Главная » Все Новости » События » Чья бы корова мычала, а Москва бы молчала…

Чья бы корова мычала, а Москва бы молчала…

Министерство иностранных дел России подготовило доклад на тему соблюдения прав человека в ряде государств мира. В докладе также идет речь об ущемлении прав человека в Грузии, в частности, не соблюдении мер защиты «национальных меньшинств».

Почему в кавычках? Дело в том, что в своем докладе о «национальных меньшинствах» первым делом МИД РФ касается вынужденно переселенных лиц. По данным российского внешнеполитического ведомства, «Международная Амнистия» в августе 2012 года опубликовала доклад, критикующий Тбилиси за принудительное переселение временно перемещенных лиц (ВПЛ) из временных убежищ. В докладе указывается, что в настоящее время в результате вооруженных конфликтов в 1990-х годах и в 2008 году около 6% населения Грузии (247 тысяч человек) являются ВПЛ.

МИД РФ подчеркивает со ссылкой на «Международную амнистию», что «на протяжении более 20 лет [ВПЛ] не имеют возможности реализовать свое право на возвращение, не получили постоянного жилья, испытывают значительные сложности при трудоустройстве и доступе к медицинским услугам, не защищены социально и экономически».

И тут проявляется в полной мере тот цинизм, который использует Россия в своих речах против Грузии. Во-первых, ВПЛ никак не являются национальным меньшинством. Во-вторых, России не следует забывать о том, что она по сей день творит с собственными национальными меньшинствами на Северном Кавказе. В третьих, и наиболее главный для нас, российский МИД в упор отказывается признавать факт, который для всего цивилизованного мира давно уже является таковым — 247 тысяч человек стали вынужденно переселенными в Грузии лишь из-за действий российской политической и военной машины. Еще несколько десятков тысяч вынужденно переселенных находятся за пределами Грузии. Среди них не только грузины, но и армяне, русские, абхазы, осетины, эстонцы, греки, евреи и т.д.

Москва в упор не желает признавать, что именно ее политика направлена на то, чтобы отнять у вынужденно переселенных лиц право на возвращение. Ведь любые разговоры на тему возвращения беженцев срываются именно российской стороной, которая ссылается на сепаратистские режимы и заявляет о том, что их возвращение может вызвать новую эскалацию конфликта, тогда как источником конфликта во всем регионе является исключительно Москва.

В этой связи необходимо напомнить, что Россия неоднократно голосовала против резолюции парламентской ассамблеи ООН о положении внутреннее перемещенных лиц и беженцев из Абхазии. Резолюция, принятая 3 июля 2012 году, к примеру, осуждает осуществленные насильственным путем демографические изменения в грузинских оккупированных регионах и призывает участников Женевских переговоров активизировать свои усилия с целью обеспечения возвращения внутренне перемещенных лиц и беженцев в места их постоянного проживания. На это официальная Москва заявила, что «российская сторона голосовала против этой резолюции, исходя из убеждения, что она не соответствует реалиям и чревата осложнением обстановки в регионе, пробуксовкой решения многочисленных гуманитарных вопросов, а также не способствует налаживанию доверия между абхазской, югоосетинской и грузинской сторонами».

Как обычно, московские чиновники, зачастую зря себя считающие политиками, по-привычке не видят бревен в собственном глазу. В докладе российских правозащитников о положении беженцев из Абхазии в самой Российской Федерации есть много моментов, на которые Москве следовало бы обратить внимание, и не заниматься демагогией, а защитой прав людей, которые по вине все той же Москвы были вынуждены покинуть свои дома.

К примеру, в это докладе отмечается, что «российско-грузинская война 2008 г. и признание Россией независимости Абхазии, не обусловленное обязательством создать условия для возвращения беженцев, лишило их последних надежд вернуться на родину. В то же время он способствовал закреплению стереотипа враждебности по отношению к грузинам, который начал складываться в обществе и особенно — в сознании бюрократии. В результате, например, получить РВП в счет квоты для грузин стало практически невозможно».

Российские правозащитники делят грузинских беженцев на три категории:
«Неблагополучные» — обладатели паспортов образца 1974 г., выданных в Абхазии до 1992 г. со штампами о прописке на территории Абхазии. По мнению правозащитников, обладатели таких паспортов считаются нелегалами, паспорта эти невозможно использовать для получения виз, регистрации, получения разрешения на работу и выдачи паспортов. Фактически единственное место, где они рассматриваются как документ, это суд (если судья сочтет это возможным). Хотя, по их же словам, на улице грузины с такими паспортами чувствуют себя даже лучше, чем обладатели национальных паспортов с визой и регистрацией. Во время «антигрузинской кампании» советские паспорта многих (хотя и не всех) спасли от депортации.

«Самые неблагополучные» — обладатели национальных грузинских паспортов без визы или вообще без паспортов. Это или подросшая молодежь, не имеющая ничего, кроме свидетельств о рождении, или люди, утратившие советские паспорта в хаосе войны, или лишившиеся их уже в России (большинство этих паспортов пропало в недрах милиции). Некоторые беженцы, помучившись без паспортов и не имея возможности получить никакого иного удостоверения личности, кроме грузинского паспорта, получили в Консульстве такие паспорта. Однако, национальный паспорт без визы практически не меняет (если не ухудшает) их положения. Это — наиболее уязвимая категория, не имеющая никаких защитных механизмов.

«Относительно благополучные»: такими считали тех, кто с 2001 г. получал визы, регистрировался, то есть проживал в России легально, меньше, чем остальные, дрожал при встрече с милиционером и меньше платил. Однако, положение их все это время было неустойчивым. Визы им выдавались на год, и не было никакой гарантии получения ее на следующий год. Пропустил срок обращения за визой даже по уважительной причине (болезнь, утрата паспорта) – отказ. Не смог сразу после получения визы зарегистрироваться или, не найдя места для регистрации, «купил» справку о регистрации в одной из сотен легально действующих фирм, оформляющих «липовую» регистрацию – отказ. Съездил в Грузию, хотя бы на похороны, въехал по визе, полученной в российском консульстве, — годовую визу в МИД РФ больше не получишь никогда. Постоянную проблему составляло получение виз подрастающими детьми беженцев, имеющих визы. МИД РФ отказывал им в выдаче виз на том основании, что в списках, представленных в Консульством Грузии в 2001 г., они не фигурировали. Отказывали в выдаче виз даже детям беженцев, получивших российское гражданство.

Выводы правозащитников: Россия была вовлечена в грузино-абхазский конфликт с момента его возникновения, занимала всегда проабхазскую сторону, логическим итогом этой политики стало признание независимости Абхазии. Следовательно, Россия вместе с Абхазией разделяет ответственность за последствия этого конфликта и в первую очередь — за судьбу жертв конфликта, находящихся на ее территории.

Не вдаваясь более в детали доклада, с которым желающие могут сами ознакомиться, отметим, что такое положение не только беженцев, но всех людей грузинской национальности на территории России не дает права официальной Москве поднимать голос по поводу защиты прав человека, где бы то ни было. Не России указывать Грузии о том, что хорошо, и что плохо. Тем более, что 20% грузинских территорий по сей день находятся под российской оккупацией, и вместо выполнения достигнутых международных соглашений, в том числе и при посредничестве ЕС, суть которых сводится к деоккупации грузинских территорий и достойному возвращению беженцев в места их постоянного проживания, Россия всячески пытается усилить свои оккупационные контингенты и свое присутствие на эти территориях. Тактическая цель, которую при этом Россия преследует, не скрывается — полная аннексия этих территорий с последующим отторжением от Грузии других территорий.

Иракли Цкитишвили

Клуб экспертов

Источник: rus.expertclub.ge
15.11.12.