Главная » Все Новости » События » Кто сдаст шефа?

Кто сдаст шефа?

Спустя день после задержания ярославского мэра и четырех его подчиненных по обвинению в «покушении на получение взятки» следствие объявило о новом уголовном деле.

На этот раз Евгения Урлашова обвиняют уже в получении 500 тыс. рублей от главы «Ярдорстроя» Эдуарда Авдоляна. Как заявил представитель СК РФ Владимир Маркин, Урлашов потребовал от коммерсанта взятку за отказ от исковых требований мэрии к его фирме*.

Новые обвинения пошатнули всеобщую уверенность в политическом характере урлашовского дела. И, кажется, сбили с толку даже окружение мэра, ощутившее было громадное моральное преимущество.

Целые сутки были недоступны его адвокаты, а пресс-секретарь мэра Светлана Ефимова отменила запланированные встречи и интервью с журналистами.

Хотя вскоре защита Урлашова и сделала куцее заявление: «О новом уголовном деле нам ничего не известно. Никаких официальных документов следствие не представило», — сухо ответили мне адвокаты. И больше никаких комментариев.

Евгений Урлашов

С самого начала в истории совсем не пахло честным уголовным разбирательством. Теперь — уже глупо утверждать лишь о политической подоплеке. Громкое дело ярославского мэра все больше напоминает информационные вбросы с разных сторон.

Особенно они сегодня удаются следствию, которое — чуть ли не впервые — в открытую стало метать «доказательствами». Например, была опубликована еще одна обличительная видеозапись — с передачей денег Авдоляна — и традиционно на портале Lifenews. На кадрах запечатлена встреча неких людей за столом в ресторане. Запись, судя по охвату, велась штатными камерами наблюдения. Человек, похожий на Урлашова, сидя прямо под такой камерой, сначала передает кому-то в руки газету, а затем принимает ее назад: видно, что газета потолстела. Вброшенная запись дополняется комментарием представителя СК РФ Маркина: «Для тех, кто пытается в очередной раз обвинить следствие в некоем политическом заказе, хочу напомнить, что у Следственного комитета был и остается один государственный заказ: от имени народа бороться с коррупцией».

А помогают в этом деле следователям ответственные бизнесмены. Например, Авдолян, как и Сергей Шмелев (потерпевший по первому делу), тоже оказался видным бизнесменом-коммунальщиком. И тоже — депутатом-единороссом местного горсовета. С Авдоляном я пытался связаться через его помощников, но те передали, что «комментарии давать Эдуард Львович пока не готов».

Не готов был до недавнего времени и потерпевший Шмелев. Зато к второму уголовному делу Шмелев разговорился и сообщил, что, сотрудничая со следствием, борется с коррупцией, и никакой политики в «деле Урлашова» нет. Неожиданно подтвердил Шмелев и информацию урлашовских адвокатов: что уже не впервые ему выпадет шанс так бороться с взяточничеством. Помимо Ярославля компания Шмелева «Радострой» выигрывала конкурсы на уборку улиц также в Сочи и г. Шуе. Но после победы местные власти отказывались оплачивать работу, выполненную некачественно. И, как утверждает Шмелев, через посредников требовали сначала взятку. Дальше вступали уже силовики, задерживая и посредников, и чиновников.

— То есть для Шмелева это уже отработанный сценарий, — говорил мне адвокат Урлашова и лидер ярославской «Гражданской платформы» Михаил Пискарец. — «Радострой» — это такой профессиональный потерпевший, а Шмелев всегда спешит на помощь властям в их борьбе с муниципалитетами. Не знаю, как уж его благодарят за такое сотрудничество.

…У здания Ленинского райсуда на жаре толпится около 200 неравнодушных человек. Задержанным чиновникам должны выбрать меру пресечения. Решения по каждому будут приниматься в разных залах с интервалами во времени. Но люди и журналисты ходят исключительно «на Урлашова». В толпе местные примечают Виталия Ушкова, главу КУМИ — комитета по муниципальному имуществу. Хотя он и отказывается общаться с журналистами.

Только съемочных групп НТВ сюда съехалось сразу четыре штуки. «Две новостные группы, две — из криминальных новостей, — рассказывал мне корреспондент Георгий, пока его оператор отхлебывал по соседству пиво. — Офигенно работаем, масштабно, чё сказать».

— Фильм, — спрашиваю, — будете снимать, что ли?

— Да сняли уже почти фильм!

Через сутки на канале и вправду стали крутить анонс разоблачительного сюжета. А тогда довольные выполненной работой НТВшники решили показать мне кадры исходного материала: дорожные ямы, которые обещал заделать мэр; обманутых дольщиков, чьи проблемы Урлашов обещал тоже решить; инвалида, у которого город отобрал гараж; что-то про в Ниццу… Как всегда, крупные планы, ерзающая камера. «Давайте, как будто вы вдаль смотрите, а потом на меня, вот так», — направляет героя голос за кадром.

Само по себе присутствие НТВшников в таком количестве уже невольно вызывало сочувствие к людям, про которых «снимается фильм». Но даже и без них Ярославль совершенно твердо решил, что мэр невиновен, а дело — политическая заказуха.

Главный вопрос — брал Урлашов или не брал? — пока еще мало кого интересовал из собравшихся у райсуда. Больше споров вызывал вопрос, кто предал мэра из четырех других обвиненных. Ведь, как пару часов назад проинформировал СК, «некоторые начали давать обличающие Урлашова показания».

— Предатели! — шумел парень на велосипеде.

— Это было явно под пытками, — откликнулся мужчина со значком «Гражданской платформы» на груди.

Решение арестовать мэра на 2 месяца судья Колыгина зачитала глубокой ночью. На тот же срок закрыли и остальных — советника Лопатина, зама Донскова, главного коммунальщика в мэрии Пойкалайнена и «посредника в передаче взятки» Захарова.

Кто-то из сочувствующих, покидая зал, вскидывал на прощание вверх два пальца. «Это 37-й год. Они точно так же борются с политическими оппонентами! — через решетку заявил мэр. — Надеюсь, моя дочь никогда не столкнется с этим!»

Спустя полчаса из ворот суда выехал автозак. Группка парней на велосипедах и в шортах со свистом помчалась следом.

— Вот так и начинаются революции! — театрально заговорил в толпе какой-то мужик.

Через пару секунд радикальных велосипедистов жезлом остановил гаишник из сопровождения. Ребята спешились и, улыбаясь как-то стыдливо, удалились в прилегающие дворы.

А вскоре после решения об аресте генерал Маркин сообщил, что против мэра дали показания уже все арестованные, в том числе и заммэра Донсков, который «отметил его ключевую роль в вымогательстве взятки».

— Не хочется в это верить, но кого-то они, возможно, и сломали, — говорила пресс-секретарь Ефимова. — Потому, что никто не хочет сидеть, будучи ни при чем. Заказали-то конкретно Женю, а остальных набрали, чтобы было из кого вытягивать выдуманные показания.

Ефимова едва сама не оказалась фигурантом дела. В ходе обыска следователи обнаружили у нее в квартире 200 тысяч долларов. Люди из офиса «Гражданской платформы» рассказали, что наличные эти предназначались для работы районных агитштабов перед выборами в облдуму 8 сентября. Но сама пресс-секретарь говорит мне, что это ее личные накопления. «Могу делать с ними что хочу, не обязана же я нести их в банк». С Ефимовой, стройной женщиной лет 45, мы разговариваем урывками между заседаниями суда. В оранжевом платье она стремительно перемещается по зданию, держит в руках телефон, через один сбрасывая звонки. И наконец пропадает совсем.

А вот невысокая стройная женщина с тяжелым взглядом — жена того самого зама Дмитрия Донскова — Юлия. Известный в городе экономист, замглавы областного филиала ВТБ,

Юлия Донскова — жена задержанного заммэра

Источник: www.novayagazeta.ru

08.07.13.

не разговаривала с мужем с момента его задержания. В тот день следователи обыскивали квартиру Донсковых и нашли 200 тысяч рублей. Как рассказала Юлия, это сумма — заработанные семьей деньги на текущую жизнь: «Такие деньги нет смысла хранить в банке». «Третьи сутки нам с мужем не дают увидеться, — говорила мне Донскова, — мы ничего не знаем! И я не знаю, кому верить… Следователи говорят, что все, кроме Урлашова, начали сотрудничать (со следствиемП.К.), другие говорят, что это дезинформируют сами следователи. Журналисты все это пишут и пишут, кто-то уже обвиняет в предательстве, а мы даже не знаем, как они там!» — Юлия Донскова с трудом сдерживает слезы.

— Ваш муж ведь не политик? — спрашиваю.

— Нет! Он экономист, юрист! — говорит Донскова. — Все это какой-то кошмар, никаких взяток и денег он не брал! — женщина почти срывается. — Ну за что его взяли, за что?! На очной ставке Шмелев однозначно сказал, что к Донскову у него претензий нет, Донсков никогда взяток у него не вымогал и не брал…

— А другие?

— Я не знаю про других, но мой муж абсолютно не виновен! Неверен даже его статус — обвиняемого. Ведь он может быть просто свидетелем и выступать в качестве свидетеля.

— Против Урлашова?

В этот момент у Юлии потекли слезы. Лучше было не продолжать.

*В марте 2013 года по иску «Агентства по муниципальному заказу ЖКХ» арбитражный суд взыскал с «Ярдорстроя» более 4,5 миллиона рублей в пользу мэрии Ярославля. В материалах дела сказано, что «Ярдорстрой» ненадлежащим образом исполнил контракт по ремонту дорог Ярославля. Но «Ярдорстрой» подал апелляцию. Ближайшее заседание по делу состоится 17 июля во Втором арбитражном суде г. Кирова.