Главная » Все Новости » События » Грузинская рана, осетинская боль

Грузинская рана, осетинская боль

Даже в 23-ую годовщину начала конфликта в Южной Осетии жители республики еще тревожатся за свое будущее

Грузинская рана, осетинская боль

На днях Южная Осетия отметила скорбную дату – очередную годовщину грузино-югоосетинского конфликта. Почти четверть века исполнилось кровавым событиям между двумя православными народами – грузинами и осетинами. Это был конфликт, который начался, как нарастание противоречий между центральным руководством Грузии и Республикой Южная Осетия.

Обострение осетино-грузинских отношений было связано с резкой активизацией национальных движений в последние годы существования СССР. Самым острым проявлением этой активизации было то, что практически каждый народ единого некогда государства начал стремиться к образованию своего независимого государства.

На 1989 год грузины составляли в Южной Осетии около трети населения. В результате конфликта они бежали во внутренние районы Грузии. Около ста тысяч осетин, наоборот, из внутренних районов Грузии бежали в Южную и Северную Осетию. Кроме того, значительное число осетин бежало из Южной Осетии на территорию Пригородного района Северной Осетии, свои права на который заявляет ингушская сторона.

Как все начиналось

За этот период конфликты вспыхивалаиеще трижды – в 1991-1992 годах, 2004 и 2008 году. Для того чтобы понять, с чего все начиналось, стоит вспомнить, что в конце 1980-х активизация грузинского национального движения и экстремистские действия его руководителей, прежде всего Звиада Гамсахурдиа, привели к резкому обострению межнациональных отношений в Грузии.

В августе 1989 года Верховный Совет Грузинской ССР объявил грузинский язык официальным языком в республике. Созданное в ноябре 1988 года осетинское общественное движение «Адемон Ныхас» (Народный фронт) обратилось к Совету министров, Верховному совету СССР и ЦК КПСС с протестом против этого решения и с требованием рассмотреть вопрос об объединении Северной и Южной Осетии.

Позднее Совет народных депутатов Юго-Осетинской автономной области объявил официальным языком региона осетинский. 10 ноября 1989 года Совет народных депутатов Юго-Осетинской автономной области принял решение о преобразовании Юго-Осетинской автономной области в автономную республику в составе Грузинской ССР.

Первая кровь конфликта

16 ноября Президиум Верховного Совета Грузинской ССР признал это решение незаконным и создал «комиссию по изучению вопросов, связанных со статусом Юго-Осетинской АО». 23 ноября грузинской стороной была предпринята попытка проведения в Цхинвале митинга.

Для участия в нем из разных районов Грузии сюда на автобусах прибыли несколько тысяч сторонников грузинских националистических движений, которых возглавили Звиад Гамсахурдиа и первый секретарь ЦК Компартии Грузии Гиви Гумбаридзе. Колонна была остановлена у въезда в город.

Вооружённое противостояние участников акции, местных властей, милиции и осетинского населения длилось двое суток. Как минимум шесть человек погибли, 27 получили огнестрельные ранения и 140 – были госпитализированы.

После ухода большинства участников марша в окружающих Цхинвал грузинских селах, через которые проходят все дороги в город, обосновались члены неформальной организации «Белый легион», терроризировавшие проезжающих по ним осетин.

Эскалация напряжения

Далее, в августе 1990 года Верховный Совет Грузии принял закон, запрещающий региональным партиям участвовать в выборах в республиканский парламент. В Южной Осетии это было воспринято как решение, направленное против движения «Адемон Ныхас».

20 сентября 1990 года Совет народных депутатов Юго-Осетинской автономной области провозгласил создание Юго-Осетинской Советской Демократической Республики, принял Декларацию о национальном суверенитете и обратился к советскому правительству с требованием о признании самостоятельности республики.

В октябре 1990 года Южная Осетия бойкотировала проведение выборов Верховного Совета Грузии. К власти в Грузии тем временем на волне подъёма национализма пришёл Звиад Гамсахурдиа, который выдвинул лозунг «Грузия для грузин, осетины, вон из Грузии».

Гамсахурдиа, получивший со своим блоком 56 % мест в парламенте, возглавил Верховный Совет. В ноябре чрезвычайная сессия Совета народных депутатов Южной Осетии заявила, что Южная Осетия должна стать самостоятельным субъектом подписания Союзного договора.

В ход идут полки

7 декабря в Цхинвал был введён полк внутренних войск СССР из состава Тбилисского гарнизона. 11 декабря 1990 года в Цхинвале в межэтническом столкновении погибли три человека, и грузинские власти ввели в Цхинвале и Джавском районе — регионе компактного проживания осетин — чрезвычайное положение.

С середины декабря в Цхинвал из-за блокады практически перестало поступать продовольствие. В ночь с 5 на 6 января 1991 года по приказу Звиада Гамсахурдиа в Цхинвал были направлены грузинские вооружённые формирования — милиция и национальные гвардейцы, попытавшиеся установить контроль над городом.

Полк внутренних войск СССР, несмотря на предупреждения югоосетинского руководства о готовящемся нападении, снял посты на въезде в Цхинвал и беспрепятственно пропустил грузин. Внутренние войска были отведены в военные городки.

7 января президент СССР Михаил Горбачёв издал указ, осудивший и декларацию Южной Осетии о независимости, и действия Верховного Совета Грузии, и потребовавший вывести из региона все вооружённые формирования, кроме частей МВД СССР.

Начало блокады

Это требование не было выполнено. Верховный Совет Грузии постановил, что указ является грубым вмешательством во внутренние дела республики. Потерпев неудачу в силовом решении конфликта, власти Грузии установили блокаду Южной Осетии. 1 февраля 1991 года было отключено её энергоснабжение.

По сообщениям осетинской стороны, это привело к многочисленным жертвам от холодов среди стариков и детей. Февраль 1991 года. Грузинские войска блокировали Транскавказскую автомагистраль, по которой в Цхинвал поступало продовольствие.

Далее события развивались стремительно. Грузия вышла из состава СССР, а Южная Осетия осталась в составе СССР, что означало политико-правовое размежевание Южной Осетии и Грузии.

В течение 1991 года продолжались периодические вооружённые столкновения. Начался поток беженцев из зоны конфликта на российскую территорию, в первую очередь в Северную Осетию.

1 сентября 1991 года Южно-Осетинская Советская Демократическая Республика была переименована в Республику Южная Осетия. С этого периода практически по 2008 год Южная Осетия существовала как фактически самостоятельное непризнанное государство.

«Конфликт был неизбежен»

Мурад Гукемухов приводит мнение руководителя общественной организации “Твой выбор – Осетия” Алана Джусоева, согласно которому осетино-грузинский конфликт был неминуем.

С его слов, на протяжении советских лет осетины находились в положении дискриминируемого меньшинства: изменить фамилии на грузинский лад требовали от известных осетин-спортсменов, осетинские ученые вынуждены были защищать свои диссертации в РСФСР из-за чинимых препятствий со стороны республиканского начальства и так далее.

Все это не могло не привести к войне, считает Алан Джуссоев: “В 1987-89 годах в Грузии уже говорили о выходе из состава СССР такие политики, как Натадзе, Гамсахурдиа, Костава. Тогда они пропагандировали очень модные националистические идеи, такие как “Грузия для грузин”, и эти лозунги поддерживались грузинским обществом.

Эти идеи не могли исчезнуть, потому что никакой работы над этим в Грузии не велось. Осетины негативно относились к этим попыткам выхода из состава СССР, потому что никто их не спрашивал, хотят ли они этого. Поэтому и стали требовать для себя автономии в составе Грузии, она давала им больше прав и возможность выйти из ее состава”.

Сегодня, со слов Гукемухова, цхинвальцы больше следят за грузино-российкими отношениями, чем прислушиваются к инициативам официального Тбилиси по урегулированию конфликта. Некоторые волнуются, не пойдет ли Россия на уступки по Южной Осетии ради восстановления добрых отношений с Грузией?

Источник: kavpolit.com

28.11.12.