Главная » Все Новости » События » Забытая мумия

Забытая мумия

Визит к отцу русской революции — возможно, чересчур церемонный, несколько мистический и почти религиозный опыт, повествует в репортаже для приложения к газете La Vanguardia корреспондент Гонсало Арагонес.

Автор поясняет: нужно отстоять очередь, запрещено проносить фото- и видеоаппаратуру, а также мобильные телефоны. «Солдаты не разрешают посетителям переходить на бег, дабы успеть первыми, но не дают им и задерживаться. Все делается в положенное время и согласно положенному ритуалу», — говорится в статье. Посетителей впускают внутрь небольшими группами, часовые приказным тоном просят снять головные уборы, вынуть руки из карманов и говорить шепотом. «Забальзамированное тело Ленина — самая знаменитая в мире современная мумия — нуждается в отдыхе», — пишет автор.

Но за пределами Мавзолея некоторые голоса нарушают покой мумии, замечает корреспондент. Два года назад депутат-единоросс Владимир Мединский (ныне министр культуры) открыто призвал захоронить тело Ленина, сославшись на волю самого лидера и его родственников. Правда, руководство ЕР отрицает, что имеет касательство к инициативе Мединского. «Следуя позиции президента Путина, руководители уверяют, что вопрос с захоронением Ленина надо решать не сегодня», — говорится в статье.

Автор напоминает историю Мавзолея. «При коммунистическом режиме распространялась версия, что бальзамирование первого руководителя СССР было идеей, родившейся в народе: она была вдохновлена письмами трудящихся и рядовых партийцев», — говорится в статье.

По официальной версии, идею продвигал Михаил Калинин. Но большинство современных историков считают, что подлинным вдохновителем был Сталин («идея состояла в том, чтобы сделать из отца Октябрьской революции нового бога и, следовательно, укрепить власть самого Сталина, отождествляя его с новым царем», — говорится в статье).

Некоторые руководители СССР были против: Троцкий назвал планы безумием, Бухарин в частном письме написал: «Вместо икон мы теперь вывешиваем вождей. Намереваемся открыть мозг Ильича низшим классам и коммунистической массе. Глупая страна!» Автор комментирует: «Со временем оба сделались врагами Сталина, история знает, что с ними сталось».

Депутат от КПРФ Сергей Абухов полагает: сегодня разговоры о Мавзолее — не что иное, как попытка «отвлечь внимание от вопросов, которые действительно волнуют общество: низкой зарплаты, проблем образования или медицины». Он также замечает, что и для руководства ЕР и Кремля Ленин — «основополагающая фигура», «тоже символ современного российского государства — отец-основатель Российской Федерации». «Это же дает легитимность внешней политике: Россия унаследовала место СССР в ООН и Совбезе, на многих других форумах».

А какова позиция президента Путина? По мнению автора, она вторит позиции российского общества, которое в настоящий момент «забыло о мумии». Так, в 2010 году Путин сказал, что в подходящий момент народ примет решение, а в 2012-м сравнил тело Ленина с религиозными реликвиями.

«Пробуждение мумии может повлечь за собой «политическое проклятие», которому не хочет подвергнуться никто из власть имущих после распада СССР», — замечает автор.

В то же самое время ученый Андрей Фурсов полагает, что сегодня личность Ленина вряд ли интересует многих россиян: «скорее он символ революции для коммунистов и граждан левых убеждений, а по популярности он значительно уступает Сталину». Сегодня Сталин значительно превзошел по популярности таких выдающихся деятелей, как Петр Великий и Пушкин, добавляет автор.

«Кремль пропагандирует Сталина, потому что тот символизирует сильную руку, авторитарную власть и великую империю, в то время как Ленин был революционером, а нашей власти (правой и капиталистической) революционеры не нравятся», — полагает оппозиционер Владимир Рыжков.

Лилия Шевцова (Московский центр Карнеги) разделяет это мнение. На ее взгляд, даже те 15% граждан, которых интересуют Ленин и Мавзолей, по-настоящему всколыхнутся, «только если будет решено вынести Ленина из Мавзолея и если на сей счет будет начата мощная пропагандистская кампания по телевизору». Шевцова добавляет, что Ленин был актуален в 50-60-х, после ухода Сталина.

Политолог Сергей Михеев полагает: для многих мумия Ленина — «курьезный исторический артефакт», они выступят против захоронения просто потому, что считают ее «хорошим туристическим аттракционом».

Согласно опросу «Левада-центра» от 2012 года, 53% россиян высказались за захоронение останков Ленина. По мнению ученых, среди сторонников этой идеи много православных верующих, тех, кто обвиняет Ленина в уничтожении Российской империи, и сторонников «исторической России». 25% против выноса тела из Мавзолея.

«Присутствие забальзамированного тела Ленина на Красной площади не нравится иерархам РПЦ, хотя они не ропщут громко», — пишет автор. Историк Владлен Логунов утверждает, что этот вопрос был решен еще при Брежневе: якобы при реставрации Мавзолея проконсультировались с иерархами, и те сказали, что главное, чтобы останки находились ниже уровня земли. «Был выкопан котлован, и постройка глубже, чем раньше, погрузилась в землю», — пишет автор.

Рыжков, со своей стороны, заметил, что на общественное мнение повлияла смена поколений: «Молодежь мало знает о фигуре Ленина. Они уже не помнят ни СССР, ни советскую идеологию, ядром которой был Ленин».

Существование мумии не было спокойным, замечает автор. «Было две попытки взорвать Мавзолей, в 1967 и 1973 годах, погибли несколько человек, в том числе нападавшие», — говорится в статье. В 1934 году крестьянин Митрофан Никитин пытался выстрелить в мумию из пистолета, протестуя против голода. Часовые помешали Никитину, а он тут же покончил с собой.

Источник: La Vanguardia

27.08.13.