разразился угрозами и ультимативными заявлениями не только в адрес грузинских политиков, но и всей Грузии.

Что предвещают подобные выпады и как Грузии восстановить потерянные позиции на международной политической арене? – Об этом в интервью «Грузия Online» с Николозом Вашакидзе, дипломатом, бывшим заместителем министра иностранных дел Грузии.

После каждой встречи Карасина и Абашидзе представитель МИД РФ, Григорий Карасин разглашает темы, вокруг которых идут переговоры, и оказывается, что параллельно гуманитарным и экономическим проблемам, как того предусматривает формат переговоров, обсуждали и политические вопросы, которые не прописаны в формате. Вот и получается, что Карасин говорит одно, Абащидзе – другое. Более того, на днях Карасин пригрозил Грузии, что если не прекратятся антироссийские высказывания (по Карасину, требования грузинских политиков о прекращении ползучей оккупации Россией грузинских территорий и признании территориальной целостности Грузии, есть антироссийские выпады), то «терпение России не беспредельно» и может лопнуть. Это шантаж или реальная угроза?

Смешно, но когда Карасин и Абашидзе дают комментарии журналистам после очередного раунда, создаётся впечатление, что они были на разных встречах. Это не может не настораживать. Если на этих встречах происходит что-то такое, о чём Абашидзе предпочитает умалчивать, он должен понять, что это очень опасно и для Грузии, и для него лично. И ещё, очень хотелось бы знать, перед кем он реально отчитывается об этих встречах – перед нынешним премьером или позапрошлым? Вообще, я считаю, что если нынешнее руководство Грузии не может обойтись без этого формата, то пора привести его в симметричное соответствие.

Раз уж Россия не захотела вести эти переговоры с Грузией на уровне прямого представителя политического руководителя страны (как было предложено со стороны Грузии), а выдвинуло заместителя министра иностранных дел, да ещё главу российской делегации на Женевских переговорах, что немаловажно, то и Грузию в этом формате должна представлять аналогичная фигура. Тогда они могли бы спокойно продолжать свои переговоры уже в этом формате, непосредственно в Женеве, после очередного раунда или при необходимости, встречаться дополнительно. Несуразный статус представителя Грузии в т.н. «Пражском формате» уже начинает серьёзно раздражать всех, кто более или менее мыслит в дипломатии.

Резкие заявления Карасина свидетельствуют только об одном: кроме угроз, России нечего предложить даже правительству «мечтателей», которое свело до критического минимума претензии Грузии к России в условиях оккупации нашей страны. Получается, что Россия настаивает на полную капитуляцию, которой ей не удалось добиться в 2008 году, благодаря вмешательству международного сообщества. Карасин вряд ли смог бы себе такое позволить в рамках Женевского формата. Пражский формат ему это позволяет. Так что, судите сами насколько он «полезен». Хотели разговаривать с агрессором один на один? Вот и получили.

Многое, сказанное Карасиным, настораживает, например, о предстоящих парламентских выборых Грузии: «Сейчас главная опасность это приближение парламентских выборов в Грузии». Опасность для кого? Почему Россия так озабочена итогами этих выборов?

Что можно тут сказать? Создаётся впечатление, что Россия заранее готовит политическую почву для агрессивных действий, если сочтёт их целесообразными. Адекватное правительство непременно призвало бы РФ к ответу и объяснениям по поводу этих угроз в международных организациях, прежде всего в ОБСЕ. Эти институты для этого и существуют. У Грузии должен быть чётко отлажен механизм международного реагирования на подобные выпады. Решил назвать парламентские выборы опасностью и пригрозил суверенному государству? Изволь дать разъяснения в соответствующих многосторонних форматах международной безопасности: в чём заключается угроза и что означает «терпение России не беспредельно» в практическом смысле? В своё время, такой механизм, такая практика, у Грузии, у МИД-а были, но, к сожалению, они уже утрачены.

Не повторится ли общеизвестный кремлевский сценарий по «спасению братского народа и предотвращению вооруженного столкновения в соседнем государстве», что всегда означает спровоцированные Кремлем конфликты, войны, после чего остаются разрушенные города, погибшие и беженцы?

Для того, чтобы не было волнений и повода для вмешательства, необходимо провести выборы честно и прозрачно. Это, в первую очередь, ответственность политического руководства страны. Когда официальные результаты выборов соответствуют реальному волеизъявлению избирателей, то население к итогам выборов относится спокойно.

Вот Зураб Абашидзе, представитель премьер-министра Грузии, успокоил нас: «Если Грузия будет вести себя разумно, ничего не случиться». Умно, это как?

Ну, я не знаю, что имеет в виду Абашидзе. Надо у него спросить. Фактом остаётся то, что, в итоге почти четырёхлетнего «умного поведения» мы получили недвусмысленные угрозы с российской стороны.

Григорий Карасин также потребовал отменить «Закон Грузии «Об оккупированных территориях» , так как он препятствует прибытию российской делегации на сессию ПАСЕ, в Тбилиси. Какими последствиями чревата для Грузии отмена этого закона?

Отмена этого Закона – давнишняя мечта российских политиков, а также господ Вольского, Закареишвили и иже с ними. Цель проста – максимально закрепить политически и юридически грубое попрание суверенитета и территориальной целостности Грузии Российской Федерацией. Россия хочет максимально продемонстрировать всем, что жизнь вполне нормально продолжается в условиях так называемых «новых реалий» и с этим смирилась даже Грузия.

Высокопоставленные, с позволения сказать, «грузинские политики», вроде критикующие этот закон, пока прямо не осмеливаются выступить за его полную отмену, поэтому предлагают его кастрировать путём внесения изменений и допущения исключений, чтобы не создавать проблем для людей его нарушающих. Ничего кроме негодования эти «аргументы» у честных и способных мыслить граждан Грузии вызвать не могут. Создание максимальных неудобств людям, нарушающим суверенитет нашего государства, как раз и является основной целью данного Закона. Люди же, подобные Закареишвили предлагают изменить его так, чтобы нарушители Закона не испытывали неудобства. И этот абсурд они предлагают нашим гражданам без зазрения совести.

Я думаю, что неуклонное следование этому Закону тем более необходимо в контексте планируемой в Тбилиси сессии ПАСЕ. Такой подход ещё более подчеркнёт перед мировым сообществом серьёзность проблемы оккупированних территорий Грузии и более того, серьёзность самого нашего государства. Да, в таком случае, мы можем стать объектами критики и давления не только со стороны России, но даже если представить, что сессию в Тбилиси не проведут, положительные итоги нашей принципиальной позиции будут куда ценнее: проблеме территориальной целостности Грузии будет таким образом, придана приличествующая ей важность, а к нашему государству после этого будут относться с куда большим уважением, да и любители наплевать на суверенитет Грузии десять раз подумают перед тем, как это сделать.

Грузия и западное сообщество

Грузия подписала важные соглашения по Ассоциированному членству с ЕС, по всеобъемлющей торговле (DCFTA), что может способствовать развитию экономики. Для граждан Грузии скоро задействует безвизовый режим, но несмотря на перспективы развития, определенная часть населения скептически настроена.

DCFTA открывает новые, широкие перспективы для грузинской экономики. Необходимо, чтобы и правительство, и бизнес-сектор нашей страны как можно быстро и глубоко разобрались в этих возможностях и приняли соответствующие меры. Открытие богатейшего рынка Евросоюза для Грузии – это огромный шанс и не использовать его было бы преступлением. Введение безвизового режима с Евросоюзом считаю революционным этапом в процессе европейской интеграции нашей страны. Это мощнейший интеграционный фактор. Так что никакой почвы для скепсиса я здесь не вижу. Лень и косность – вот два наших главных врага, они не дают нам возможность в полной мере использовать шансы для углубленной интегрированности в Европу, которые нам предоставляют Договор об Ассоциации, DCFTA и введение безвизового режима.

За последние годы, в Грузии очень активизировались представители пророссийской мягкой силы, участились грязная пропаганда и ложь не только в отношении некоторых грузинских политиков, но и европейского выбора Грузии, европейских ценностей. Непрекращающееся искажение фактов и интенсивное промывание мозгов кремлевскими агитаторами может иметь деструктивные последствия для безопасности страны и ее граждан. Как с этим быть?

У всего и всех есть свои изъяны в мире. Западное общество далеко не идеально. Конечно, невозможно, чтобы нам нравилось всё в том же Евросоюзе или Америке, но надо уметь отделять главное от второстепенного. Ведь и на Западе далеко не однозначное отношение ко многим вещам, которые нам могут не нравиться. Наше общество должно чётко уразуметь, что интеграция в передовое международное сообщество – вопрос выживания нас как нации. Сначало надо решить этот, самый главный вопрос и уже потом более детально вникать в другие. Разве разумный человек станет отказываться от возможности укрыться в здании во время смертельной бури только потому, что ему не всё нравится в его интерьере?

После 2012 года Грузия выпала из повестки дня западных стран, о ней почти забыли, ее проблемы не так активно рассматривают, если не считать 2-3 грузинских политиков, которые об этом напоминают с международных трибун. Как вернуть Грузию в активную политическую повестку дня западных институтов?

Это результат политики умиротворения агрессора, затеянная пришедшей к власти политической силой «Грузинская мечта», а также серьёзным дефицитом профессионализма, который налицо у этой силы, в данном случае, в области внешней политики. Возвращение утраченных позиций будет очень трудно, но это возможно в случае благоприятной смены власти в Грузии.

Сегодня ситуация в мире предельно накалена. Война в Украине, Сирии, почти ежедневные теракты в Турции, Брюсселе, до этого в Париже – везде фигурирует ИГИЛ и РФ. Кстати, оба, по-разному, но пригрозили и Грузии. Естественно, мы одни не справимся с этой опасностью. Как может помочь ЕС и НАТО в такой сложной действительности?

Естественно, мы должны интенсивно сотрудничать в этом плане с международными организациями и дружественными государствами, но не надо забывать, что обеспечение безопасности нашей страны, в первую очередь, дело нашего государства. Необходима глубинная реформа системы и структур нашей безопасности. К сожалению, они никак не отвечают требованиям дня. Необходимо предоставить ключевые позиции в этом деле настоящим профессионалам и патриотам, но сегодня власть сознательно игнорирует многих из них. И самое главное – это ориентированность структур безопасности на правильные задачи. Говоря понятно, основная часть их усилий должна быть направлена не на борьбу с политической оппозицией, что попросту незаконно и морально разлагает эти органы, а на деятельность против вражеской агентуры, международного терроризма, выявления и ликвидации реальных угроз и т.д.

Как Вы думаете, будут ли Запад и НАТО серьезно переосмысливать отношение к Путину и его режиму, искать новую стратегию, тем более после войны в Украине, Сирии, осложнений между Россией и Турцией?

Думаю, в какой-то мере, это уже произошло, об этом можно судить по определённым действиям Запада в отношении путинского режима. Проблема в том, что нынешняя плеяда ведущих западных политиков, в силу своего характера и ментальности, неспособна адекватно и энергично вести линию той правильной политики в данном вопросе, которая сейчас необходима и контуры которой уже вырисовываются. Как говорится, жизнь заставит, она неизбежно выплеснет на поверхность политиков, свободных от вредных стереотипов и психологических клише, которые лучше будут соответствовать требованиям нынешнего времени.

Лейла Нароушвили

Источник: apsny.ge

28.03.16.