Главная » Все Новости » События » Черкесы, как «атавизм холодной войны»

Черкесы, как «атавизм холодной войны»

Абубекир Мурзакан: «От арестованных в Нальчике участников протеста против Олимпиады в Сочи добивались признания в получении указаний и денег от Госдепа США»

Выступая на встрече с участниками общественного совета по подготовке Олимпиады в Сочи в начале недели президент России Владимир Путин назвал «черкесский фактор» «атавизмом теории сдерживания», «инструментом холодной войны»:

«Еще во времена «холодной войны родилась» «теория сдерживания», которая была направлена на то, чтобы сдерживать развитие СССР. …И попытки сдерживать Россию, а это касалось, к сожалению, и вот этого олимпийского проекта, как инструмент использовался, в том числе черкесский фактор», – сказал Путин. (РИА Новости).

«Этим заявлением Владимир Путин сделал черкесов субъектом взаимоотношений России и Запада, – сказал «Голосу Америки» американский политолог Пол Гобл (Paul Goble), автор блога Window on Eurasia – Вместо тушения пожара он только подлил масла в огонь».

Дальнейшее развитие, также в духе «холодной войны» получила история с задержанием в Нальчике 7 февраля участников пикета против Олимпиады в Сочи. Как сообщал «Голос Америки»,  около 30 черкесских активистов были задержаны в столице Кабардино-Балкарии после того, как они выстроились в колонну из десятка автомобилей в центре города и вывесили из окон черкесские флаги, а также полотнища с надписью «Сочи – земля геноцида» на английском языке.

Согласно свидетельствам выпущенных на свободу участников пикета, арестованные подвергались избиениям и пыткам. В частности, очевидцы сообщают, что полиция была вынуждена внести Анзора Ахохова в зал суда для оглашения приговора, так как он был не в состоянии самостоятельно передвигаться в результате полученных в полиции побоев.

«У него все тело в синяках: лицо, руки, ноги – везде следы сильных побоев», – сказал брат Ахохова Асланбек.

Освобожденные активисты рассказывают, что когда они находились в общей камере, полиция увела Аслана Бегидова, и вернула его в камеру уже со следами жестоких побоев. Сообщается также, что другой арестованный – Казбек Текушев подвергся пыткам путем удушения: в течение нескольких часов его держали прикованным к стулу с надетым на голову целлофановым пакетом. После потери сознания Текушева приводили в чувство и повторяли процедуру.

Очевидцы рассказывают, что процесс задержания также происходил в жесткой форме. В частоности латыш Авис Красовскис, снимавший события на видеокамеру,  был атакован тремя полицейскими, у него отобрали камеру, самого повалили на землю и избивали ногами.

«Мы никак не можем прокоментировать события 7 февраля, так как у нас нет информации об этом», – сказала «Голосу Америки» по телефону из Нальчика руководитель пресс-службы МВД КБР Ольга Ткаченко. На уточняющий вопрос корреспондента о том, что имеется ввиду под «информацией», факт ареста, предъявленные обвинения или применение насилия – сотрудник МВД КБР ответила: «Мы не располагаем никакой информацией».

Руководитель Международной кризисной группы в России Екатерина Сокирянская сказала «Голосу Америки»: «7 февраля многие жители и выходцы с Кавказа в России и за рубежом ждали, как их регион будет представлен на церемонии открытия Олимпиады в Сочи. Особенные ожидания были у черкесов, в исторической памяти которых  Красная поляна играет центральную роль. Однако никакого намека на Кавказ,  черкесов, ислам, этнокультурное разнообразие России в церемонии не было. Вместо этого 7 февраля черкесских активистов в Нальчике арестовали и заключили в СИЗО на 15 суток, по сообщениям СМИ, некоторых еще и избили»

По мению Сокирянской подобная политика создает условия для новых конфликтов: «Вместо того, чтобы привлечь на свою сторону народы, показать, что вместе с Россией их история, культура, язык могут приобрести особое глобальное значение, силу и смысл, власти поступили как обычно: проигнорировали, замолчали, задавили. Такие  подходы не укрепляют государственность многонациональной страны, напротив, ослабляют ее и создают предпосылки для  новых конфликтов».

Чего добивалась полиция от задержанных участников пикета, с какой целью к ним, как утверждают свидетели, применялось насилие? Этот вопрос корреспондент «Голоса Америки» задал черкесскому активисту в Нальчике Абубекиру Мурзакану. Сам  Мурзакан был в числе арестованных, его освободили спустя  24 часа, однако полиция конфисковала его мобильные телефоны.

«Они хотели добиться от нас признания в том, что мы получаем указания и деньги от американского Госдепартамента», – сообщил Мурзакан в интервью по Скайпу из Нальчика. «…Они говорили с такой уверенностью, словно видели своими глазами расчетные ведомости, – добавил он, – мне даже обидно стало, что до меня никаких денег не доходит», – с горьким сарказмом рассказал он.

Старший научный сотрудник Центра стратегических международных исследований в Вашингтоне Януш Бугайски (CSIS, Janusz Bugajski) полагает, что «разгром мирного черкесского протеста в городе поблизости от олимпийского Сочи, свидетельствует о растущем страхе внутри правительства Путина».

«Этот страх основан на двух факторах, – сказал Бугайски в интервью «Голосу Америки», – первое: растущее национальное самосознание в различных частях федерации, отрицающих власть России; растущее на Западе понимание того, что Россия представляет собой постимперское государство, не способное освободить свои колонии, но пытающееся оживить нео-имперский проект».

«Отсутствие коренного населения в программе Сочи нарушает Олимпийскую Хартию», – сказал Пол Гобл. По мнению аналитика, «брутальности российской полиции по отношению к арестованным в Нальчике не может быть никаких оправданий».

«Настало время для того, чтобы люди доброй воли выступили с осуждением подобной политики. Более того, мир должен потребовать от Москвы изменения курса. Все, что делает Путин лишь убеждает черкесов в том, что они могут выжить как народ только в качестве независимого государства, и Олимпиада на месте геноциад внесла огромный вклад в формирование мощного черкесского национального движения», – сказал Пол Гобл.

Активистка движения NoSochi2014, черкешенка из американского штата Нью-Джерси Тамара Барсик (Tamara Barsik) опубликовала в среду обращение к президенту России Владимиру Путину, в котором она отметила, что «минута молчания в память черкесов-жертв геноцида во время церемонии закрытия Олимпиады могла бы стать серьезным первым шагом к примирению и постороению диалога между народами».

Однако черкесы – не единственный народ на Северном Кавказе, кто хотел бы услышать слова признания своих страданий на церемонии закрытия Олимпиады,  датой которой избрана 23 февраля – 70-летняя годовщина сталинской депортации чеченцев и ингушей, повлекшей многотысячные жертвы и страдания.
На момент написания этого материала задержанные были отпущены на свободу за исключением шестерых, которым предъявлены обвинения по ряду статей УК РФ, включая  публичную демонстрацию экстремистских лозунгов. Они приговорены к разным срокам заключения от пяти до пятнадцати суток.

Источник: www.golos-ameriki.rul

12.02.14.