Главная » Все Новости » События » Оборотни в погонах

Оборотни в погонах

Свобода прессы: новые следы в деле об убийстве Анны Политковской. Спустя пять лет после убийства журналистки Анны Политковской стали известны имена предполагаемых преступников. Но кто был заказчиком? Чеченский руководитель Кадыров, Кремль, находящийся в эмиграции олигарх Березовский? Сотрудник правоохранительных органов, связанный с мафией, играет в этом деле ключевую роль.

Если в Москве кто-то признается, что родился в Люберцах, то это сразу вызывает подозрение или понимающую улыбку. Безликий город-спутник в юго-восточной части Московской области имеет такую же репутацию, как Корлеоне в Сицилии, и считается оплотом мафии.

500 бойцов, которых подозревали в совершении разбойных нападений и торговле оружием, контролировали в 90-е годы фабрики и ночные клубы. Многие из них занимались бодибилдингом. В своей боевом гимне они восхваляли этот городок как «центр грубой физической силы». Фото их главаря Сергея Зайцева по прозвищу «Заяц» все еще висит в клубе силовых видов спорта «Титан». Зайцев погиб во ходе перестрелки в 1993 году.

В Люберцах, между типовыми бетонными домами и памятником космонавтам, и вырос Дмитрий Павлюченков. Он выбрал себе профессию, и казалось, что он хочет освободиться от криминальной репутации места своего рождения. Он стал сотрудником милиции, дорос до подполковника и был назначен руководителем секретного отдела московского Управления внутренних дел.

Сегодня Павлюченков – человек со спокойным голосом и лысиной на полголовы – является ключевой фигурой в расследовании убийства журналистки Анны Политковской. Он – главный свидетель и соучастник преступления одновременно. Павлюченков находится в центре клубка, состоящего из чеченской мафии, коррумпированных полицейских и непрозрачных интриг сотрудников спецслужб.

Политковская занималась документированием нарушений прав человека в Чечне и обвиняла Владимира Путина в «государственном терроризме». 7 октября 2006 года она была убита у лифта в подъезде своего дома.

Спустя пять лет стали известны имена предполагаемых преступников. Чеченец, стрелявший в Политковскую, был арестован в мае этого года, а Павлюченков был задержан в августе. В настоящее время складывается впечатление, что исполнители, организаторы и посредники все же окажутся за решеткой. И это немало для страны, в которой большинство убийств журналистов и правозащитников остаются нераскрытыми.

Теория заговоров, в соответствии с которой Кремль или какой-то сомнительный эмигрировавший олигарх стоит за этим преступлением, не может быть основательно подтверждена документально. Вместо этого следы указывают на расположенную на Кавказе Чеченскую Республику, на империю диктатора Рамзана Кадырова.

Трусливое убийство журналистки привлекло внимание мировой общественности к темным сторонам правления Путина: мелочная опека прессы, сращивание правоохранительных органов и организованной преступности.

Как раз главный свидетель Павлюченков является характерным примером этой системы. Сотрудники его спецподразделения, так называемые спецсубъекты, разъезжают на автомобилях, которые не может остановить ни один полицейский. Отделу кадров запрещено иметь их фотографии и вести на них дела. Их офисы в центре города не имеют никаких вывесок, а один из них находится совсем рядом с Московской консерваторией.

Группе Павлюченкова было поручено следить за каждым шагом подозреваемых и преступников. На самом деле эти сотрудники правоохранительных органов использовали имевшиеся в их распоряжении ресурсы и технические средства для того, чтобы самим совершать преступления. Иногда Павлюченков предоставлял своих сотрудников в распоряжение мужей, которые хотели знать, чем занимаются их жены. Кроме того, он оказывал услуги политикам и бизнесменам, желавшим пошпионить за конкурентами, а также своим друзьям в мафии. За час работы он брал 100 долларов.

В список предоставляемых бандой услуг входили также заказные убийства. Так было, например, в случае с Политковской. Для того, чтобы накануне совершения преступления выяснить образ жизни журналистки, Павлюченков, до данным следствия, выделил, по крайней мере, одного своего сотрудника для проведения за ней слежки. Он также нанял трех чеченцев, в том числе и того, который стрелял в Политковскую. Судя по всему, именно он предоставил и оружие преступления – газовый пистолет марки «Иж», который в подпольном цехе одного из заброшенных железнодорожных депо на окраине Москвы был переделан для стрельбы боевыми патронами.

Расследования, проведенные среди следователей, адвокатов и журналистов, работавших вместе с Политковской, позволили установить мотив совершенного Павлюченковым преступления. Этот подполковник был заядлым игроком – и поэтому ему постоянно нужны были деньги.

Павлюченков происходит из хорошей семьи, а его дядя входит в число лучших нейрохирургов России. Тем не менее он быстро встал на преступный путь, и его все больше затягивали азартные игры. Его нынешняя сожительница работала во внутренней спецслужбе ФСБ. Она трудилась в отделе подполковника Павла Рягузова – это еще одна ключевая фигура в организации убийства Политковской.

В декабре 2006 года спутница Павлюченкова получила тяжелое ранение во время драки в их собственной квартире в Люберцах. По поводу этих событий существовали две версии: в соответствии с первой из них, спор возник, когда эта пара пригласила мальчика по вызову для сексуальных игр. По другой версии, нападавший хотел выбить долги у Павлюченкова, который часто брал заказы, но не выполнял их.

Павлюченкову постоянно нужно было больше денег, чем он получал по зарплатной ведомости. Поэтому он обманным путем за небольшие деньги приобретал квартиры пенсионеров и алкоголиков, и затем продавал их по более высокой цене. Он был «оборотнем в погонах» — так россияне называют кровососов на государственной службе. Два года назад суд приговорил одного из сотрудников Павлюченкова в Люберцах к длительному сроку тюремного заключения. Этот милиционер убил бизнесмена, а тело его сжег. Павлюченков также попал в поле зрение следователей, но был тогда допрошен только в качестве свидетеля.

И это не единичный случай. Когда в марте 2006 года был обстрелян автомобиль бизнесмена Геннадия Корбана, следователи пришли к выводу, что руководил этим преступлением Павлюченков. Однако этот сотрудник правоохранительных органов покинул здание суда как свободный человек. Он дал показания о действиях своих сообщников и таким образом превратился из подозреваемого в свидетеля.

Когда стали накапливаться данные о том, что Павлюченков, проходивший сначала как свидетель по делу об убийстве Политковской, сам причастен к совершению преступления, он был арестован, и это произошло 23 августа этого года. И на этот раз ему, кажется, удалось заключить сделку с прокуратурой. Он надеется получить восемь лет, а не пожизненное заключение. Прокуроры уже пообещали ему закрытое для общественности особое судопроизводство. Сначала он считался организатором убийства, но затем неожиданно превратился просто в соучастника.

Это породило подозрения относительно действий за кулисами влиятельных друзей или его работы в двойном качестве – как сотрудника управления внутренних дел и агента спецслужб. Он хочет в любом случае получить незначительный срок заключения, считает адвокат детей Политковской — 33-летнего сына Ильи и 31-летней дочери Веры. И поэтому Павлюченков может стать послушным инструментом в руках управляемой сверху судебной системы.

Известная московская газета «Коммерсант» считает, что Павлюченков уже назвал проживающего в эмиграции в Лондоне олигарха Бориса Березовского – заклятого врага Путина – заказчиком этого преступления. Политковская была убита, когда Путин отмечал свой 54-ый день рождения. В России, склонной к созданию мифов, многие хотят видеть в этом знак того, что именно Березовский приказал убить Политковскую для дискредитации Путина как внутри страны, так и за ее пределами. Сам Березовский это отрицает.

Известные на сегодняшний момент данные свидетельствуют, скорее, о внутрироссийском следе. В 1500 километрах к югу от Москвы переплетаются судьбы тех четырех чеченцев, которые подозреваются в убийстве Политковской.

Ачхой-Мартан — унылый захолустный город с населением 20 000 человек – расположен у подножья Большого Кавказа. Чеченская равнина подходит здесь вплотную к почти не контролируемым горам. Боевики из подполья в первую чеченскую войну блуждали здесь по лесам. Село Бамут, бывшее в то время оплотом стремящихся к независимости повстанцев, находится всего в восьми километрах.

В Ачхой-Мартане родились три брата Махмудовы: Рустам, который, предположительно, стрелял в Политковскую, а также Джабраил и Ибрагим, которые вели за ней наблюдение. Принадлежавший братьям автомобиль в день убийства был зафиксирован камерой слежения одного банка недалеко от дома, где проживала Политковская. Это была зеленая «Лада» со сломанными дворниками. 31 мая этого года Рустам Махмудов был арестован в Ачхой-Мартане в доме своих родителей – красивом строении из красного кирпича. Его брат Джабраил утверждает: «Мы все невиновны. Убийство Политковской на совести спецслужб».

Дядя Рустама Лом-Али Гайтукаев также вырос в Ачхой-Мартане, а затем он сделал карьеру в «лозанской мафии», название которой было позаимствовано у расположенного в центре Москвы ресторана. В начале 90-х годов члены этой банды взрывали бомбы и убили в столице десятки людей. В этом им помогали бывшие и действующие агенты внутренней спецслужбы.

Гайтукаев также был тайным информатором ФСБ, и он похваляется тем, что помогал московским правоохранительным органам в ликвидации Шамиля Басаева. В настоящее время он сидит в тюрьме за участие в покушении в 2006 году на бизнесмена Корбана, в котором сомнительная роль принадлежит и ставшему в последнее время главным свидетелем Павлюченкову. Находясь в тюрьме, Гайтукаев дал указание Павлюченкову закончить дело с Политковской «до 7 октября, а лучше всего именно 7-го», в день рождения Путина. Об этом сообщает одна из российских газет со ссылкой на материалы расследования.

Списки пассажиров свидетельствуют о том, что Гайтукаев вместе с московским офицеров ФСБ Павлом Рягузовым после этого полетел в Чечню. Рягузов также сопровождал в поездке Рустама Махмудова, который, по мнению следствия, и стрелял в Политковскую. Рягузов, Павлюченков и еще один бывший сотрудник милиции часто встречались в ресторанах, расположенных недалеко от штаб-квартиры ФСБ на Лубянке. Особенно им нравился «Шеш-беш», а также кафе в подвале гостиницы «Сверчков». Оттуда всего 300 метров до редакции «Новой газеты», где работала Политковская.

Подполковник Рягузов после своего ареста в августе 2007 года признался в том, что он через посредника, использую базу данных спецслужбы, выяснил для Павлюченкова место проживания журналистки. Позднее он отказался от своих показаний. Он был освобожден и по-прежнему числится в платежной ведомости ФСБ.

Связь мафии с правоохранительными органами в странах с независимой судебной системой и живой демократией привела бы к образованию парламентской комиссии по расследованию, к публичным протестам и отставкам министров. Но в России по поводу убийства Политковской молчат даже многие журналисты, занимающиеся расследованиями, а также большинство оппозиционных политиков – из страха быть убитыми.

Благодаря расследованию, проведенному «Новой газетой», теперь это дело повторно будет рассматриваться в суде. Ясно, что за убийством Политковской не может стоять преступник-одиночка. Для этого оно было слишком дорогостоящим и слишком хорошо подготовленным. Не ясно, кто кого нанял – сотрудники российских спецслужб чеченскую мафию или чеченская мафия сотрудников российских спецслужб. И имена заказчиков также пока не удалось установить.

Чеченский след теряется в Ачхой-Мартане. Висящий в городе плакат прославляет диктатора Кадырова. Политковская обвиняла его в пытках и убийствах. В 2006 году она назвала его «вооруженным до зубов трусом».

Какая связь существует между окружением Кадырова и мафиозной группировкой в Ачхой-Мартане, готовившей вместе с подполковником Павлюченковым это убийство? Создается впечатление, что никто особенно не занимается выяснением этого вопроса. Даже «Новая газета» не направляет больше своих экспертов по Кавказу в Чечню. «После того, как была убита моя мать, — говорит сын Политковской Илья, — Чечня превратилась в белое пятно. Больше никто не осмеливается сообщать о том, что там происходит».

Der Spiegel«, Германия)

05/10/2011