Главная » Все Новости » События » Гарри Каспаров: Как Путин обставил Запад в покер

Гарри Каспаров: Как Путин обставил Запад в покер

Оппозиционер и бывший чемпион мира по шахматам Гарри Каспаров в колонке для The Spectator делится своим мнением о большой политике на примере сирийского кризиса. Политику он сравнивает с покером: игроки, в противоположность шахматам, не имеют полной информации о диспозиции противников, а побеждает тот, у кого лучше развиты инстинкты, самообладание и сила.

«…В ужасной международной игре, которая разворачивается в Сирии, сейчас всех побеждает Владимир Путин. Хотя… его победная серия может прерваться, до сих пор он обыгрывает всех своих оппонентов», — признает автор статьи. С его точки зрения, секрет успеха российского лидера «не только в том, что Путин хорошо разыграл свою карту. И Обама, и Кэмерон играли из рук вон плохо».

Каспарову кажется обоснованным сравнение политики Запада по Сирии с «мюнхенским умиротворением» 1938 года: «Хотя Кэмерон и Олланд изо всех сил старались не быть похожими на Чемберлена и Даладье, именно так они и выглядели. А президент Обама оказался неспособен держать свои обещания».

«В любом международном споре диктатор всегда имеет преимущество над демократами, — отчасти оправдывает западных лидеров Каспаров. — В мирное время демократические лидеры всегда в аутсайдерах, поскольку вынуждены обращать внимание на общественное мнение и парламенты… не говоря уж о свободной прессе. Диктатору же — будь то Гитлер, Сталин, Путин или Мао, — напротив, обо всем этом заботиться не приходится».

«Путин подобен криминальному авторитету. Он безжалостен, и общественное мнение его не волнует. Он знает, чего хочет и как этого добиться. Он привык демонстрировать силу, так что единственный способ ему противостоять — это демонстрировать силу в ответ. Но на Западе сегодня нет аналогов той силы, которую демонстрировали лидеры времен холодной войны — Рейган и Тэтчер», — с сожалением отмечает шахматист.

«Я понимаю беспокойство по поводу «арабской весны» и особенно насчет исламских элементов тех революций, в ходе которых пало несколько режимов. Но как человек, родившийся в коммунистической стране, я уверен, что свержение диктаторских режимов — позитивный шаг, даже если в короткой перспективе он имеет негативные последствия, — продолжает автор. — Америка могла воспользоваться возможностью, открывшейся благодаря «арабской весне», и немедленно заявить о себе как о приверженце свободы. Вместо этого она стала метаться туда-обратно, туда-обратно». В результате арабский мир лишился шанса «увидеть преимущества союзничества с либеральными демократиями — противницами всех путиных этого мира».

«Из-за того, что такие тираны берут верх, многие утратят веру в то, что история работает против диктаторов, — заключает Каспаров. — Но я остаюсь оптимистом. Я думаю, что история на стороне свободы… Сейчас Путин, возможно, выигрывает, но время не на его стороне».

Источник: The Spectator
12.12.13.