Главная » Все Новости » События » На южном фронте без перемен

На южном фронте без перемен

Хорошо в Грузии! Кругом одни кавказцы. Очень они мне нравятся.

Провёл там четыре дня. Побывал на окраине села Дитси – называемой осетинскими сепаратистами «государственной границей» – побеседовал с Бидзиной Иванишвили и другими активными гражданами нашей исторической союзницы Грузии. Попил любимого Саперави, закусил, как водится, хачапури да хинкали. Докладываю обстановку.

Некоторые перемены на фронте, всё же есть. Осетины строят зеленый пограничный забор, причём по линии ещё глубже врезающейся в грузинскую территорию, чем ранее установленная. Где-то полиция позволила мне подойти прямо к «Южной Осетии» — ржавой калитке на замке, – а в Дитси сами военные стоят в полной боевой готовности метров за сто до забора: оттуда видно что-то вроде свеже-построенной военной базы. Там провоцируют и стреляют.

Что касается грузинских политиков и политки, то в это минное поле, я вступал не раз, и каждый раз наживал врагов. Как известно, большая часть нашей оппозиции поддержала российскую агрессию 08.08, которой были посвящены мои «Уроки русского»; зато когда я посмел не то, что критиковать, а всего лишь процитировать взвешенную критику в адрес президента Саакашвили со стороны своих добросовестных и патриотичных грузинских коллег, — меня стали упрекать чуть ли не в предательстве.

Президентский срок Саакашвили подошёл к концу и следует воздать ему должное. Известно, как преобразились Тбилиси, Батуми, Анаклия, другие города; дороги, государственные учреждения и службы. Все знают, что побеждена коррупция в полиции. Но за это хвалить Саакашвили легко. Я считаю, что надо пойти дальше. Большинство грузин сегодня возлагает на Саакашвили ответственность за поражение в войне 08. 08. Так говорит и премьер Иванишвили и молодой солдат в том самом селе Дитси. Мне же кажется, что это не вполне справедливо. Я был в Грузии в конце июля 2008-го. Я видел как в каждом выпуске новостей, со всем грузинским темпераментом, с неподдельными гневом и болью, жители грузинских сёл Цхинвальского региона требовали защиты от агрессии, показывая свои раны, раскуроченные машины и жильё.

Российский циник скажет, ну дак это и была подготовка к войне. Но я лучше знаю, как работали грузинские СМИ: честные, бесстрашные, молодые журналисты выезжали в зону конфликта и рассказывали о том, что видели. Факты систематических обстрелов мирных грузин до 08. 08. 08, подтвердили их соседи, осетины и русские – в интервью для «Уроков русского». Я собственными глазами видел разрушенные сёла Авневи и Нули, которые обстреливались с 1ого августа. О постоянных нападениях на грузин до войны свидетельствуют и так называемые мониторинги миротворцев, подписанные европейскими, осетинскими и российскими военными. И первыми в зоне конфликта – 6 августа – погибли грузинские миротворцы, а не российские.

Комиссия Тальявини («Комиссия ЕС по расследованию причин вооружённого конфликта в Южной Осетии») не посчитала эти события достаточной причиной для «массивной» атаки грузинских сил в ночь на 8-ое августа. Но и картины обстрела Градами спящего мирного города Тальявини не подтверждает. Саакашвили утверждал и утверждает, что цели были исключительно военные, а что касается попадания в цель, то и здесь российские официальные СМИ наврали с три короба. Даже после российских обстрелов (Градами), российских авиаударов и уличных боёв, Цхинвали, как я его увидел в начале сентября 2008, и близко не напоминал разрушенный войной город, живописуемый словами российской пропаганды.

Саакашвили считал своей прямой обязанностью защитить грузинские сёла Самачабло („Южной Осетии“), исконную, между прочим, грузинскую землю. Он считал, что бездействие убьёт его как политика. Получилось наоборот; он решил действовать, и проиграл. Политически – проиграл не сразу. Даже я внёс скромный вклад в то, чтобы объяснить военное поражение Грузии как моральную победу. Я считал и считаю, что русский должен был действовать именно так (и уже писал об этом на Эхе). Упрекать Саакашвили должны были грузины. Честный вариант, грубо говоря, фильма 08 08 08 должен был бы снять грузинский режиссёр. Не снял, не было кадров убитых мирных осетин, да и с фактами, не только кадрами, были проблемы.

Зато большинство грузинского народа нашло причины упрекнуть своего президента.

Есть консприрологическая теория по которой Иванишвили позволили ликвидировать активы в России за услугу по устранению Саакашвили от власти. Если её развивать, то «бедному» Бидзине пришлось исправлять ошибки – нет, не российской армии, а министра Лаврова, который запорол интригу по смещению Саакашвили в телефонном разговоре с Кондолизой Райс. Проблема лишь в том, что тогда, во время войны, убирать Мишу было бы не демократично. А даже если Иванишвили сознательно удружил кремлёвским врагам Саакашвили, сделал он это с безукоризненным соблюдением демократических процедур. И как на всё это должен теперь смотреть демократ из России?

Есть истины, которые не нуждаются в помощи конспирологии. Россия действовала и продолжает действовать несправедливо по отношению к Грузии. При этом, Иванишвили победил совершенно честно, даром что миллиардер; электоральных ресурсов у Миши было не меньше, а может быть и больше (практически все телеканалы, кроме маленького 9ого были за Саакашвили). Теперь Иванишвили собирается уйти из власти. Это – фактор нестабильности, ибо люди голосовали за него, а не за преемника из его партии, у которого будет власть (в отличии от президента, которого выбирают в воскресенье). Будущее Грузии, у меня лично, вызывает тревогу. Потому, что она будет и дальше зависить от России. А будущее этой последней – просто ужасает.

Источник: www.echo.msk.ru

26.10.13.