Главная » Все Новости » События » «Кто мы без оружия? Мишень»

«Кто мы без оружия? Мишень»

Гражданская война в одном отдельно взятом дагестанском селе Хаджалмахи

 

«Кто мы без оружия? Мишень»

Cело Хаджалмахи. Фото: Саид Царнаев / РИА Новости

В Дагестанском селе Хаджалмахи идет локальная гражданская война: по утверждению местных салафитов, их выживают из села, покинутые ими дома грабят мародеры, а имена некоторых из них занесены в «расстрельный список». Виновниками своих бед изгнанные салафиты называют членов общественной дружины; власти отрицают наличие конфликта. Корреспондент «Русской планеты» побеседовал с участниками противостояния.

Впервые о конфликте между жителями села Хаджалмахи Левашинского района стало известно в марте этого года, когда дагестанские сообщества в соцсетях и блогеры растиражировали снимок списка из 33 фамилий сельчан-салафитов; список называли расстрельным – пять человек из него якобы были убиты неизвестными в марте и апреле (преступления не раскрыты). Глава Хаджалмахов Ахмед Омаров в разговоре с «Русской планетой» заявил, что документ – это подделка и «провокация».

«Чья провокация? Не знаю, чья именно, но кто-то очень сильно хочет конфликта в селе», – сказал Омаров.

Тем не менее, за последние месяцы Хаджалмахи покинули несколько семей салафитов. Один из этих людей на условиях анонимности рассказал «Русской планете», что в оставленных домах мародерствуют общественные дружинники. По его словам, 2 июля четыре дома салафитов были разграблены, из них вынесли все ценные вещи.

Отряды дружинников появились в Дагестане осенью прошлого года. Решение о создании таких групп было принято после убийства шейха Саида Афанди на экстренном заседании Совета безопасности Дагестана, сообщал «Кавказский узел». Дагестанские чиновники тогда отдельно подчеркивали, что дружинники не будут вооружены, а в их функции войдет только поддержание общественного порядка.

Однако вынужденный переселенец из Хаджалмахи рассказал «Русской планете», что на деле местная дружина выступает в роли полиции.

«Почти все они были вооруженными. Кто с калашниковами, кто с охотничьими ружьями ходил. Они обыскивали транспорт, что сильно возмущало многих водителей. Несколько раз до драки чуть дело не доходило. Почему одни граждане должны других обыскивать? Чем полиция занята? А все началось с того, что марте на сходе сельчан сказали, чтобы родственники членов незаконных вооруженных формирований покинули село.

Через неделю, после пятничного намаза, уже было сказано, чтобы все салафиты убирались. Кто все это говорил? – те же, из числа дружинников. Но чем виноваты родственники членов НВФ? По их желанию, что ли, те ушли в лес? Сами дружинники и нагнетают обстановку», – рассказал бывший житель села.

«Черный список» с именами салафитов. Фото:Livejournal

Очередная проверка автомобиля на въезде в Хаджалмахи 30 июня закончилась трагедией: машина не остановилась по требованию дружинников, и один из них открыл огонь – в итоге с тяжелым ранением в голову в больницу попал пассажир машины. Им оказался сотрудник компании «Русгидро», а управлял автомобилем советник постпредства Дагестана при президенте России Артур Захарян.

В пресс-службе республиканского МВД корреспонденту «Русской планеты» подтвердили, что по факту обстрела машины дружинником начато расследование.

«Имя стрелявшего не называется в интересах следствия. Стрелял дружинник. Охотничье ружье, из которого он стрелял, было им приобретено на законных основаниях. Но ему нельзя было выходить с ним на дежурство», – пояснила представитель МВД по Дагестану Фатина Убайдатова.

Глава сельской администрации Ахмед Омаров признает, что ситуация в Хаджалмахах – напряженная, тем не менее, слухи о преследованиях салафитов дружинниками он отрицает.

«Никаких мародерств в домах у салафитов не было. Тем более, со стороны дружинников. У нас здесь много салафитов живет, никто их не притесняет. Уезжают просто те, кому не нравится тут. Люди, само собой, напряжены. Дружинники же теперь не будут выходить на дежурства с оружием. С самого начала им говорили, что нельзя выходить, но они не слушались. В селе сейчас много полицейских, они будут улицы патрулировать вместе с дружинниками», – сказал Омаров.

Дружинник из Хаджалмахи, представившийся по телефону Магомедом, объяснил «Русской планете», почему с его точки зрения отряды без оружия бессмысленны.

«Например, совсем недавно, ночью 29 июня, когда мы патрулировали улицу, наш отряд обстреляли. Хорошо, что никто не пострадал. Если бы мы не отстреливались, то точно я с вами не разговаривал бы сейчас. Кто мы без оружия? Движущаяся мишень для боевиков. Если мы не будем наводить порядок у себя дома, то кто? А эти семьи салафитов никто не притесняет.

Им было сказано, чтобы не лезли в жизнь села. Их родственники, скрывающиеся в лесах, не раз были замечены дома. Их предупреждали, чтобы вели себя по-человечески. Есть ведь нормальные салафиты тоже, которые живут тихо-мирно. Они же ведь не жалуются», –  рассказал представитель общественной дружины.

Появление отрядов дружинников – это свидетельство бессилия полиции, считает известный в Дагестане правозащитник Исалмагомед Набиев.

«С оружием или без, дружинники не нужны. Мы все платим налоги, которые уходят на содержание полицейских. Конечно, понятно, что дружинники появились не для галочки. Люди просто вынуждены были прибегнуть к таким мерам для самозащиты.

Это яркий пример бессилия правоохранительной системы Дагестана. Но обычный гражданин не должен проверять другого гражданина, тем более стрелять в него. Это грозит усугублением и так непростой обстановки в республике», –  сказал Набиев.

Источник rusplt.ru

13.07.13.