Главная » Все Новости » События » Каждому свое

Каждому свое

Говорят, что в политике нет братства, дружбы или простой симпатии, а есть лишь интересы. И пример взаимоотношений России и Украины в газовом вопросе явный тому пример. Между тем, чтобы политические законы были применимы к ситуации, субъекты, о которых идет речь, должны быть сформированы как нации в политическом смысле этого слова. Последние годы показывают, что абхазы и адыги сформировались как политические нации, и действуют исходя из своих политических интересов.

После того как Грузия признала геноцид черкесов, в интернет-форумах и социальных сетях все чаще стали возникать споры и конфликты между абхазами и черкесами. Первые обвиняли черкесов в том, что они «подружились» с их врагами, тем самым предав абхазо-адыгское братство, а вторые обвиняли первых в том, что получив свое независимое государство, кстати, не без помощи черкесов, они стали вести античеркесскую политику.

По мнению черкесских форумчан это проявлялось в том, что черкесам отказывали в выдаче гражданства. Также отмечается, что абхазы ведут идеологическую борьбу против черкесов, записывая абхазами некоторые черкесские субэтносы. Не обошлось и без исторических споров с территориальными претензиями относительно того кто жил в области нынешнего Сочи, и в чье государство входила эта территория.

Кульминацией данных дискуссий стала поездка героя Абхазии, лидера черкесского национального общественного движения «Хасэ» Ибрагима Яганова в Грузию. То, что этот факт привлек внимание широкой общественности говорит о том, что это было знаковым событием как для абхазов, так и для адыгов. В последующем Яганов дал около 10 интервью различным информ-ресурсам и перед различными аудиториями. И все они вызывали широкий резонанс и обсуждения.

Главный лейтмотив этого его шага заключается в том, что абхазы уже почти потеряли свою государственность, и что им необходимо закреплять успех, достигнутый в войне 92-93 годов. А это возможно только путем активного диалога между всеми участниками конфликта. По мнению Яганова, абхазы, выйдя из-под влияния Грузии, попали под тотальный контроль России, и от их независимости уже ничего не осталось. Если так будет продолжаться, то Абхазия станет обычной российской губернией.

Подобные высказывания героя Абхазии, подкрепленные личными контактами с грузинами, вызвали ярко выраженную негативную реакцию со стороны абхазов, и это недовольство вылилось в интернет-пространство. Сейчас, читая различные форумы и обсуждения, можно прийти к выводу, что абхазо-адыгские отношения испортились, а братство улетучилось. Однако, не все так просто и однозначно.

В современных политических реалиях отношения портятся только в случае принципиального противоречия политических интересов. Причем, как показывает пример грузино-российских отношений, вовсе не обязательно, что политическая ссора приведет к конфликтам на уровне простых граждан. Русские как ездили в Грузию отдыхать, так и ездят, и даже имеется тенденция к увеличению количества посетителей Грузии среди граждан России. Да и у простых грузин тоже не наблюдается особой неприязни к русским, чего нельзя сказать о государстве и политиках.

Чем-то похожа эта ситуация с тем, что происходит между абхазами и адыгами. На уровне взаимоотношений между простыми гражданами проблем не наблюдается, а вот политически мыслящая часть общества зачастую проявляет противоречия.

Абхазия в понимании черкесов

В грузино-абхазской войне 92-93 годов участвовало около 2000 черкесских добровольцев. Помимо этого оказывалась гуманитарная помощь, да и просто моральная поддержка. Многие добровольцы верили в независимую Абхазию, и в то, что государство братского народа может стать для адыгов окном в мир. Не всегда адыгам, живущим в составе Российской Федерации удается поднимать свои проблемы на уровне международного сообщества и выступать как полноправный субъект международного права.

Иначе говоря, в составе Российского государства адыги не в полной мере реализуют свое право на самоопределение как политическая нация. Между тем, у адыгов есть проблемы, которые по своей сути являются международными. Это в частности проблема огромной диаспоры, разбросанной по всему миру. Современная Россия пока не проявляет желание замечать такую проблему.

Особенно это становится актуальным сейчас, когда Сирия, где проживает многотысячная черкесская диаспора, оказалась на грани гуманитарной катастрофы. В данном случае Совет Федерации создал комиссию по изучению положения соотечественников в Сирии и отправил их в Дамаск. Ситуация изучена, рекомендации выработаны, а проблема как была, так и осталась.

На родину возвращаются только те, кто может сам оплатить свою дорогу. Их на родине обустраивают согласно действующему законодательству, никак не облегчая условия получения документов.

В подобных случаях черкесам необходимо обращаться к международному сообществу, для чего необходима площадка с выходом в ООН. Именно таковой черкесы мечтали видеть Абхазию, но 20 лет после войны показывают, что она все еще далека от этого. В связи с этим, руку помощи, которую протянула Грузия, черкесы приняли с радостью.

Независимое абхазское государство нужно и самим абхазам, иначе не воевали бы за эту идею. Однако, война закончилась, а государство признано лишь пятью странами. Вкупе с этим республика потеряла свою армию и полностью полагается на российскую военную поддержку, в случае военной угрозы. Бюджетная и банковская система еще не сформированы.

Существенная часть бюджета Абхазии формируется за счет дотаций из Российского бюджета. Это говорит о том, что она попала под тотальный контроль России. И закономерно встает вопрос – какая разница между зависимостью от Грузии и зависимостью от России? По крайней мере, с грузинами можно было как-то пререкаться, чего не сделаешь с Россией при ныне складывающихся отношениях.

Абхазский фактор в грузино-черкесских взаимоотношениях

Подобная постановка вопроса Ибрагимом Ягановым была очень негативно воспринята в абхазском обществе. Некоторые открыто обвинили его в психической ненормальности, другие пожелали получить объяснения. Однако, четко прослеживается опасение, что черкесы, получив признание геноцида, в свою очередь сдадут Абхазию грузинам.

Как говорят сами черкесские активисты, активно работающие с грузинской стороной, их взаимоотношения никоим образом не должны отразиться на Абхазии, и в случае военного вторжения в Абхазию, черкесы безоговорочно поддержат братский народ. Также отмечается, что грузинская сторона никаких условий черкесам не предъявляла, что говорит о том, что они черкесов ни к чему не обязывают, ни по отношению к Абхазии, ни по отношению к чему-либо еще.

Сами грузинские политики не раз говорили, что считают Абхазию частью своей страны, находящейся в настоящий момент в оккупации. Они не теряют надежд на возвращение этой республики в состав Грузии, однако исключают военный метод решения этой проблемы. Абхазская общественность уверена, что Грузия их «манит пряником», так как не может воздействовать «кнутом», и как только они вернутся в состав Грузии, Абхазия будет упразднена и заселена грузинами.

«Нынешние грузинские политики умудрились перехитрить самого Шеварднадзе. Верить им нельзя» – говорят наши абхазские собеседники. Также неоднократно приходилось слышать, что грузины хотят использовать и черкесов, и после того, как они решат свои политические дела, они забудут и о черкесах, и о черкесском геноциде.

В ответ на подобные аргументы, Ибрагим Яганов говорит: «Сегодня Грузия проявляет инициативу и без каких-либо предварительных условий предлагает восстановить былые дружеские взаимоотношения, которые всегда имелись между исторической Кабардой и Грузией. И в соответствии с адыгским этикетом мы не имеем права не принять протянутую руку. <…> Вполне возможно, что у Грузии есть определенная цель – использовать черкесский вопрос. Но это нормально.

Такие интересы есть у любого государства. Есть интересы и у черкесов. Политика состоит из сталкивания этих интересов. До тех пор, пока Грузия не предпримет шаг, напрямую указывающий, что пытается воспользоваться нами, игнорируя наши интересы, мы не имеем права ее подозревать. Мы обязаны идти на контакт, налаживать отношения. Тем более, ветер из Грузии весьма перспективен».

Единый политический интерес

В настоящий момент Абхазия действует самостоятельно, не учитывая интересов черкесов. Черкесы тоже начали вести самостоятельную политику – исключительно прочеркесскую, при этом не оглядываясь на Абхазию. Политические интересы двух народов впервые за всю историю разошлись. Предпринимаются попытки найти точки соприкосновения для сохранения братских взаимоотношений.

Черкесский активист Андзор Кабард, будучи администратором группы Western Caucasus на фейсбуке, несколько раз организовывал абхазо-адыгские круглые столы, на которых обсуждались общие проблемы двух народов. Он убежден в том, что абхазам и адыгам необходимо работать над созданием единой политической нации: «Создание общей политической нации было бы естественным для столь близких народов с общей исторической судьбой и взаимодополняющими характеристиками: у Абхазии – статус и выход к морю, у черкесов – масса, – говорит он. – Если мы строим единую политическую нацию, то естественно у нас есть общие интересы. Но сегодня у нас есть опцион на такой проект, но самого проекта пока нет.

Какой быть Абхазии – решать самим абхазам. С черкесской точки зрения, Абхазия часть абазо-адыгского мира, на сегодняшний день с самым высоким формальным статусом, но не обладающая статистической массой для того чтобы удержать ситуацию в перспективе без черкесов. Увы, вместо того чтобы быть флагманом этого мира, Абхазия ушла в автономное плавание. Можно только надеяться, что осознание общности судьбы и инстинкт самосохранения подскажут абхазам, что пора бы менять свою черкесскую политику».

Про лидерскую роль Абхазии говорит и бывший глава «Адыгэ Хасэ Абхазии», черкесский общественник Аслан Бешто: «Несомненно, политическая перспектива у союза Абхазии и Черкесии есть. Это не подлежит сомнению. Но благодаря тому, что после развала Советского Союза Абхазия оказалась в составе Грузии, она смогла обрести свободу. Черкесы, в перспективе, хотели бы видеть общий абхазо-адыгский союз, который осуществим только в случае, если Абхазия выступит флагманом.

Учитывая то, что мы по-прежнему находимся в составе России, подобный союз может быть осуществим только при лидерстве Абхазии. Но власти Абхазии и значительная часть населения заняли исключительно пророссийскую позицию и проблему черкесов рассматривают только лишь в российском ракурсе взгляда на черкесский вопрос.

В связи с этим, в течении последних двух лет, черкесы практически окончательно разочаровались в Абхазии как своем союзнике, и начали вести свою собственную политику, что естественно не понравилось абхазам, которые привыкли что им уступают практически по всем спорным вопросам за последние 30 лет.

А тут черкесы резко взяли судьбу в свои руки и начали самостоятельную политическую игру. В результате этого наступило резкое охлаждение. Между тем, сейчас зарождается новое движение, которое недовольно предыдущей политикой Абхазии в отношении черкесов, и очень может быть, что скоро мы станем свидетелями кардинальной перемены в отношениях этих двух субъектов».

Многих продолжает беспокоить грузинская активность по отношению к народам Северного Кавказа, и в частности черкесам. Складывается такое впечатление, что черкесы и грузины начали дружить против России и Абхазии. Однако, это было бы не востребовано, если хотя бы одна из этих стран не осталась бы глуха к проблемам черкесов. Абхазия не смогла стать окном в мир для черкесов.

В настоящий момент под угрозой оказалась даже их собственная независимость. Россия же, в своей политике не всегда может выступить проводником интересов малых народов, так как государственная система весьма неповоротлива, и в ней сконцентрировано слишком много политических интересов разного плана.

В этих условиях Грузия стала единственно возможной площадкой для черкесов, чтобы заявить на весь мир о своих проблемах. Это показало, что черкесы сформировались как политическая нация, которая работает на достижение своих политических интересов и может представить себя не только как часть Российской Федерации, но и как субъект международного права.

http://kavpolit.com

04.06.12.