Главная » Все Новости » События » Борис Стомахин хочет публичной дискуссии

Борис Стомахин хочет публичной дискуссии

Анна Каретникова о большом письме Бориса Стомахина из СИЗО

Вообще работать надо, но и обещания, данные заключенным исполнять надо. Кто-то хочет того, кто-то — сего, а вот Борис Стомахин, сидящий в 4-м СИЗО, хочет публичной дискуссии. И я всех к ней приглашаю. Вот на это уж точно имеет право: он в тюрьме, а мы на воле. И поэтому давайте ему отвечать. Распространите этот текст, высказывайте свое мнение. Я — не лучший оппонент: на многие вопросы я просто не готова ответить честно и публично, не стану этого скрывать. Потому что это причинит вред не мне. А вы — можете говорить. Скажите Борису, что думаете. Этим вы поможете и мне, а вообще вопросы Бориса — интересные, об этом имеет смысл подумать и поговорить.

Мои организации «Мемориал» и Союз солидарности не признают Стомахина политзаключенным. Юридически я с этим согласна, как человек — нет. Я девочка, я имею право быть непоследовательной. А просто Борису дадут обалденный срок, у него отличный набор статей. Публичное оправдание терроризма. А вот меня тоже, думаю, можно посадить по этой статье. Я не оправдываю терроризм, я его объясняю. Но ведь это тоже можно назвать оправданием?..

Напрягусь и попробую начать отвечать Борису. А вы тоже отвечайте, и распространите, пожалуйста, его текст. Повторюсь: он имеет на это право. Он в тюрьме, а мы — нет. Давайте с ним поговорим?

Да, и не надо, если можно, в сто пятый раз кидать мне ссылку на еще допосадочную запись Бориса в ЖЖ про то, что я — подментованная неважно кто. Я ее видела. Мне от нее никак. Надо быть добрей вообще друг к другу. Извиняется Борис за те слова? Нет. Но его письмо я рассматриваю в том числе и так.

Вот теперь пошло письмо, спасибо большое Мише Агафонову, который взял на себя труд перенабить его с бумаги. Прочтите, пожалуйста.

Здравствуйте, Анна!

Пишу вам практически сразу же, как вы дали мне свой адрес. И правда, чего еще ждать? Давно назрела эта дискуссия, давно мне хотелось поговорить начистоту. Особенно — с тех пор, как в тюрьме этой стал я читать ваши отзывы о походах ко мне, особенно же — тот большой пост перед началом “суда” надо мной, в сентябре еще.

Да, вы правы в этом посте — я немолодой уже, больной (на ноги и спину, а не в том смысле, как в Вашем кругу принято считать), одинокий человек. Но — кроме личных, есть еще и общественные, и политические обстоятельства, и они важнее. Да, я инвалид, хожу с палкой, но — дело свое я знаю туго, я ему жизнь посвятил, всю, без остатка, сижу уже 2-й раз, — и я имею право сказать! Все сказать Вам и остальным в лицо. Кстати, один вопрос для начала. Хоть Вам и не понравилась тут, в тюрьме, эта моя фраза, — но мы ведь действительно принадлежали к одному кругу и делали одно дело, хотя бы в смысле борьбы против 2-й чеченской войны. Вас я помню на пикетах на Пушке по четвергам этак года с 2004, ну с 2003, — но не раньше. Не будет нескромным с моей стороны спросить, как именно и когда Вы попали в эту политическую и правозащитную среду, и почему? М.б., Вы тоже из диссидентской семьи, как Светова? Или что-то другое Вас толкнуло? Мне это очень интересно, и — по этой биографии многое можно сказать о человеке, лучше его понять.

В том сентябрьском посте Вы писали, что, мол, даже хорошим публицистом не считаете меня, хотя — мог бы, если б поучился. Интересно, где и чему я должен был, по-Вашему, учиться? Писать? Формулировать свои мысли на бумаге? Да, Вы правы, я не кончал журфак, как и лучшие русские публицисты XX-XXI веков, хотя у меня, вообще-то, тоже высшее гуманитарное образование. Не знаю, пишете ли вы статьи, или только посты в ЖЖ, но — мне кажется, искусству писать, формулировать свои мысли я еще мог бы поучить вас.

Собственно, заочно спорить трудно, потому что… Впрочем, спроси Вас, Анна, в лицо, в глаза: ЧТО вы, собственно, вообще читали из написанного мной, кроме той злосчастной цитаты из некролога Масхадову, что висит в Википедии и всеми муссируется, — Вы бы утверждали, что читали много, но не впсомнили бы ни одного названия. Ведь правда?! Вы меня (вы все, не только Вы лично) просто не читали, ребята, — и, не читав, стали мне бросать упреки в “призывах к насилию” и считать за дурачка, за городского сумасшедшего!.. Но, боюсь, стыдить вас бесполезно, особенно — из тюрьмы. Последний казус с невключением меня в список “Мемориала” невозможно списать ни на какие критерии, ни на какие “призывы к насилию”, не лгите хоть сами себе! Этот казус — лучшее свидетельство того, что я прав против вас – и вы стараетесь делать вид, что меня как бы вообще нет в природе. Что ж, последнее, что прозвучало и осталось в памяти от Горбаневской — это ее предсмертная реплика, что она повесит мемориальский список у себя только тогда, когда в него включат Стомахина. Не все (и люди более чем уважаемые) как видите, в ужасе шарахаются от моих “призывов к насилию”. Почему бы это, а?)

Что мне Вам, Анна, сказать, с чего начать? Так много всего наболело, скопилось… Помните, летом мы говорили тут, в камере, о том, есть нормальные русские или нет (в связи все с той же цитатой из некролога Масхадову)? Не сказал тогда, говорю сейчас: если Вы, или Ваши друзья-белоленточники” (не знаю, как иначе все это сообщество называть, — м.б., Вы подскажете?) считаете, что к ним, политическому активу, деятелям оппозиции, я относил эту фразу, когда ее писал, так же, как к простонародью, пьяному быдлу на улицах, — то, sorry, Ваши друзья просто идиоты!!. М.б., так же точно и во многом другом, — они приняли на свой счет то, что к ним вовсе не относилось, неправильно все это поняли – и на том основании сделали обо мне скороспелые выводы, а меня самого спросить им даже в голову не пришло? Вам лично — тоже: мы давно знакомы, но хоть раз с 2004 Вы попытались хоть с чем-то обратиться ко мне, хоть что-то спросить, хоть раз проверить – правильно ли Вы вообще меня понимаете? Вам кидают ссылки на мой комментарий о Вас после тех выборов в КС 2012 года в моем ЖЖ, — хорошо, что Вы не обижаетесь теперь, но – я же не зря там приводил картинки с цитатами из твиттера. А Ваши слова обо мне я уже точно не помню — что-то на любимую тему о том, что я сумасшедший, кажется, — и я тоже не хочу Вам это поминать; но — после стольких разговоров со мной в тюрьме неужели Вам теперь не стыдно за эти попытки вместе со всем стадом объявлять изо дня в день меня сумасшедшим? Ведь здесь, глядя мне прямо в глаза, Вы не решитесь это повторить, — потому что вблизи-то видно, что я абсолютно здоров, плюс — у меня 4 (!) справки об этом есть. ЧТО мешало Вам раньше, на воле еще, подойти поближе и посмотреть мне в глаза?

Да, поскольку Вы и сейчас — в политике и в правозащите (уж какой есть, но все же) — я считаю, что мы с Вами де-факто продолжаем принадлежать к одному кругу и делать одно общее дело. Весь спор, по сути, — только о методах; ну и о том — насколько Вы и Ваши друзья честны в декларируемых Вами целях. То бишь, насколько Ваши ошибки — это именно ошибки, от искреннего непонимания, а не злая воля, не откровенное провокаторство, и не стремление сознательно завести в тупик доверившихся вам людей. В последнем случае, как Вы понимаете, никаких разговоров быть не может, — по законам военного времени…

Вы считаете, что если меня никуда после того срока не взяли печататься, — то это я не проявил настойчивости, да? Интересно, как Вы себе представляете эту “настойчивость”, если бы Вы, допустим, были главредом, а я для Вас — сумасшедшим? Как я должен был настаивать, расскажите поподробнее? Увы, моя судьба — это, скорее, классический русский вариант: “горе от ума”. Никто не любит тех, кто умнее их и видит дальше, а я о себе это могу сказать без ложной скромности, — недаром я в политике так или иначе с 16 лет, и по совести, с моим уровнем понимания окружающей действительности и формулирования целей и задач, — именно я должен был бы быть Вашим (“белоленточников”, российских либералов и т.п. — как это сообщество еще назвать?) руководителем и впереди идущим, а никакой не Немцов, не Рыжков, не Яшин и кто там у вас еще в вождях ходит…

И, кстати, — да, у меня в ЖЖ, наверное, было меньше читателей, чем у Вас (сколько у Вас их сейчас?), но не забывайте, что я несколько лет печатался на КЦ, где читателей у меня было — десятки тысяч в день. Уж тут Вы промахнулись, тут я Вам не завидую. Мне просто грустно, — ведь, кидая в меня столько лет камни, по сути-то вы все кидаете их в самих себя, только не понимаете этого… Вам нет другого пути, как только за мной и со мной, по моим следам; собственно, если представить себе стадион с беговыми дорожками, — я обогнал вас всех (“белоленточников”) настолько, что оказался у вас за спиной, и вы надо мной глумитесь, не понимая истинного соотношения между нами…

У Вас есть дети (а у меня нет), это замечательно. Вот и ответьте на простой вопрос: если бы Вы узнали, что учительница в школе учит Вашего и других детей на уроке математики, что 2 Х 2 = 5, что 3 Х 3 = 10, и т.д. — как бы Вы отреагировали? Представьте ситуацию и опишите Вашу реакцию подробно, pls.

А потом я Вам скажу, что для меня вы все с вашим “ненасилием”, с вашими призывами митинговать строго в ментовских загонах, пройдя через рамки на входе, с вашими походами в Кремль со списками пзк, — что в 2012, что сейчас, — и вообще, что со всей вашей теорией, что перед лицом ОМОНа, прокуратуры, спецслужб, ФСИНа, тюрем (которые Вам так хорошо знакомы изнутри) можно что-то в России изменить БЕЗ насилия, одними уговорами и переговорами, какими-то закулисными шахматными ходами в этой игре с Путиным, — для меня это то же самое, ровно то же самое, что 2 Х 2 = 5, преподаваемое детям в школе! То бишь первое побуждение — понять: это какая-то нелепая ошибка – или же сознательная провокация?! В отношении именно Вас — думаю, все же это честное заблуждение, то бишь — Вы не безнадежны.  Наверное, если Вы будете меня слушать/читать и отвечать, я смогу объяснить свою позицию.

Собственно, первое, с чего надо начать этот разговор, — это: Ваша цель? Чего Вы, собственно, вообще хотите? Ибо — все множество возможных целей укладывается всего в 2: власти себе и своим друзьям (Немцовыми, Навальным и пр.) в той системе, что уже есть, — сперва власть, а потом уже изменение системы; или же – торжества неких принципов (свободы/прав человека), не считаясь с тем, что это неизбежно разрушит нынешнюю Систему и захватить власть в нынешнем объеме станет нельзя. Излишне говорить, что я стою на 2-й точке зрения: Система должна быть разрушена, ибо как-то реформировать, исправить ее до приемлемого уровня — невозможно, нереально, и последняя грандиозная такого рода попытка (конец 80х – начало 2000х) провалилась только что у нас на глазах.

Поэтому — вопрос о насилии/ненасилии вторичен, а первичен вопрос о наших целях. Чего мы, собственно, хотим? И отвечают ли наши методы нашим целям? Если о вашей тусовке судить по избранным методам (жалкие митинги в загончиках после шмона, бессильные и беззубые; жалкие резолюции с требованиями, которые — все понимают! — не будут к следующему митингу выполнены Путиным даже на 1%) — то, sorry, вы все просто профанаторы и провокаторы, как, кажись, и называлась когда-то моя статья против вас. Еще, я помню, в 2012 была у меня статья, вменяемая мне сейчас в “вину”, “Профанаторам “Белой революции”, — почитайте ее, она доступна на stomahin.info/article/article.htm. Там же есть моя статья 2005 г., в куда более спокойной обстановке — “Сорок лет”, — к 40-летию демонстрации на Пушке 5.12.1965 и ненасильственной тактике тогдашних диссидентов в разрезе сегодняшних кардинальных изменений в законодательстве. Почитайте это, почитайте, что я еще писал в 2011-2012 и за что сейчас сижу, — там же в основном именно о тактике оппозиции речь и шла! О том, можно ли победить одними митингами и твиттером — и что надо делать, если оказывается, что таки нельзя. И насколько могут считаться “оппозицией” люди, которые, формально выступая как бы против власти, фактически работают именно на нее, прикрываясь гуманизмом, ненасилием, “ценностью человеческой жизни”, “слезинкой ребенка” (над которй “Лев Щаранский” уже давно глумится — и поделом вам, гуманистам!)

И т.д., и т.п.
До сих пор все, что делала ваша тусовка, ваши яшины и давидисы, — это меня за мои разоблачения объявляла провокатором, городским сумасшедшим, и т.д., и люди, в сущности на провокаторов не похожие, типа Вас лично, это все повторяли, не давая себе труда прочесть, вникнуть и разобраться. Ну признайтесь честно, — ведь по одной вот той цитате судили обо мне, ведь правда же?.. Холмогоровой в аналогичной ситуации на ее пост обо мне я отвечать не стал (помните, упоминал в письме как—то летом?) — много чести; но Холмогорова ведь вообще нацистка, они сотрудничают с вами, по давнему знакомству и принадлежности когда-то к одному кругу, мне хотелось откровенно поговорить…

Это государство с 2000 года просто вернулось к своему первоначальному, всегдашнему в истории состоянию – тирании, диктатуре, а после СССР — и диктатуре тоталитарной, и никакой другой. Вы это понимаете? Вы с этим согласны? Или для Вас это темный лес, откуда взялся этот Путин, эти центры “Э”, это “болотное” и пр. дела? Не с Луны же они прилетели? И как Вам видится Ваша лично правозащитная миссия в условиях тоталитарной диктатуры, основанной на базе новейшей компьютерной техники? Понимаете ли Вы, что спасать по одному в рамках их “законов”, когда количество жертв и пзк множится каждый день в геометрической прогресии, — это, мягко говоря, бесперспективный путь? Что бесполезно отрывать только верхушки сорняков в огороде, оставляя корни?

Или, м.б., Вы верите, что Россию можно реформировать, европеизировать, вестернизировать, перевести на какие-то либеральные рельсы, — хотя бы такие, как в начале 90-х, игнорируя все, что случилось с этой страной потом?
А если нельзя, если и впрямь, как уверяют все “патриоты”, Россия генетически несовместима с западными либеральными ценностями, с правами человека, в полном их объеме, — от свободы слова до свободы гей-парадов, — то ЧТО же тогда? ЧТО вы, грубо говоря, выберете, если будет на 100% доказана их несовместимость, — Россию, или же права человека вместе с либеральными ценностями? Ответьте честно на эти вопросы – и мне многое станет понятно. Я понимаю, что приводимая мной дихотомия Вам неприятна сама по себе, но все же – представьте, что выбор абсолютно неизбежен и попробуйте его сделать.

Кстати, участие “либеральной” тусовки в создании в 2012 г. КС вместе с коммунистами и нацистами было, на мой взгляд, проявлением чистейшего безумия. Боровой правильно назвал точку, к которйо вы все вернулись с вашим лозунгом “честных выборов”: октябрь 1993. Вы фактически в 2012 г. работали на то, чтобы увидеть, чем обернулась с 1993 победа макашовых, анпиловых, баркашовых над Ельциным.

Интересно, размахивая с 2011 г. лозунгом “честных выборов”, Вы лично отдавали себе отчет, что на любых действительно честных выборах в этой стране победителями будут коммунисты, а на 2-м месте – русские нацисты? Или Вы не заметили, как благодаря лозунгу Навального на выборах-2011: голосовать за любую партию, кроме ЕдРа, выросла фракция КПРФ? Или Вы не помните 1-е место ЛДПР на выборах 1993 г. и КПРФ — в 1995м? Или для Вас коммунисты как избранники “народа” и баловни “демократии” — это ничего, нормально, не страшно? Типа, раз народ избрал – пусть правят, чтоб все честно? А то, что они за прежний ГУЛАГ не покаялись и о новом вслух мечтают, как и о новом раскулачивании “буржуев” — это, мол, ничего, просто слова, которые не сбудутся, если пустить комми опять к власти?

Вот объясните мне напоследок: ну какие, к черту, могут быть “честные выборы” в нацистско-коммунистической стране со сталинистско-тоталитарным менталитетом населения? И на кого работой были все эти митинги “за честные выборы”, с памятного 5 декабря 2011 начиная? С каких пор — и ЗАЧЕМ?! — люди, называющие себя “либералами”, стали де-факто подстилкой коммунистов?..

А помните, той зимой вы еще в 408 ко мне заходили — и я Вам говорил, что никакие не “честные выборы”, а свобода народов и регионов, право на отделение, на независимость, на создание региональных партий должны быть главным лозунгом? Что это и есть та игла, в которой заключена смерть имперского Кащея? Помните, Вы тогда же в ЖЖ упоминали с моих слов об этом? А сейчас вот — в их “Думу” законопроект до 20 лет за “пропаганду сепаратизма” внесен, — слышали? Так где она, главная опасность, — не верно ли до мелочей я ее угадал задолго до сего дня? Не оказался ли я прав против вас всех, оравших про “честные выборы”, начисто забыв про свободу народов и регионов, про необходимость ликвидации империи, про невозможность никакой демократии и никаких прав человека в империи???…

И — самое главное — хотите ли Вы, как и я, именно смерти имперского Кащея, или все еще надеетесь его перевоспитать, превратить в вегетарианца?..

Вот и все, наверное, на этот раз. Для начала вполне достаточно вопросов. Я бы хотел, конечно, узнать, Ваши ответы на них, но — еще больше я бы хотел, чтобы эта дискуссия была публичной, что в Вашем лице я хотел бы подискутировать и со всем “белоленточным” лагерем, никогда меня не понимавшим и не пытавшимся даже понять (несмотря на — на самом-то деле — реальную общность их либеральных принципов с моими), а огульно объявлявшим столько лет сумасшедшим. Вы интересны мне не только как человек яркий и давно знакомый, но – и как один из наиболее ярких представителей этого лагеря — легальных, или имперских либералов, как я его порой называл для себя.

Потому-то я и спрашивал вас — сможете ли Вы, найдете ли время мои письма набивать и вешать в ЖЖ, чтобы дискуссия была целиком публичной, чтобы все видели, что я реально думаю и на что Вы отвечаете. Вроде, Вы обещали, что время набить найдется. Что ж — очень на это надеюсь и жду ответа. Рад возможности подискутировать с Вами о наболевшем хотя бы из тюрьмы, — жаль, что этого не удалось раньше…

С наилучшими пожеланиями —
Ваш Борис Стомахин, политзаключенный

8.12.13, СИЗО “Медведково”, Москва

P.S. Да, вроде ж и дневник мой за 1-й срок Вы прочли недавно? Поделитесь впечатлениями, как он Вам понравился?

Анна Каретникова

Источник: www.kasparov.ru

03.01.14.