Главная » Все Новости » События » Клинтон едет в Грузию

Клинтон едет в Грузию

Государственный секретарь США Хиллари Клинтон посетит на этой неделе Армению, Грузию и Азербайджан. Это важный визит для всех трех государств, но особенно для Грузии. Данная страна сейчас вступает в свой самый важный политический сезон после оспоренных выборов 2003 года, которые стали причиной «революции роз» и падения бывшего президента Эдуарда Шеварднадзе.

На протяжении двадцати лет после распада Советского Союза Грузия тесно связывает свою судьбу с Соединенными Штатами. Отчасти это является результатом личных связей бывших руководителей двух стран. Весной 1992 года Шеварднадзе, которого любили в Вашингтоне за его деятельность в качестве советского министра иностранных дел, вернулся в Грузию, скатившуюся в пропасть гражданской войны. Он вытащил ее из этой трясины во многом благодаря тому, что сделал ставку на Вашингтон и Берлин, и получил немалые объемы зарубежной помощи.

Но такая поддержка не была безоговорочной. Прошедшие в 2003 году парламентские выборы многие рассматривали в качестве экзамена для власти и авторитета Шеварднадзе. В июле того года американское правительство направило друга Шеварднадзе Джеймса Бейкера для обсуждения условий сделки по вопросу проведения выборов. Договоренность эта позднее распалась, но грузинское общество сумело увидеть, что ответственность за это несет в основном  Шеварднадзе. Предполагаемое отсутствие американской поддержки стало ключевой причиной для принятия Шеварднадзе  решения об уходе в отставку в ноябре 2003 года, когда выборы были признаны недействительными.

В 2004 году к власти в Грузии пришел получивший образование в США Михаил Саакашвили. Он снова обратился к США и нашел там любезного покровителя в лице президента Джорджа Буша. Отношения между ними стали слишком личными и слишком близкими. Когда президент Буш заявил в 2005 году толпам собравшихся на тбилисской площади Революции людей «Избранная вами дорога свободы нелегка, но вы пойдете по ней не в одиночку», многие грузины восприняли его слова буквально.

Во время той же поездки Буш в частном порядке заявил Саакашвили на своем энергичном и красочном техасском языке, что если тот начнет войну за Абхазию и Южную Осетию, то «американская кавалерия на горизонте не появится». Соединенные Штаты настойчиво доводили эту мысль во время всех конфиденциальных встреч с Саакашвили, в том числе, во время визита Кондолизы Райс в Тбилиси в июле 2008 года — за месяц до начала войны.

Но похоже, публичные выражения поддержки были настолько сильны, что Саакашвили со своей командой поверил в предоставление ему некоей индульгенции в случае начала военных действий на одной из самопровозглашенных территорий. Он более или менее признал это в последнем документальном фильме Би-Би-Си о той войне, когда ему был задан вопрос по поводу решения напасть на Южную Осетию 7 августа 2008 года: «Вы знаете, мы думали, что сможем как минимум удержать русских какое-то время, надеясь на то, что международное сообщество проснется и увидит — мы концентрируем усилия, мы неким образом меняем ситуацию».

Земля драмы

Администрация Обамы постаралась сделать так, чтобы отношения с Грузией стали менее личностными и более профессиональными и формальными. На Саакашвили стали обращать меньше внимания, и когда он, наконец, получил аудиенцию у американского президента в январе этого года, Обама весьма символично заявил об «официальной передаче власти, которая произойдет в Грузии». Он подчеркнул: «Думаю, это поможет закрепить многие из тех реформ, что уже проводятся».

Но Грузия — это неизменно земля драмы, страна спектакля и колоритных личностей. И сейчас на ее политической сцене действуют две такие личности, а не одна. Второй титан — это миллиардер Бидзина Иванишвили, чей прошлогодний дебют в политике внезапно придал новые силы и энергию грузинской оппозиции.

Иванишвили ведет активную борьбу не только в Грузии, но и, что неизбежно, на второй арене грузинской политики — в Вашингтоне. Он нанял целую когорту лоббистских фирм представлять себя и свое движение «Грузинская мечта». Для маленькой и бедной страны с населением в четыре миллиона человек это стало беспрецедентным состязанием, но сегодня вашингтонская группа Podesta (представляющая грузинское правительство) ведет дуэль с лоббистской организацией Patton Boggs (она представляет Иванишвили).

К сожалению, политическая культура в Грузии по-прежнему сродни кровной мести. Противоположная сторона это не просто оппонент, но еще и смертельный враг. Каждая из сторон уже начала предвещать себе победу на октябрьских выборах и заявляет, что стране надо избавиться от второй стороны.

Выступая на новой сессии парламента 26 мая, Саакашвили так сказал об Иванишвили: «Темные силы прошлого, какими бы деньгами они ни обладали, какую бы ложь они ни рассказывали… они не смогут остановить ускоренное продвижение грузинского народа к прогрессу».

Саакашвили соблазняет своих западных собеседников разговорами о том, что его правительство из тридцати с чем-то англоязычных министров является незаменимым партнером, а вот победа Иванишвили столкнет Грузию с избранного курса и повернет ее вспять, в сторону России.

Иванишвили, со своей стороны, выступил 27 мая в Тбилиси на массовом митинге своих сторонников, где заявил, что Саакашвили «оторвался от традиций и реальности». Он сделал энергичный шаг в сторону тех представителей общества и избирателей, которым чужда политика Саакашвили. Это сельская беднота, набожные православные христиане и городская интеллигенция. Его сигнал Западу заключается в том, что внешняя политика останется неизменной, но что Грузии нужно более предсказуемое и представительное правительство — во главе с ним.

Сегодняшняя роль США

Теперь настала очередь Хиллари Клинтон представить самое свежее послание из Вашингтона. Ей вряд ли хочется выступать в роли арбитра, но недавняя история показывает, что выбора у нее нет. Грузины хотят услышать, что скажет их американский покровитель по поводу предстоящих выборов.

Ключевые составляющие правильного послания довольно легко себе представить: похвала в адрес позитивных реформ, осуществленных властями; напоминание Саакашвили о том, что Грузия это не только он; упор на создание равных условий на избирательном поле, причем не только в день голосования, но и в ходе предвыборной кампании; дружественное ободрение оппозиции, состоящее в том, что если выборы пройдут более или менее честно, она должна согласиться с их результатами. (Мало кто из обозревателей ждет от оппозиции победы. Максимум, на что она может реально надеяться, это на хорошие результаты по количеству мест в парламенте.)

Здесь есть один чрезвычайно важный момент. Опыт Джеймса Бейкера и Кондолизы Райс подсказывает, что аудитория важна не меньше, чем само послание. Если Вашингтон верит в то, что поддерживает в Грузии процесс, а не просто группу отдельных личностей, то грузинская публика должна услышать этот новый американский сигнал — услышать ясно и четко.

Томас де Ваал — старший научный сотрудник Фонда Карнеги за международный мир.

The National Interest«, США)

05.06.12.