Абдул-Хаким аш-Шишани (Рустам Ажиев) — чеченский и сирийский военный деятель, командир джамаата «Аджнад аль-Кавказ», ветеран Второй Российско-Чеченской войны, рассказал ИА «Нохчийчоь» о ситуации в Сирии, собственном видении ситуации в Чечне и политической программе своего джамаата
Ассаламу алейкум ва рахматуллахи ва баракатуху, Абдул-Хаким!
Весьма рады, что вы уделили время на интервью с нашим изданием, тем самым удовлетворив растущий в чеченской среде интерес к джамаату «Аджнад аль-Кавказ», и выражаем вам свою благодарность!
Ва алейкум ассалам ва рахматуЛлахи ва баракатух. Мы тоже будем рады ответить на ваши вопросы и признательны вам за внимание. Пусть Аллах воздаст вам благом.
Абдул-Хаким, ваш джамаат всё чаще мелькает в сирийских фронтовых сводках, однако простые люди за пределами Сирии практически ничего не знают об ваших политических убеждениях. Не могли бы вы кратко рассказать об истории возникновения вашего джамаата?
Если отталкиваться от самого слова «джамаат», то в нем я состою с 1998 года, на джихад же вышел в 2000 году в составе джамаата Умткира. Если же говорить о нашем джамаате в Сирии, то он существует с 2013 года. После безуспешных попыток вернуться домой, мы решили принять участие в Сирийском джихаде, чтобы помочь местным братьям и сестрам мусульманам.
Сначала мы были небольшой группой знакомых между собой братьев. Мы присоединились к местной группе Ансару аш-Шам, а уже с течением времени к нам стали присоединяться братья из Европы, Турции и с родины. Весной 2014 года мы вышли из Ансару аш-Шам и создали отдельную группу. Сегодняшнее название, флаг и структура сформировались позже, уже весной 2015 года.
В джамаате состоят только чеченцы или и представители других кавказских народов?
В джамаате есть и представители других кавказских народов, и местные сирийцы, и другие арабы.
Правда ли, что «Аджнад аль-Кавказ» не относится ни к ичкерийскому, ни к имаратовскому низаму?
Да, это правда.
Каковы ваши отношения с перечисленными выше политическими фракциями ичкерийцев и имаратовцев? Есть ли в вашей идеологии точки соприкоснования с ними и в чём ваши различия с ними?
Мы открыты для всех во всем, что позволяет нам наша религия, в частности для борьбы против русских оккупантов.
Прежде чем говорить о наших идейных расхождениях, нам не помешало бы для начала избавиться от следования за людьми, паразитирующими на этих названиях, для которых будь то Ичкерия или Имарат стали кормушкой и способом достижения особого положения среди различных групп наших людей, хотя они реально никогда и ничем не помогали тем, кто находился в те годы дома. Что касается остальной части нашего общества, то даже если мы расходимся в каких-то идеологических вопросах, у нас есть цели и задачи, в решении которых мы должны быть единодушны. В первую очередь мы должны избавиться от российской оккупации нашей земли.
В российских тюрьмах находятся тысячи вайнахов и других наших единоверцев. К примеру, все мы знаем, как сильно нуждаются в нашей помощи и поддержке родственники муджахидов, которые преследуются и изгоняются из своих домов муртадами. Чтобы помочь этим людям, не обязательно нужно быть ичкерийцем, имаратчиком или кем-то еще, достаточно быть человеком и мусульманином. Хвала Аллаху, что есть люди неравнодушные к чужому горю, и их награда у Аллаха. Реальная помощь тем, кто находится в беде, ценнее всех наших лозунгов и громких заявлений. Конечно, все это упирается в финансовые и людские ресурсы, но совместная работа в таких вопросах принесла бы необходимый результат. И Аллах говорит нам в Коране: «помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности, но не помогайте друг другу в грехе и вражде».
Реальная помощь для тех, кто находится в беде, ценнее всех наших лозунгов и громких заявлений.
Как вы относитесь к идее чеченской и (или) общекавказской государственности? Считаете ли вы призыв реанимации такого государства актуальным? И если да, то каким это государство видите лично вы?
Борьба за освобождение мусульманских земель и установление на ней Закона Аллаха — обязанность всех мусульман. Независимая территория и Шариат — это и есть главные атрибуты государства мусульман. Конечно, все мы мечтаем и работаем над созданием такого государства, пусть даже оно будет создано одним или несколькими мусульманскими народами. Но нам также надо понимать, что построить одно такое государство в пределах одной маленькой нации в современных условиях практически невозможно. Хотя бы потому, что по соседству с нами находится кровожадная империя. Об этом говорил еще Джохар, а до него Шейх Мансур, Имам Шамиль и другие наши лидеры, которые пытались сплотить Кавказ и других мусульман для борьбы против России.
Тот, кто думает, что кто-то со стороны придет и подарит нам независимость, или что нам просто так дадут самим решать, как нам жить на нашей земле, пусть взглянет на нашу историю начиная с сегодняшнего дня и до прошлых веков. Даже Украина и Грузия, будучи немусульманскими странами, не спаслись от русской агрессии, и сегодня территории целых регионов этих государств находятся под русской оккупацией, прикрытой различными вывесками. Поэтому, реальной независимости мы сможем достичь лишь тогда, когда мы будем в состоянии выстоять против агрессии русских, или же против любой другой агрессии. Чеченская Республика Ичкерия навсегда останется славной страницей в истории нашего народа. У нас были выдающиеся лидеры, которые все до единого ушли несломленными. Но мы должны понять, что настало другое время и оно ставит перед нами новые вызовы.
Не так давно, представители Рамзана Кадырова обвиняли вас в подстрекательстве чеченской молодёжи к атакам на местных полицейских. Насколько это соответствует действительности?
Возможно вы спрашиваете про того задержанного парня, который заявил, что в интернете у него был ник «Абдул-Хаким Шишани». Там просто произошла путаница из-за одинакового имени. Что касается атак на работников силовых структур, то все знают об их дозволенности. Другой вопрос, насколько они целесообразны и эффективны. Нас расстраивает, когда мы узнаем, что число убитых братьев превышает число уничтоженных муртадов. Поэтому нужно смотреть на этот вопрос через призму пользы и вреда. В остальном же, я считаю, что мы не в праве призывать братьев к подобным атакам, или сдерживать от них, находясь вдали от дома.
Ранее один из американских информресурсов обвинил ваш джамаат в причастности к террористической деятельности. Как вы можете прокомментировать эти обвинения?
Впервые эти обвинения прозвучали после освобождения Идлиба. Что интересно, в этой операции участвовало около шести тысяч моджахедов. Были и Джабха, и Ахрар, и группы ССА, так называемые «умеренные». Но в террористы почему-то зачислили именно нас.
Республика Ичкерия навсегда останется славной страницей в истории нашего народа. У нас были выдающиеся лидеры, которые все до единого ушли несломленными. Но мы должны понять, что настало другое время и оно ставит перед нами новые вызовы.
В одном из интервью Шамиль сказал: «Ну ладно, я — террорист, а они кто тогда?». Вот и мы спрашиваем: если нас называют террористами из-за помощи угнетённым мусульманам, то кем являются Башар, Путин, которые убили и продолжают убивать десятки и сотни тысяч человек в разных странах мира? Некоторые курдские партии были ранее объявлены террористами, но сейчас они стали их союзниками, несмотря на то, что они продолжают совершать теракты на территории Турции, которая, в свою очередь, является членом НАТО. Та же история с ливанской Хизбуллой, которая раньше тоже стояла в списках террористических организаций, а сейчас фактически является их союзником. Просто мы видим их игру слов и навешивание ярлыков в зависимости от их политических интересов.
Каковы ваши взаимоотношения с сирийскими повстаническими группами: Джабхат-ан-Нусра, Ахрар-Шам, ССА?
Хвала Аллаху, мы ни с кем не конфликтуем. С кем-то, конечно, работаем теснее.
Российская пропаганда часто связывает вас с ИГИЛ. Что вы можете сказать по этому поводу?
Российская пропаганда пытается все противоборствующие Башару Асаду силы представить, как ИГИЛ. Известно, что почти все их бомбардировки мирного населения, и в общем бомбардировки территорий, подконтрольных моджахедам, не имеющих отношения к ИГИЛ, русские пытаются преподнести как войну с ИГИЛ. Сами же мы не имеем и никогда не имели к ним никакого отношения.
Не кажется ли вам, что разделение на группы, которое имеет место среди сирийских повстанцев, присутствует так же и в среде чеченского сопротивления и мешает им точно так же, как сирийцам?
Да, действительно. Отчасти это так.
Какие пути для преодоления раскола внутри чеченцев вы видите?
Раскол среди чеченцев имеет много причин и успел пустить глубокие корни. Разное понимание религии, разные политические взгляды, и многое другое. Аллах сказал в Коране: «Если же вы станете препираться о чем-нибудь, то обратитесь с этим к Аллаху и Посланнику, если вы веруете в Аллаха и Последний день».
В действительности рецепт преодоления этого раскола прост, но эго и амбиции отдельных людей неимоверно усложняют его.
С нашей стороны мы не раз выступали с инициативой объединения. Первый раз мы обратились с этим к Тархану, но у нас ничего не получилось. Вторая попытка была адресована Асланбеку, на этой встрече также присутствовали другие амиры. Третья попытка была, когда мы предложили собрать шуру из ученых и студентов, которые бы собрали вайнахов под руководством одного человека. Мы не претендовали на лидерство и были согласны быть в подчинении единого амира, на которого бы согласились все остальные, и у нас есть свидетели этих встреч. Когда же мы увидели безрезультатность этих попыток, то решили двигаться своими силами, не расчитывая на то, что нам удастся объединить всех братьев.
Ограничивается ли деятельность вашего джамаата исключительно военными действиями, или вы выступаете с собственной политической программой?
На территории Сирии наши действия во многом ограничиваются военными операциями. Остальными вопросами должны заниматься местные мусульмане. Что касается действий направленных на Кавказ, то конечно должна быть и политическая программа, и детальный проект для того, чтобы изменить ситуацию на Кавказе в нашу пользу. Обо всем сейчас говорить не могу, но хочу сказать, что мы не воюем просто ради того, чтобы повоевать.
Не так давно активизировалось гражданское сопротивление среди чеченцев — в ряде стран Европы и Турции стали происходить митинги, как памятные, приуроченные к знаменательным датам новейшей истории Чечни, так и протестные, когда люди собирались для выражения недовольства проводимой в Чечне политики со стороны местного режима. Как вы относитесь к таким методам борьбы? Считаете ли вы военными методы единственно правильными, или также признаете действенность альтернативных направлений политической борьбы?
Мы должны смотреть на все сквозь призму Ислама. Что касается дозволенности проведения митингов или шествий, то об их дозволенности сказали некоторые ученые. Другой вопрос об их практической пользе в конкретных случаях. Конечно, в них есть свои плюсы. Люди узнают, что есть немалая часть чеченского общества, не смирившаяся с русской оккупацией и политикой их марионеток. Были случаи, когда за счет общественного давления удавалось спасти от выдачи палачам наших братьев и сестёр. Но нам надо знать, что главная борьба происходит на поле битвы и никакие другие виды борьбы нам не принесут результатов, если мы не будем вести реальную войну с оружием в руках против тех кто воюет против нас. Мы знаем это из действительности нашего мира. Одни так заигрались в политику, что кажется уже потеряли всякую связь с реальностью, у других же вся война перешла в интернет.
В заключении мы хотели бы обратиться ко всем нашим соотечественникам, кому небезразлична судьба нашего народа и других мусульман. Мы пришли в Сирию потому, что здесь такие же наши братья и сестры, которые нуждаются в нашей помощи. Возможно, что отсюда потом представится возможность оказывать помощь нашим братьям и сестрам на Кавказе. Все мы видим, что происходит у нас дома и в каком удручающем положении находится наш народ. Даже после оккупации чеченцы могли кое-как жить и исповедовать свою религию, что было связано с тем, что были люди, которые сражались и отдавали за это свои жизни, а не просто вывески «Ичкерия» или «Имарат».
Сейчас же ситуация ухудшается с каждым днем. После того, как у людей забрали возможность исповедовать Ислам во всей полноте, на них стали покушаться и во всех остальных сферах их жизни. Всё это из-за того, что сейчас там отсутствует реальная сила, которая бы противодействовала этому. Как уже было сказано выше, нам всем нужно работать в том направлении, в котором мы единодушны.
Нет разницы приверженцами какого политического проекта или идеи каждый из нас является. Мы должны помогать друг другу в борьбе против России и их марионеток, будь то финансовая, информационная, моральная или любая другая поддержка. Мы знаем, как болезненно марионетки реагируют даже на ролики в интернете.
Если мы не можем освободить из тюрем наших братьев и сестер, то мы можем помочь их семьям, можем попытаться повлиять на их сроки или условия содержания, или хотя бы получить возможность для их близких навещать их. Многие сейчас пали духом из-за того, что не видят никакого прогресса в нашей борьбе. Но мы не должны опускать руки. В действительности мы можем и должны действовать в различных направлениях нашей праведной борьбы, дополняя её другими богоугодными делами. И пусть все это сопровождается постоянными молитвами и работой над собой.
Пусть Аллах сделает наши намерения искренними, укрепит нас на Своем пути и дарует нам победу!
Источник: nohchicho.com
17.02.17.