Главная » Все Новости » События » Восьмидневная война. Кто проиграл, кто выиграл

Восьмидневная война. Кто проиграл, кто выиграл

ХАМАС, безусловно, выиграл в том отношении, что вышел из изоляции, прорвал дипломатическую блокаду. До сих пор весь мир признавал в качестве легитимного представителя палестинского народа Палестинскую национальную администрацию во главе с Махмудом Аббасом, контролирующую только Западный берег. Сейчас, когда началась « воздушная война», в Газу приехали и правитель Катара ( первый глава арабского государства, появившийся там), и премьер-министры Египта и Туниса. Все обещали помощь, в первую очередь финансовую ( что особенно важно, если речь идет о богатейших нефтепроизводящих странах Персидского залива), но главное- выражая полную солидарность с палестинцами Газы, фактически обращались с ХАМАСом как с полноправным, если даже не ключевым игроком в регионе. Таким образом, авторитет ХАМАСа вырос невероятно, и теперь уже очевидно то, что в принципе должно было быть ясно давно- без этой экстремистской исламистской организации на Ближнем Востоке невозможны ни мир, ни война.

Возможно. ХАМАС, провоцируя Израиль, сбросив на него внезапно 120 ракет за три дня, рассчитывал выиграть больше. Если бы Нетаньяху после воздушной войны начал бы наземную операцию, как четыре года тому назад ( операция «Литой свинец»), это резко испортило бы его отношения с Египтом, вынужденным при правлении «Братьев- мусульман» учитывать настроения народных масс, а также привело бы к серьезному охлаждению отношений с Западом, в том числе с Соединенными Штатами.

Так не получилось. Израильский кабинет на эту провокацию не поддался, воздержался от вторжения в Газу, которое все равно к решительному результату – уничтожению ХАМАС- привести не могло бы, так как под давлением «мирового сообщества» пришлось бы, как и четыре года тому назад , выводить войска, не закончив дела. Можно ли считать, что Израиль выиграл? Во всяком случае, не проиграл. Конечно, каждый израильтянин – еврей мечтает, чтобы ХАМАС со всеми своими боевиками и сторонниками провалился в тартарары, исчез с лица земли, но почти все понимают, что это нереально. Наземная операция принесла бы не только резкое ухудшение международной репутации Израиля, но и потери среди военнослужащих, а ведь нет другой страны в мире, где так ценится жизнь соотечественников. Во всяком случае, Нетаньяху может сказать своему населению: «Мы своего добились, наша система «Железный купол» сбила большинство ракет, сейчас жители юга страны могут вздохнуть с облегчением, ракеты больше не падают.» И люди рады, хотя все убеждены, что это лишь временная ситуация.

В этом же убеждены и палестинцы в Газе, бурно ликующие сейчас. Что будет потом-неизвестно, но сейчас бомбежки прекратились. Значит- победа.

Конфликт, о котором мы говорим- это не война на уничтожение, как, например, любая гражданская война. В Сирии будут воевать, пока одна сторона физически не уничтожит другую. Палестинско-израильское противостояние- другое дело. Израиль не может ликвидировать ХАМАС, и тем более исламисты не в состоянии нанести серьезный ущерб Израилю. В таких случаях важно, чтобы руководство каждой из сторон могло заявить своему народу об одержанной победе. Так оно и есть сейчас.
Те, кто по-настоящему выиграл – не в Газе и не в Иерусалиме. Победитель № 1 – президент Египта Мурси, победитель № 2 – президент США Обама. Находясь на другом конце света, в Юго-Восточной Азии. Обама то и дело бегал к телефону, чтобы согласовать с Мурси проблемы прекращения огн, и когда оба лидера полностью обо всем договорились, послал своего госсекретаря в Каир. И вот весь мир обошла символическая телевизионная картинка- Хилари Клинтон рядом с египетским министром иностранных дел, оба с радостью объявляют, что через пару часов огонь будет прекращен.

Мурси, авторитет которого невероятно вырос, сумел избежать жуткого, почти безвыходного положения, в котором он очутился бы, если бы Израиль вторгся в Газу. ХАМАС и Нетаньяху чуть было не подложили ему здоровенную свинью, но все обошлось. Египет стал гарантом соблюдения прекращения огня, главная страна арабского мира вновь после многих десятилетий оказалась в центре ближневосточной политической арены.

Некоторые западные наблюдатели даже говорят о новом поразительном альянсе между США и Египтом. Этого нет и быть не может, но есть один непреложный факт: чтобы вытащить страну из экономической пропасти, ко дну которой Египет приближается. нельзя отталкивать от себя Запад, особенно Америку. «Братья-мусульмане», кажется, это понимают.

Ну а кто проиграл? В первую очередь- Махмуд Аббас и его ФАТХ, его администрация в Рамалле. В бурных девятидневных событиях старый лидер вообще никак не участвовал, его оттеснили на обочину, и на фоне ХАМАСа, ухитрившегося бросить ракету аж под самый Тель –Авив, Аббас выглядит как заурядный бюрократ, только и способный на то, чтобы посылать в ООН бумажки с просьбой дать Палестине хотя бы статус государства – нечлена.

Проиграл Иран. Во-первых, потому что он мог надеяться , что крупная и длительная заваруха в Газе отвлечет внимание арабского мира от его союзника, Сирии, хотя бы на время. Не вышло. Во-вторых, потому что ХАМАС явно ускользает из иранских объятий и отныне , что вполне естественно, вооружать и финансировать эту группировку будет не шиитская региональная сверхдержава, а суннитские Катар и Саудовская Аравия.

Таковы некоторые первые соображения после того, как наступило относительное ( и, конечно, временное) спокойствие и израильские солдаты-резервисты возвращаются домой.

Источник: www.echo.msk.ru

23.11.12.