Главная » Все Новости » Россия » «У меня столько документов, что иногда даже становится страшно»

«У меня столько документов, что иногда даже становится страшно»

Главный редактор журнала ‘The New Times’ выиграла сражение с российскими спецслужбами

У ветерана российской журналистики Евгении Альбац достаточно причин для радости: возглавляемому ей еженедельнику «The New Times» исполнилось пять лет, и он превратился в авторитетный источник информации о темных сторонах российской политики. 

Кроме того, Альбац, автор книги о советских спецслужбах «Мина замедленного действия: политический портрет КГБ», только что выиграла битву с Федеральной службой безопасности (ФСБ), в декабре 2007 года запретившей въезд в Россию гражданке Молдавии Наталии Морарь, сотруднице журнала, которая в своих статьях, опубликованных в The New Times, рассказывала о сомнительных финансовых потоках, направлявшихся из Кремля политическим партиям и за рубеж.

Ресторан «Скандинавия» почти пуст, когда мы садимся за столик в один непогожий и якобы весенний день. Мы едим суп из помидор, и нам становится теплее. Евгения только что рассказала о том, как Морарь удалось въехать в Россию благодаря президенту страны Дмитрию Медведеву, которому Альбац изложила суть проблемы в феврале на встрече с журналистами, организованную главой государства на черноморском курорте Сочи.

Несмотря на то, что Альбац является одной из наиболее опытных журналисток России, ее, как она уверяет, обычно не приглашают на доверительные встречи кремлевских руководителей с представителями средств массовой информации». «Я всегда считала, что если политики мне предоставляют информацию, то моя обязанность заключается в том, чтобы ее распространить, поскольку это и составляет суть работы журналиста», говорит она.

Альбац отсутствовала на недавней встрече с Медведевым, посвященной вопросам борьбы с коррупцией. И это при том, что The New Times в то время только что опубликовала сообщения о предполагаемых финансовых операциях Владимира Путина. «Не могу поверить в то, что никто не спросил Медведева об этих операциях», восклицает Альбац. Она-то точно бы спросила, «чем можно объяснить документы и записи, в соответствии с которыми, будучи президентом, а впоследствии премьер-министром, Путин, пользуясь псевдонимом Михаил Иванович, управлял из Лихтенштейна системой оффшорных зон, куда переводилось около 35% денежных взносов, сделанных олигархами».

The New Times использует название английской версии еженедельника «Новое время», обанкротившегося в 2006 году, и финансируется предпринимателем Иреной Лесневской, выступающей за либеральные реформы.

Журнал выпускается тиражом в 50.000 экземпляров и не публикует рекламных объявлений. «Люди, обладающие миллиардными состояниями, предлагают нам деньги наличными, но я им отказываю, поскольку это противозаконно. Но они при этом не хотят, чтобы мы публиковали интервью с ними или упоминали их имена в качестве жертвователей, поскольку боятся санкций со стороны российских властей», говорит журналистка.

Официантка наконец-то уносит блюдо, которое Альбац задержала. Нам подают две порции приготовленного на сковороде лосося, что вносит какое-то цветовое разнообразие в суровый интерьер, состоящий из стен, белой скатерти и двух бокалов с минеральной воды. Может быть потому, что сама атмосфера заведения навевает дух протестантского аскетизма и экономии или стремясь избежать лишних калорий, мы решаем отказаться от десерта.

Альбац ярая поклонница Алексея Навального, адвоката и блогера, прославившегося своей борьбой с коррупцией в России. Она считает его своим соратником. Как бывший преподаватель Йельского университета, она рекомендовала известному блогеру пройти шестимесячный курс обучения в этом учебном центре США. «Навальный – единственный, кого боятся в Кремле за его харизму и ум. Поэтому его и не показывают по телевидению», говорит Альбац.

Одним из авторов The New Times является олигарх Михаил Ходорковский, которому платят около 9.500 рублей за статью. «Мы пересылаем ему гонорар почтовым переводом» в тюрьму в Карелии, где он отбывает срок, поясняет Альбац и добавляет в шутку: «Наверное, я единственная, кто ему платит вместо того, чтобы брать деньги с него».

Кто бы сказал мне это в девяностые годы, когда люди, работавшие на Ходорковского, меня предупреждали и даже угрожали в связи с моими расследованиями деятельности банка «Менатеп», восклицает она. Нефтяная компания «Юкос» даже подала судебный иск в связи с одной из моих статей, но впоследствии была вынуждена его отозвать, поскольку у меня были собраны все документы и доказательства. У меня столько документов, что иногда даже становиться страшно», говорит главный редактор еженедельника «The New Times».

El Pais«, Испания)

24.04.12.