Главная » Все Новости » События » ВОСПИТАНИЕ МУСУЛЬМАНСКИХ ДЕТЕЙ В ЕВРОПЕ

ВОСПИТАНИЕ МУСУЛЬМАНСКИХ ДЕТЕЙ В ЕВРОПЕ

Влияние западной культуры на воспитание мусульманских детей

Изучив особенности европейского общества, мы пришли к следующим основным выводам. Необходимо противопоставлять тем сторонам жизни западного общества, которые могут оказывать негативное влияние на формирование мусульманских детей, истинные исламские ценности (отношение к религии, семье, браку и т. п.). Следует воспитывать ребенка согласно мусульманским канонам, но вместе с тем не изолировать его от общества, в котором он растет.

Особенности психологии детей мусульман-эмигрантов

Главная особенность таких детей заключается в том, что они живут между двумя культурами: культурой родителей и дома и культурой улицы и школы. Исследования показывают, что дети эмигрантов чаще не успевают в школе и чаще испытывают проблемы психологического плана.

Это касается первого поколения эмигрантов. Второе же поколение, которое родилось и выросло в эмиграции, разрывается между двумя культурами, часто теряя свою исконную и забывая свой родной язык. Нередко второе поколение относится с презрением к языку и культуре их отцов. Особенно если мусульманские страны рассматриваются ими как отсталые, нищие, с низким уровнем грамотности.

Для многих представителей второго поколения эмиграции избавлением от стрессов служит религия. Но, к сожалению, многие хватаются за религию как за последнюю соломинку. Такие люди используют веру как средство решения сиюминутных проблем, не постигая всей ее глубины и не искореняя причину несчастий.

Институты воспитания мусульманских детей

Можно выделить два типа воспитательных институтов:

1. Основные. Важнейшим и наиболее древним из них является семья. Затем следует школа — институт особенно актуальный в наше время.

2. Дополнительные, но имеющие важное значение для полноты формирования личности человека. Имеются в виду высшие учебные заведения, мечеть, различные культурные общества, клубы и т. д.

Семья

Проблемы, требующие неотложного решения

Политика игнорирования мусульман

В данном случае нас интересует влияние политики игнорирования на мусульманскую молодежь и возможная реакция молодежи на это явление. Можно выделить два типа реакции:

— всплеск насилия, представляющий угрозу для самого западного общества;

— обратная реакция, когда энергия недовольства направлена не вовне, а на себя, на саморазрушение. Она находит выход в наркомании, алкоголизме и различных сексуальных отклонениях.

Оба этих типа реакции представляют собой протест против социальной, экономической и политической изоляции мусульман в западном обществе. Подобными средствами молодежь пытается восстановить свои права и самоутвердиться. Но это ложный путь, не решающий, а лишь обостряющий проблему.

Разрыв связи между поколениями

Первое поколение эмигрантов, оказавшихся в Европе и вынужденных зарабатывать на жизнь, в большинстве своем не получило надлежащего образования, что создало труднопреодолимую пропасть между ними и следующими поколениями. Вместо того чтобы стать связующим звеном между культурой предков и новым поколением, поколение отцов способствовало разрыву преемственности между поколениями. В результате мы замечаем не только разницу в поведении, но и неприятие самых элементарных религиозных принципов нашей молодежью. И если эта ситуация не будет изменена, то с нашей молодежью произойдет то же, что и с мусульманами Северной и Южной Америки, — ее этническая и духовная специфика будет полностью уничтожена.

Компромисс между исламом и доисламскими традициями

Эта проблема беспокоит многих истинно верующих мусульман, ибо нет никакой связи между чистым и великодушным учением ислама и традициями, унаследованными из доисламского периода. Удивительно, что многие родители прививают своим детям подобные традиции и обычаи, как будто они являются естественным продолжением принципов нашей религии, хотя на самом деле большинство этих традиций отвергается исламом, а некоторые из них прямо противоречат его принципам.

Обязанность каждого мусульманина — понимание этой опасной двойственности и умение отличать правду от лжи, свет от тьмы, добро от зла.

Может ли ребенок вести себя как взрослый?

Часто родители стремятся как можно скорее обучить своего ребенка правилам поведения взрослого человека, принуждая его быть серьезным, сдержанным и взвешивать каждое свое слово. Однако такой подход к процессу воспитания ошибочен и опасен. Ведь Всемогущий Аллах определил, что человеческая жизнь делится на разные возрастные периоды, а это значит, что человек должен наслаждаться каждым из них и отвечать их требованиям. И если детство проходит без удовлетворения потребностей, присущих этому периоду, то ребенок вырастет слабохарактерным и неуверенным в себе.

Хвала Тому, Кто был столь совершенен в творении и определил каждому периоду его особенности!

Игнорирование индивидуальных особенностей ребенка

В психологии существует множество направлений, одно из которых занимается изучением индивидуальности человеческой личности. Это направление называется «психология индивидуальных различий», или «дифференциальная психология».

По мудрости Аллаха Всевышнего характер каждого человека неповторим. И благодаря тому что каждый человек обладает уникальным сочетанием качеств, люди нуждаются друг в друге. Например, сильный нуждается в мудром, умный — в опытном и т. д.

Воспитание наших детей часто не соответствует этому принципу, установленному исламом задолго до того, как психология занялась изучением подобных проблем. Речь идет о родителях, принуждающих своих детей соответствовать положительному образу ребенка, сложившемуся в их сознании. Это искажает характер ребенка и развивает у него различные комплексы.

Забота обо всех сторонах воспитания

В силу своей неграмотности первое поколение эмигрантов считало, что достаточно обучить своих детей основным принципам и нравственным устоям ислама. Исламское же воспитание включает многие аспекты, в том числе: физический, духовный, социальный, психологический, эстетический и т. д., т. е. охватывает все стороны жизни человека. Невнимание хотя бы к одной из них делает воспитание неполноценным.

Невыполнение родительских обязанностей

Существует ряд объективных причин, вынуждающих отца, мать или их обоих частично или полностью отказываться от выполнения возложенных на них обязанностей по воспитанию своих детей. Вот некоторые из них:

— Смерть одного из родителей и, соответственно, увеличение ответственности оставшегося в живых. Не каждый может нести неожиданно обрушившийся на него груз ответственности. Но сколько мы видим одиноких матерей и отцов, отдающих все свои силы воспитанию детей и достигающих с помощью Аллаха желаемого результата!

— Развод. Все, что было сказано в предыдущем пункте, справедливо и для этого.

— Работа отца, занимающая большую часть его времени, вследствие чего он видит своих детей в основном спящими: утром, когда уходит на работу, и вечером, когда возвращается. Ситуация еще более ухудшается, если мать также работает весь день.

— Безответственность, причины которой кроются в душевной лености и религиозном невежестве. У таких родителей всегда наготове отговорка: чему быть, того не миновать. Подобное поведение одного из родителей увеличивает объем обязанностей другого. Многие родители, проводящие больше времени в мечети, чем со своими детьми, считают, что тем самым выполняют свой религиозный долг. Но они забывают, что одним из важнейших принципов ислама является правильное и полноценное воспитание детей.

Проблема бедных кварталов

Из-за политики социальной изоляции мусульман, проводимой в европейских странах, большинство мусульманских семей вынуждены селиться в бедных кварталах. Нет нужды рассказывать обо всех существующих там социальных, экономических и психологических проблемах. В СМИ, а иногда и на официальном уровне, делаются попытки увязать наличие этих проблем с мусульманским образом жизни, с неспособностью мусульман адаптироваться к условиям принявшей их страны.

Безусловно, в этих словах есть некая доля правды, но в данном случае нас интересует другой аспект. Речь идет о влиянии этой неблагоприятной среды на наших детей, поскольку в подобных районах велика вероятность, что ребенок предпочтет следовать совету и примеру не своих родителей, а представителей криминальных группировок.

Во избежание ситуаций, угрожающих существованию мусульманской семьи, стоит воспользоваться следующими советами:

— Выбирать спокойные районы, с меньшим количеством социальных проблем.

— Создавать детские и молодежные клубы.

— Стараться поселиться вблизи мечети или, по крайней мере, рядом с мусульманским культурным центром.

Самобичевание перед детьми

Допустив ошибку по отношению к детям, отец может чувствовать искреннее раскаяние. Но несмотря на всю силу раскаяния, он не должен упрекать себя при детях, стремясь получить прощение. Подобное поведение роняет авторитет отца в глазах детей, которые могут перестать его уважать.

Опасность обращения к психоаналитикам

Родители, особенно мать, могут прибегнуть к помощи психоаналитиков или обратиться в один из центров социального ориентирования для решения возникших в семье проблем. Но нужно иметь в виду, что найденное там решение может оказаться несоответствующим принципам ислама. А это только усложнит проблему, что отрицательно скажется на душевном состоянии детей.

Религиозный фанатизм и экстремизм

Многие считают, что единственной защитой для души молодого человека от соблазнов окружающего мира является религия. Однако недостаточно глубокое понимание смысла призыва ислама вследствие некомпетентного наставни чества или не слишком усердного изучения религиозных основ способно привести к проявлению фанатизма и экстремизма. Некоторые исследователи выделяют две причины роста экстремистских настроений в молодежной среде:

— протест против западного общества, поскольку оно является чуждым и противостоящим исламу;

— протест против мусульманской общины, поскольку она уже не имеет ничего общего с мусульманской общиной времен благословенного пророка Мухаммада.

Важнейшие правила воспитания

Мусульманская семья должна придерживаться ряда правил, чтобы воспитать на благо ислама поколение, которое могло бы служить примером нравственного поведения.

Установление связи

Советы и наставления окажутся бесполезными, если они не основываются на прочных связях между ребенком и воспитателем. Родителям следует приучать своих детей к поклонению, которое является одним из важнейших источников воспитания, ибо закаляет душу и улучшает поведение. Однако недостаточно обучить детей лишь одному способу поклонения — молитве. Душе человека присущи различные свойства, а поэтому разнообразным должно быть и поклонение, включающее молитвы (намаз), поминание Аллаха (зикр), обращение к Аллаху с мольбой (дуа), чтение Корана и т. д.

Разъяснение цели и смысла поклонения

Нельзя заставлять детей заниматься тем или иным видом поклонения, не объяснив им его суть и нравственные, социальные и культурные цели. Одна из причин отказа молодежи от молитвы — восприятие ее всего лишь как формы отправления культа при непонимании содержания. Поэтому следует раскрыть детям глубокий смысл молитвы и ее влияние на жизнь человека. Желательно постоянно беседовать с ними на эту тему, пока они не постигнут смысл и необходимость каждого вида поклонения и не ощутят его благое влияние на их души.

Приучение к ответственности

Ребенок не будет взрослеть и развиваться, если он полностью находится на попечении родителей, не несет никакой ответственности и интересуется только удовлетворением своих потребностей. Но чтобы развитие ребенка шло правильно и он мог проявить свои способности, родители должны приучать его к ответственности, постепенно возлагая на него различные обязанности.

Борьба с проявлениями лицемерия в поведении детей

В поведении многих мусульманских детей прослеживается двойственность: дома они стараются вести себя в соответствии с установленными правилами, но, оказавшись за его пределами — на улице или в школе, — ведут себя совершенно по-другому. И сколько бы причин тому ни находилось, главной является то, что ребенок, как в армии, принужден соблюдать строгие правила и приличия, в то время как его душа противится им и ищет путь обхода.

Правильное воспитание основано не на навязывании пусть даже самых верных и необходимых правил поведения, а на убеждении в их важности и полезности. Если ребенок будет воспринимать следование наставлениям и соблюдение правил как возможность проявить свою личность, то его сердце откроется для этих наставлений и правил. Таким образом, отпадет необходимость в постоянном контроле над ребенком, так как он укрепит свои убеждения, будет в состоянии контролировать себя сам и избавится от потребности лицемерить.

Поощрение хорошего поведения

На основе многочисленных опытов русский физиолог И. П. Павлов установил связь между причинами того или иного поведения и внешними раздражителями. В связи с этим мы хотели бы напомнить об одной важной закономерности: хорошее поведение не возникает само по себе и не входит в привычку, если у ребенка нет стимулов. Но здесь нам следует выйти за материальные рамки теории условного рефлекса Павлова и указать, что мусульманское воспитание, всегда опиравшееся на поощрение и вознаграждение любого доброго деяния и хорошего поведения, подразумевает два вида вознаграждения: мирскую награду и награду в жизни вечной.

Мы обращаем внимание родителей на необходимость постепенного сокращения материальных наград: по мере взросления ребенка нужно переходить к похвале и благодарности за хорошее поведение. Таким образом, дети в конце концов придут к осознанию того, что главная награда — довольство ими Аллаха Всевышнего.

Умеренность в религиозном устрашении

Родители очень часто пугают детей всякими выдуманными, фантастическими существами, чтобы заставить их слушаться и хорошо себя вести. Использование такого метода лишь ясно указывает на то, что родители не владеют всеми методами и приемами истинного мусульманского воспитания. Пугая детей муками ада, они скрывают тем самым свою некомпетентность.

Процесс истинного исламского воспитания опирается на три важных основания. Первое и самое главное — объяснение, что Аллах любит все Свои создания. Два остальных — это богобоязненность и надежда.

Религиозный аспект

Как бы тщательно ни были разработаны методы религиозного воспитания, они не дадут желаемого результата, если не будут основаны на истинно религиозных ценностях. В этом заключается разница между исламским методом воспитания и методами, которые изобретают люди, стремящиеся удовлетворить свои сиюминутные потребности.

Помощь детям в решении их проблем

Родители очень часто допускают ошибку, вмешиваясь в жизнь своих детей, вникая во все детали и решая за них проблемы. Ребенок привыкает к тому, что за него все решают старшие, и вырастает несамостоятельным.

Во всем нужно соблюдать меру. Нельзя, чтобы дети были скованы и зависимы, но и чрезмерная самостоятельность и самоуверенность также вредны. Вот почему важно возродить в семье такие ценности, как взаимопомощь, совместное решение проблем и т. д.

Уважение к ребенку

Как мы уже отмечали, многие родители подавляют любое проявление детской инициативы, объясняя это тем, что дети еще малы и нуждаются в постоянном руководстве и опеке. Однако такой подход унижает детей и вредит их характеру.

Ни в коем случае нельзя смеяться над тем, что делает ребенок, даже если он и допустит какие-либо ошибки.

Технические аспекты семейного воспитания

1. Вопросы

Диалог в семье подразумевает, что вопросы задаются всеми его участниками. Необходимо при этом соблюсти следующие условия:

— вопросы должны быть интересными;

— вопросы должны быть понятными и четко сформулированными;

— вопросы не должны смущать детей;

— вопросы следует задавать в подходящее время и при соответствующих обстоятельствах;

— вопросы должны способствовать развитию интеллектуальных навыков у детей;

— необходимо помогать ребенку формулировать его вопрос и поощрять желание его задать;

— необходимо приучать ребенка не перебивать говорящего, а отложить свой вопрос до конца изложения мысли его собеседником;

— необходимо приучать ребенка самостоятельно искать ответ на вопрос, прибегая к помощи соответствующих книг;

— не следует уходить от сложных вопросов ребенка, отговариваясь тем, что он еще мал и ничего не поймет; нужно попробовать все объяснить ему простым языком и на наглядных примерах.

2. Этика ведения бесед

— Необходимо вовлекать ребенка в разговор, стимулируя его стремление к знанию и пониманию;

— нельзя перебивать ребенка, даже если он допускает ошибки;

— необходимо помогать ему выражать свое мнение и поощрять его в этом, что укрепит его уверенность в себе;

— необходимо приучать его к открытости и правдивости; ребенок очень нуждается в том, чтобы его выслушали и посочувствовали ему;

— родители должны проявлять спокойствие и великодушие;

— родители должны внимательно слушать то, что им говорит ребенок, и не отвлекаться на посторонние вещи; невнимание к ребенку обижает его и вызывает гнев;

— родители всегда должны говорить правду, даже во время игры или шутя, ведь ребенок во всем подражает им;

— родители должны всегда улыбаться своему ребенку.

3. Исправление ошибок

Ребенок часто делает ошибки, и это нормально — ошибок в ходе учебного процесса избежать нельзя. Существует целая школа, основанная на теории обучения через ошибки.

Необходимо соблюдать следующие правила:

— поощрять инициативу ребенка и ненавязчиво руководить им;

— нельзя постоянно напоминать ему о его ошибках и недостатках, обходя вниманием его успехи и положительные качества;

— помогать ему исправлять ошибки и устранять недостатки мягко и с сочувствием;

— побуждать его к поиску альтернативы;

— дать ему почувствовать, что исправление ошибки, пусть даже под руководством родителей, является результатом его собственного труда: это поможет ему почувствовать уверенность в себе;

— не забывать говорить ребенку слова благодарности, похвалы, поощрения, сочетая их с наставлениями и советами.

4. Поучительные рассказы

Мы можем найти множество рассказов о деяниях пророков и жизни минувших поколений, и все они преследуют важные воспитательные цели. Мы рекомендуем при этом:

— выбирать рассказы сообразно с возрастом ребенка;

— учитывать потребности ребенка при выборе рассказа;

— избегать рассказов и сказок, изобилующих суевериями,

— тех, которые так любят рассказывать бабушки;

— уделять внимание рассказам о героях и выдающихся личностях (ученых, проповедниках и т. д.). Это наиболее важно в переходном возрасте, когда ребенку особенно необходимы благородные и яркие примеры для подражания;

— стараться определить особенности характера ребенка и его интересы, наблюдая за его реакцией или за тем, какие книги выбирает он сам; не мешает интересоваться его мнением о героях и различных ситуациях, а также о том, как бы поступил он; 

— не следует заострять внимание на деталях, не способствующих достижению воспитательных целей, особенно если эти детали непонятны ребенку;

— рассказ лучше начать с вопроса ребенку, чтобы сразу заинтересовать его и заставить внимательно слушать; с этой же целью можно задавать вопросы по ходу повествования;

— в конце рассказа следует сделать поучительный вывод;

— развивать навыки сравнения и анализа, проводя параллели между событиями рассказа и событиями жизни ребенка.

5. Игры как воспитательное средство

Неразумно покупать детям игрушки и игры, которые оказывают разрушительное воздействие на систему наших мусульманских культурных ценностей, оправдываясь тем, что это всего лишь развлечение.

Мы могли бы рекомендовать следующее:

— приобретать игрушки, которые оказывают благотворное влияние на личность ребенка в нравственном и религиозном плане;

— привлекать внимание ребенка к ролевым играм социального характера;

— уделять внимание конструкторам и игрушкам, которые можно разбирать; это развивает у ребенка сообразительность и творческие навыки;

— подбирать для мальчиков такие игрушки, которые развивают мужественность, а для девочек — женственность;

— использовать элементы игры в решении важных проблем;

— приучать ребенка вести диалог между игрушками, олицетворяющими социальные персонажи;

— принимать участие в детских играх; передают, что благословенный Посланник Аллаха как-то нес у себя на спине аль-Хасана и аль-Хусейна, да будет доволен ими Аллах, говоря при этом: «Какой у вас прекрасный верблюд и какие вы прекрасные мешки!»;

— не следует прерывать детскую игру; передают, что однажды благословенный Посланник Аллаха совершил столь долгий поклон, что некоторые его сподвижники испугались, не умер ли он. Но когда его спросили об этом, он ответил, что на его спине играли аль-Хасан и аль-Хусейн и он боялся помешать их игре;

— не следует наказывать ребенка, если он нечаянно сломал игрушку; ребенок стремится познать мир и, конечно, хочет узнать, как устроена его игрушка: если его наказывать, он будет бояться разбирать игрушки и, как следствие, бояться познавать, замкнется в себе, что негативно отразится на его формировании и будущих успехах в профессиональной, личной и общественной жизни.

6. Влияние извне

Дом уже давно не является крепостью, защищенной со всех сторон и закрытой для всего нежелательного. Торговые компании используют рекламу, чтобы наполнить наши дома своей продукцией, иногда сомнительного качества и содержания. Мы можем посоветовать следующее:

— внимательно следить за тем, что приносят в дом дети (журналы, книги, кассеты и т. д.);

— тщательно выбирать телевизионные программы, так как по большей части они направлены на разрушение нравственных и религиозных ценностей;

— если родители обнаружат, что дети смотрят вредные программы, они должны вмешаться, но мягко, поскольку категоричный запрет не искоренит желания смотреть эти программы, а приведет лишь к тому, что дети будут это делать тайком от родителей, например, когда родителей нет дома, или потребуют отдельный телевизор;

— критикуя что-либо, необходимо объяснить, почему это плохо и в чем заключается опасность, чтобы ребенок понял причины и не стремился к этому;

— если родители видят, что ребенок очень привязался к чему-то нежелательному, они должны прибегнуть к принципу постепенности, отучая его от этого нежелательного дела, и этим они добьются гораздо большего, чем категоричными запретами и гневом;

— наилучшим решением является предоставление благотворных альтернатив (при условии, что они привлекательны для ребенка).

Дополнительные воспитательные учреждения

Мы не случайно уделили так много внимания семье, так как она является главным институтом воспитания. Семейное воспитание — необходимая основа для формирования личности. Дополнительные или второстепенные воспитательные учреждения призваны укреплять и поддерживать эту основу, иногда корректировать, но они никогда не смогут заменить семейное воспитание.

Мусульманские дополнительные учреждения

Мечеть

Воскресная арабская/ мусульманская школа

Регулярная мусульманская школа (такие школы уже существуют в некоторых европейских странах)

Подготовительные или дополнительные курсы (особенно перед экзаменами)

Детский сад

Спортивные и культурные центры

Молодежные организации

Исследовательские общества

Общество мусульманского ребенка

Женское общество

Центр воспитательного и социального ориентирования

Задачи дополнительных воспитательных учреждений

Мечеть

— должна быть лучшим помощником и поддержкой семьи в осуществлении ее воспитательных функций;

— подавать родителям достойный пример и дать им почувствовать, сколь велика и благородна возложенная на них обязанность, за выполнение которой с них будет спрошено в День воскрешения;

— проводить занятия и проповеди, на которых будут разбираться причины детского непослушания и методы исправления ситуации;

— предупреждать об опасности разложения мусульманской семьи;

— разбираться в причинах, мешающих детям посещать мечеть и устранять их;

— проводить время от времени собрания с имамом;

— обращать внимание на перевод краткого изложения пятничной проповеди и еженедельного урока, чтобы дети не лишались религиозного наставления;

— проводить беседы с детьми на религиозные темы, выслушивая их мнения и отвечая на вопросы, в присутствии имама;

— рекомендовать родителям время от времени брать с собой в мечеть маленьких детей.

Арабская/мусульманская школа

Многие дети воспринимают посещение школы при мечети как обременительную обязанность и идут туда с большой неохотой. И это потому, что им приходится посещать ее по воскресеньям, в дополнение к нагрузке регулярной школы. Поэтому необходимо приложить все усилия и сделать процесс обучения в воскресной школе интересным и привлекательным для детей. Наши рекомендации таковы:

— Серьезные занятия должны чередоваться с тем, что развлечет детей, снимет усталость и поможет снова сконцентрироваться на серьезном.

— Давать детям возможность развлечься на переменах, следя за тем, чтобы они не выходили за рамки дозволенного.

— Необходимо оборудовать специальные детские мастерские, где дети будут приучаться к ручному труду, причем работу в этих мастерских можно организовать в форме игры, чтобы детям было интересно.

— Следует укреплять дух сотрудничества и взаимопомощи. С этой целью можно организовать рабочие группы с ограниченным количеством учащихся.

— Надо связывать любую деятельность с нравственными и социальными ценностями ислама.

— Можно организовать небольшие спектакли на злободневные темы. Это поможет детям сориентироваться в жизни и занять правильную позицию по отношению к тем или иным событиям.

— Неплохо было бы привлекать детей к уборке школьной территории, своей улицы, посещению больных и оказанию помощи нуждающимся.

— Можно сопровождать занятия поучительными рассказами по теме урока.

— Следует помогать детям украшать класс, содержать в порядке их школьные шкафчики, оформлять расписание и т. д.

— Нелишне создать вместе с детьми стенгазету, освещающую разные стороны их жизни.

— Полезно обучать детей арабскому языку, используя различные развлекательные программы. Такое преподавание языков давно используется государственными школами, и, возможно, поэтому дети предпочитают ходить туда, а не в школы при мечети.

— Можно привлекать видео- и аудиоматериалы как во время урока, так и после него, тщательно отбирая их.

— Хорошо бы уделить большое внимание лексическому запасу и формировать его исходя из воспитательных нужд и потребностей внутреннего мира мусульманина в Европе.

— Надо создать регулярные мусульманские школы в качестве альтернативы государственным.

Культурное развитие детей

Мусульманские семьи часто жалуются на отсутствие или нехватку детской мусульманской литературы, тогда как в каждой европейской библиотеке есть специальный зал для детей. В этой связи мы рекомендуем следующее:

— развивать детскую литературу, учитывая особенности европейского общества и уделяя внимание хорошему качеству издания и художественному оформлению;

— переводить достойные произведения с арабского языка;

— выпускать детские журналы для разных возрастов;

— освещать современные научные открытия в доступном для детей виде.

Роль воспитательных учреждений при натурализации

Многие мусульманские дети в Европе страдают от духовной и культурной раздвоенности, из-за того, что находятся между двумя цивилизационными пространствами. Чтобы помочь им, мы рекомендуем следующее:

— Объяснить детям, что жизнь в Европе

— неизбежная необходимость и что это не противоречит шариату. Напротив, шариат поощряет пребывание мусульман в западных странах как посланников истины и блага.

— Приучать детей соблюдать мусульманские законы, проводящие четкое различие между запретным и дозволенным. При этом следует объяснять, что европейские законы не обязывают нас преступать законы ислама (например, запрет на употребление спиртных напитков и прелюбодеяния), кроме некоторых случаев (вопрос о хиджабе).

— Организовывать экскурсии, посещения достопримечательных мест и музеев страны проживания.

— Выделять специальный день для разъяснения обязанностей людей, живущих в городе. Например, один день посвятить правилам дорожного движения, другой — экологии города и т. д.

— Участвовать в общенациональных праздниках, если они не противоречат ценностям ислама. Тем самым мы продемонстрируем другим гражданам, что мусульмане — часть этого общества.

Источник: www.diary.ru

08.09.13.